Судья Крысина З.В. Дело № 33-1860/27
Докладчик Володина Г.Ф.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Межевовой Н.И.
судей Володиной Г.Ф.
Старинновой Л.Д.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 04 октября 2011г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 августа 2011 г.
Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф.; пояснения Крутиковой Л.И. и ее представителя Шукшиной И.А., действующей на основании устного заявления истицы Крутиковой Л.И. в соответствии с п.6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поддержавших доводы кассационной жалобы; исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Крутикова Л.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. В обоснование требований указала, что 17 июня 2011 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением Пенсионного фонда № 32430/131-765 от 08 июля 2011 г. в назначении данной пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа работы. При этом, из отработанного ею специального стажа ответчиком было зачтено 29 лет 0 месяцев 19 дней. В специальный стаж в календарном исчислении засчитан (кроме прочих периодов, которые она не оспаривает) период нахождения ее в отпуске без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 11 января 1990 г. по 02 ноября 1992 г.
Считала действия Пенсионного фонда неправомерными, поскольку спорный период работы должен быть ей засчитан в специальный стаж не в календарном, а в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Просила признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 08 июля 2011г. № 32430/131-765; обязать Пенсионный фонд зачесть ей в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 11.01.1990 по 02.05.1991 и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с 03.05.1991 по 02.11.1992; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 17 июня 2011 года.
Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 4 августа 2011г. постановлено: «иск Крутиковой Л.И. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия удовлетворить.
Признать незаконным и отменить в части решение начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия №32430/131-765 от 8 июля 2011 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть Крутиковой Л.И. в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и шесть месяцев периоды ее работы с 11 января 1990 г. по 2 мая 1991 г. - период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 3 мая 1991 г. по 2 ноября 1992 г. - период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Крутиковой Л.И. с 17 июня 2011 г. досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Крутиковой Л.И. 200 (двести) рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины».
В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм пенсионного законодательства, просит его отменить.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 32430/131-765 от 08 июля 2011 г. Крутиковой Л.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В специальный стаж в календарном исчислении засчитан период с 11.01.1990 по 02.11.1992 – нахождение в отпуске без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет со ссылкой на то, что в данный период сохраняются только трудовые отношения, но лечебная деятельность в отделении хирургического профиля не осуществляется. По мнению Пенсионного фонда, специальный стаж истицы составил 29 лет 0 месяцев 19 дней.
Суд первой инстанции обоснованно признал данное решение Пенсионного Фонда незаконным.
Из копии трудовой книжки на имя Крутиковой Л.И. усматривается, что она 01.08.1986г. принята на должность медсестры второго хирургического отделения Саранской городской клинической больницы № 4; 12.11.1992 уволена по собственному желанию.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 01 ноября 1999г., утвержден Список должностей, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 данного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывалась в стаже в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.
Этим же постановлением (пункт 2) установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, один год работы в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке) должен быть учтен как один год и 3 месяца, а. ... среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, кроме того, один год работы в этих должностях и подразделениях должен быть засчитан как один год и 6 месяцев.
Постановлением Правительства Российской Федерации №781 от 29.10.2002 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. При этом, исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта.
Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
В пункте 1 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, указано структурное подразделение - отделение хирургического профиля стационаров учреждений.
Лечебная деятельность по охране здоровья населения Крутиковой Л.И. в оспариваемые периоды с 11.01.1990 по 02.05.1991, с 03.05.1991 по 02.11.1992 в должности медсестры второго хирургического отделения в Саранской городской клинической больнице №4 подтверждается записями в трудовой книжке и не оспаривается ответчиком.
Данные периоды были засчитаны Пенсионным Фондом в специальный стаж истицы в календарном исчислении, однако суд первой инстанции правильно счел необходимым включить в специальный стаж истицы указанные периоды в льготном исчислении.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона Российской Федерации, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ Российской Федерации).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 г.), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения Крутиковой Л.И. в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Судом установлено, что в период с 11.01.1990 по 02.05.1991 Крутикова Л.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, с 03.05.1991 по 02.11.1992 – в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Названные периоды были включены ответчиком в стаж лечебной деятельности истицы в календарном порядке, поскольку, как указал ответчик, указанные периоды не могут рассматриваться как соответствующая профессиональная деятельность.
Вывод Пенсионного органа об отсутствии оснований для зачета периодов нахождения истицы в отпуске в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев является неправильным, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.
Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Из пункта 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, следует, что время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Таким образом, периоды нахождения Крутиковой Л.И. в отпуске без содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставленные ей до 06 октября 1992 г., должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении.
В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно отменил решение Пенсионного фонда, а довод кассационной жалобы об отсутствии оснований для включения истице в специальный стаж спорных периодов в льготном исчислении, не может повлечь отмену решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 4 августа 2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Межевова Н.И.
Судьи Володина Г.Ф.
Стариннова Л.Д.