Судья Ганченкова В.А. Дело №33-1823/57
Докладчик Козина Е.Г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи – председательствующего Литюшкина В.И.
судей Елховиковой М.С.
Козиной Е.Г.
при секретаре Кострюковой О.И.
с участием помощника прокурора
Республики Мордовия Каштановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 сентября 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе заместителя председателя Совета депутатов городского округа Саранск Игнатовой О.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 августа 2011 г.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения представителя Совета депутатов городского округа Саранск Республики Мордовия Юськаева Р.К., действующего на основании доверенности № 182 от 06 сентября 2011 г., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
прокурор Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов городского округа Саранск от <дата> <№> «О предоставлении земельных участков на торгах» недействующим, указав, что в ходе проверки соответствия федеральному законодательству решения Совета депутатов городского округа Саранск от <дата> <№> «О предоставлении земельных участков на торгах» прокуратурой Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия установлено, что данный муниципальный нормативный правовой акт противоречит указанному законодательству. Пунктом 1 указанного решения установлено, что предоставление в аренду или в собственность для целей строительства, находящихся в муниципальной собственности городского округа Саранск земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления городского округа Саранск имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах во всех случаях, за исключением: предоставления земельных участков в аренду для строительства объектов, финансирование строительства которых (полностью или частично) осуществляется за счет средств федерального, республиканского бюджета Республики Мордовия и бюджета городского округа Саранск; предоставление земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления, учреждений или унитарных предприятий, учредителями которых является Российская Федерация, Республика Мордовия или муниципальное образование; предоставление земельных участков для строительства (при условии, что цель и вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства не будут изменяться): объектов, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также для ликвидации их последствий; кладбищ и других видов захоронений; объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов размещения, утилизации, переработки отходов; объектов коммунального хозяйства (сооружений очистки производственных и бытовых сточных вод); многоярусных автостоянок (паркингов) и многоярусных гаражей с учетом предоставления застройщиком машино-мест собственникам демонтируемых гаражей в возведенном им объекте; предоставление земельного участка взамен изымаемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации). Таким образом, решение не устанавливает конкретного перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах, который органы местного самоуправления вправе устанавливать в соответствии с пунктом 1.1. статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, его содержание является неопределенным.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 августа 2011 г. заявление прокурора Ленинского района г. Саранска Республики Мордовия удовлетворено.
Решение Совета депутатов городского округа Саранск от <дата> <№> «О предоставлении земельных участков на торгах» признано недействующим полностью со дня принятия решения суда.
В кассационной жалобе заместитель председателя Совета депутатов городского округа Саранск Игнатова О.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления прокурора отказать, считает, что у суда не было законных оснований для признания решения Совета депутатов городского округа Саранск от <дата> <№> «О предоставлении земельных участков на торгах» недействующим.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
Из материалов дела следует, что <дата> в выпуске газеты «Вечерний Саранск» <№> было опубликовано решение Совета депутатов городского округа Саранск Республики Мордовия от <дата> <№> «О предоставлении земельных участков на торгах».
Пунктом 1 решения Совета депутатов городского округа Саранск от <дата> <№> «О предоставлении земельных участков на торгах» установлено, что предоставление в аренду или в собственность для целей строительства находящихся в муниципальной собственности городского округа Саранск земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления городского округа Саранск имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах во всех случаях, за исключением:
предоставление земельных участков в аренду для строительства объектов, финансирование строительства которых (полностью или частично) осуществляется за счет средств федерального, республиканского бюджета Республики Мордовия и бюджета городского округа Саранск;
предоставление земельных участков для строительства объектов, предназначенных для обеспечения деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления, учреждений или унитарных предприятий, учредителями которых является Российская Федерация, Республика Мордовия или муниципальное образование;
предоставление земельных участков для строительства (при условии, что цель и вид разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства не будут изменяться):
объектов, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также для ликвидации их последствий; кладбищ и других видов захоронений;
объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, объектов размещения, утилизации, переработки отходов;
объектов коммунального хозяйства (сооружений очистки производственных и бытовых сточных вод);
многоярусных автостоянок (паркингов) и многоярусных гаражей с учетом предоставления застройщиком машино-мест собственникам демонтируемых гаражей в возведенном им объекте.
предоставление земельного участка взамен изымаемого земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
С учетом требований пункта 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обратился в суд с заявлением о признании решения Совета депутатов городского округа Саранск от <дата> <№> «О предоставлении земельных участков на торгах» недействующим, в обоснование требований прокурор указал, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах. Данные положения содержатся в Земельном кодексе Российской Федерации.
Разрешая заявление прокурора, суд обоснованно признал оспариваемое решение Совета депутатов городского округа Саранск недействующим.
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
С учетом приведенных положений закона и анализа оспариваемого постановления суд пришел к выводу о том, что оно не устанавливает конкретного перечня случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах, который органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать в соответствии с пунктом 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем его содержание является неопределенным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, полагая, что содержащееся в оспариваемом решении указание на предоставление земельных участков исключительно на торгах, кроме случаев, определенных федеральным законодательством, не позволяет признать постановление соответствующим пункту 1.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оспариваемым решением предусматривается, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства осуществляется исключительно на торгах, кроме случаев, предусмотренных подпунктами 1 - 4 пункта 1 решения.
Между тем, в соответствии с нормами Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется на торгах. Указанное свидетельствует о том, что оспариваемым постановлением фактически исключается процедура предоставления земельных участков в собственность с предварительным согласованием мест размещения объектов (то есть без проведения торгов) и нарушается право заинтересованных лиц на предоставление земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Соответствующий вывод суда судебная коллегия признает правильным.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится в случае предоставления земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства.
Разрешая заявление прокурора, суд правильно указал в решении, что в нарушение приведенного положения федерального законодательства оспариваемым решением (подпунктом 1 пункта 1) установлена возможность предоставления земельных участков без проведения торгов по продаже таких участков или по предоставлению права аренды земельных участков.
Соглашаясь с выводами суда и полагая, что они не опровергаются доводами кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения суда.
В целом доводы кассационных жалоб сводятся к несогласию с решением, что не является основанием для его отмены.
Таким образом, оснований, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя председателя Совета депутатов городского округа Саранск Игнатовой О.В. – без удовлетворения.
Председательствующий В.И.Литюшкин
Судьи М.С.Елховикова
Е.Г.Козина