Об оспаривании выводов сулжебной проверки



Судья         Ерина Н.П.                                             Дело № 33-1814/81

Докладчик Литюшкин В.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                              Литюшкина В.И.

судей                    Елховиковой М.С. и    Козиной       Е.Г.

при секретаре                            Кострюковой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 сентября 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по частной жалобе Акимова Н.П. на определение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 июля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Акимов Н.П. обратился в суд с иском к прокуратуре Республики Мордовия об оспаривании выводов служебной проверки.

В обоснование требований указал на то, что в отношении него, прокурора Инсарского района Республики Мордовия, в период с 11 января по 1 марта 2011 г. проведена служебная проверка, поводом к проведению которой послужило обращение в прокуратуру Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования. По результатам служебной проверки 1 марта 2011 г. прокурор Республики Мордовия утвердил заключение, в котором содержатся выводы о том, что он совершил проступок и действия, порочащие честь и достоинство прокурорского работника, и которым ставился вопрос о его пребывании в занимаемой должности. Истец считает заключение служебной проверки незаконным, поскольку оно не содержит сведений, которые могут рассматриваться как порочащие звание прокурорского работника. Кроме того, он считает, что такое заключение служебной проверки умаляет его достоинство и создает о нем мнение как о лице, не соблюдающем нормы законодательства о прохождении службы прокурорскими работниками.

В этой связи он просил суд признать незаконными действия прокуратуры Республики Мордовия в части констатации выводов о совершении им действий порочащих честь и достоинство прокурорского работника, а также о постановке вопроса перед Генеральным прокурором Российской Федерации о его пребывании в должности прокурора Инсарского района Республики Мордовия.

Определением Ленинского районного суда г. Саранска республики Мордовия от 12 июля 2011 г. производство по делу по иску Акимова Н.П. к прокуратуре Республики Мордовия об оспаривании выводов служебной проверки прекращено.

В частной жалобе Акимов Н.П. с определением суда не согласен, просит его отменить, ссылаясь на то, что оспариваемое заключение служебной проверки касается его служебной деятельности и затрагивает его права и законные интересы.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.

Согласно статье 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.

Из материалов дела усматривается, что по обращению Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в отношении прокурора Инсарского района Республики Мордовия Акимова Н.П. в период с 11 января по 28 февраля 2011 г. проводилась служебная проверка, по результатам которой 28 февраля 2011 г. составлено заключение, утвержденное прокурором Республики Мордовия 1 марта 2011 г.

Согласно данному заключению в ходе проверки установлено, что в действиях Акимова Н.П. имеет место нарушение Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации, Присяги прокурора (следователя), общепринятых норм морали и нравственности, основанных на принципах законности, справедливости, независимости, объективности и честности.

В связи с чем, в заключении служебной проверки предложено поставить перед Генеральным прокурором Российской Федерации вопрос о пребывании Акимова Н.П. в должности прокурора Инсарского района Республики Мордовия.

1 марта 2011 г. в адрес Акимова Н.П. направлено уведомление об окончании служебной проверки, при этом ему было разъяснено право на ознакомление с заключением служебной проверки.

16 марта 2011 г. в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для согласования были направлены представление об освобождении Акимова Н.П. от должности и увольнении из органов прокуратуры и материалы служебной проверки.

Письмом от 7 апреля 2011 г. № 32-61-2011 указанное представление и материалы служебной проверки возвращены в адрес прокурора Республики Мордовия.

Прекращая производство по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемыми действиями прокуратуры Республики Мордовия не затрагиваются права, свободы и законные интересы Акимова Н.П., не создаются препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него не возлагается какая-либо обязанность и он не привлекается к какой-либо ответственности.

В силу статьи 129 Конституции Российской Федерации прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Согласно статье 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение работниками своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорского работника, руководители органов и учреждений прокуратуры имеют право налагать на них следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; понижение в классном чине; лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»; лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение из органов прокуратуры.

Генеральный прокурор Российской Федерации имеет право налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания в полном объеме.

Генеральный прокурор Российской Федерации определяет полномочия соответствующих руководителей по привлечению к дисциплинарной ответственности работников, назначаемых на должность Генеральным прокурором Российской Федерации.

В соответствии Приказом Генпрокуратуры Российской федерации от 6 августа 2002 г. № 48 «О полномочиях руководителей органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в дисциплинарной и некоторых других сферах» прокурорам субъектов Российской Федерации предоставлены полномочия по наложению дисциплинарных взысканий на работников, назначенных на должность Генеральным прокурором Российской Федерации (кроме своих заместителей), за исключением понижения их в классном чине, лишения нагрудных знаков «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации», «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», а также увольнения из органов прокуратуры.

При этом пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору Российской Федерации.

Таким образом, дисциплинарное взыскание в виде увольнения на прокурора района может быть наложено только Генеральным прокурором Российской Федерации.

Проведение служебных проверок в отношении работников прокуратуры регламентируется Приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № 70 «О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации», согласно которому проверке подлежат обращения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, информация, поступившая из органов МВД России, ФСБ России, других правоохранительных органов и специальных служб, общественных организаций, сообщения средств массовой информации и иных источников о совершении прокурорскими работниками органов и учреждений прокуратуры и Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации административных правонарушений, проступков, порочащих честь прокурорского работника, а также нарушении ими требований Присяги прокурора (следователя).

Решение о проведении проверки (служебного расследования) в прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах принимать руководителю прокуратуры, к компетенции которого относится назначение на занимаемую должность прокурорского работника, а в отношении прокуроров городов и районов, приравненных к ним прокуроров - прокурору субъекта Российской Федерации, приравненному к нему военному прокурору и прокурору иной специализированной прокуратуры.

Срок проведения проверки составляет 30 дней, если законодательством не установлен иной срок. В случае необходимости и при наличии оснований срок проверки продлевать лицу, давшему указание о ее проведении.

Не позднее суток с момента завершения проверки (служебного расследования) письменно уведомлять прокурорского работника, в отношении которого она проводилась, о результатах, а при наличии письменного ходатайства - знакомить его с материалами проверки (служебного расследования).

Согласно пункту 7 Приложения № 2 к инструкции по учету кадров прокурорских работников в органах и учреждениях прокуратуры Российской федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. № 983-к, при внесении представления об освобождении от должности и увольнении за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей или нарушение Присяги прокурора (следователя), а также совершение проступка, порочащего честь прокурорского работника, к представлению прилагаются материалы проверки.

При этом заключение по результатам служебной проверки содержит лишь выводы проводившего ее сотрудника о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого проводится проверка, фактов совершения проступков, порочащих честь и достоинство прокурорского работника.

Из системного толкования указанных выше норм права следует, что окончательное решение о том, имеется ли в действиях конкретного прокурорского работника проступки, порочащие честь и достоинство работника прокуратуры, за совершение которых он подлежит увольнению со службы, принимает прокурор, уполномоченный налагать дисциплинарное взыскание в виде увольнения.

Учитывая, что на момент рассмотрения спора какого-либо решения на основании материалов служебной проверки и представления об освобождении Акимова Н.П. от занимаемой должности и увольнении, не принято, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что для истца какие-либо правовые последствия по результатам служебной проверки не наступили.

Соответственно, действиями ответчика, выразившимися в констатации выводов о совершении Акимовым Н.П. действий, порочащих честь и достоинство прокурорского работника, и в постановке вопроса об его увольнении, какие-либо права, свободы и законные интересы истца не затрагиваются, к какой-либо ответственности он не привлекается.

Доводы частной жалобы Акимова Н.П. о том, что заключение служебной проверки затрагивает его права и законные интересы какими-либо доказательствами не подтверждаются.

Ссылка в частной жалобе на определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 21 июня 2011 г. также не может повлечь отмену обжалуемого определения, поскольку основана на неправильном токовании норм процессуального права.

Указанным определением суда кассационной инстанции дело было направлено на новое рассмотрение для установления судом первой инстанции наличия либо отсутствия нарушений прав и законных интересов Акимова Н.П. действиями ответчика и для разрешения дела, исходя из установленных фактических обстоятельств.

Таким образом, определение суда является законным и обоснованным и по доводам частной жалобы отменено быть не может.

Руководствуясь абзацем 2 статьи 374 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

    определила:

определение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 июля 2011 г. оставить без изменения, частную жалобу Акимова Н.П. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                   В.И. Литюшкин

Судьи                                                                                    М.С. Елховикова

                                                                                               Е.Г. Козина