Судья Байшев А.К. Дело №33-1798/27
Докладчик Козина Е.Г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Литюшкина В.И..
судей Елховиковой М.С.
Козиной Е.Г.
при секретаре Кострюковой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 сентября 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе заместителя начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» Асадуллиной Л.В. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 3 августа 2011 г.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Мишин А.Е. <><обратился ><в ><суд ><с ><иском ><к ><ГУ – «Управление ><Пенсионного ><фонда ><Российской Федерации ><в ><Торбеевском ><муниципальном ><районе ><Республики Мордовия» о признании незаконным решения ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия», включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности выплатить досрочную трудовую пенсию по старости за неоплаченный период, >указав, что <решением> пенсионного органа №20 от 18 апреля 2007 г. ему было отказано в назначении <><досрочной ><трудовой ><пенсии ><по ><старости ><><в ><связи ><с ><осуществлением ><педагогической ><деятельности ><в ><учреждениях ><для >детей<, ввиду отсутствия необходимого специального стажа.>
В специальный стаж не были включены следующие периоды: с 25 февраля 2000 г. по 18 марта 2000 г. - курсы повышения квалификации; с 19 марта 1990 г. по 13 апреля 1990 г. - учебные сборы; с 6 августа 1996 г. по 25 августа 1996 г., 28 сентября 1996 г. - отпуск без сохранения заработной платы; 22 июня 1987 г., с 4 по 9 января 1993 г., с 9 по 11 марта 1993 г., с 1 по 2 июня 1993 г., 5 мая 1994 г., с 3 по 6 мая 1995 г. – отгулы, а также 445 дней командировки.
Считает, что периоды нахождения на курсах повышении квалификации и командировки подлежат зачету в специальный стаж, дающий ему право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Просил суд признать незаконным и отменить указанное решение пенсионного органа в части не включения в педагогический стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 25 февраля 2000 г. по 18 марта 2000 г. и 445 дней нахождения в командировке; <><><><>обязать ответчика зачесть в специальный трудовой стаж указанные периоды и выплатить ему трудовую пенсию по старости за период с 18 апреля 2007 г. по 10 сентября 2007 г.
Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 3 августа 2011 г. исковые требования Мишина А.Е. удовлетворены частично.
Отменено решение ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» №20 от 18 апреля 2007 г. в части не включения в специальный стаж периодов нахождения Мишина А.Е. на курсах повышения квалификации и в командировках.
На ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» возложена обязанность включить Мишину А.Е. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью период нахождения на курсах повышения квалификации с 25 февраля 2000 г. по 18 марта 2000 г., а также 106 периодов нахождения в командировках, составляющих 268 дней и обязать ответчика выплатить Мишину А.Е. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью за период с 27 февраля 2007 г. по 10 сентября 2007 г.
В кассационной жалобе заместитель начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» Асадуллина Л.В. просит решение суда отменить, считает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца в части зачета в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации и в командировках.
В возражениях на кассационную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его правильным.
Из материалов дела следует, что решением <ГУ – «Управление ><Пенсионного ><фонда ><Российской Федерации ><в ><Торбеевском ><муниципальном ><районе >Республики Мордовия» №20 от 18 апреля 2007 г. Мишину А.Е. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия специального педагогического стажа.
По мнению пенсионного органа педагогический стаж истца составил 24 года 6 месяцев 4 дня, при требуемом законодателем 25-летнем стаже.
При этом в специальный стаж Мишина А.Е. не засчитаны периоды: с 25 февраля 2000 г. по 18 марта 2000 г. - курсы повышения квалификации; с 19 марта 1990 г. по 13 апреля 1990 г. - учебные сборы; с 6 августа 1996 г. по 25 августа 1996 г., 28 сентября 1996 г. - отпуск без сохранения заработной платы; 22 июня 1987 г., с 4 по 9 января 1993 г., с 9 по 11 марта 1993 г., с 1 по 2 июня 1993 г., 5 мая 1994 г., с 3 по 6 мая 1995 г. – отгулы, а также 445 дней командировки.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа в части исключения из трудового стажа периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировках.
<В ><соответствии ><с ><подпунктом ><19 ><пункта ><1 ><статьи ><27 ><Федерального ><закона ><от ><17 декабря 2001 г. 173-ФЗ><>< ><«О ><трудовых ><пенсиях ><в ><Российской ><Федерации» ><><трудовая ><пенсия ><по ><старости ><назначается ><ранее ><достижения ><возраста, ><установленного ><статьей ><7 ><закона,>< ><лицам, ><не ><менее ><25 ><лет ><осуществлявшим ><педагогическую ><деятельность ><в ><учреждениях ><для ><детей, ><независимо ><от ><их ><возраста.>
В соответствии со статьями 3, 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». То есть, основным принципом для включения в специальный трудовой стаж работника периодов работы и/или иной деятельности, является условие, связанное с уплатой страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, необходимое для исчисления страхового стажа.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно включил в педагогический стаж курсы повышения квалификации, поскольку за работником в указанный период сохранялось как место работы, так и производились выплаты, предусмотренные законодательством. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вместе с тем судом засчитаны в специальный стаж Мишина А.Е. периоды нахождения в командировке в количестве 268 дней.
Статьей 167 Трудового кодекса Российской Федерации установлены гарантии при направлении работников в служебные командировки. При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а так же возмещение расходов связанных со служебной командировкой.
Служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
За время нахождения истца в данных командировках за ним сохранялись место работы, средняя заработная плата, а также уплачивались взносы в Пенсионный фонд, поэтому периоды нахождения Мишина А.Е. в командировках являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд правильно включил в специальный стаж спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировке и обязал ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 27 февраля 2007 г.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства.
Доводы кассационной жалобы о том, что отсутствуют правовые основания для включения спорных периодов в специальный стаж для назначения досрочной пенсии, <>судебная коллегия считает несостоятельными, по указанным выше основаниям.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства дела, правильно применены подлежащие применению нормы материального права, вынесено законное и обоснованное решение, а поэтому оснований для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 3 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Торбеевском муниципальном районе Республики Мордовия» Асадуллиной Л.В. – без удовлетворения.
Председательствующий В.И.Литюшкин
Судьи М.С.Елховикова
Е.Г.Козина