о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Судья Павлунин Ф.С.                               Дело № 33-1893/27

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Литюшкина В.И.,

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Панковой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 октября 2011 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия Рыбаковой В.В. на решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 2 сентября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия Джалимовой Т.А., действующей по доверенности от 11 января 2011 года, поддержавшей доводы кассационной жалобы; судебная коллегия

установила:

Середина Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не были включены периоды ее работы в должности медсестры 9 отделения Республиканской психиатрической больницы, в должности медицинской сестры здравпункта АО «<данные изъяты>», в должности медицинской сестры здравпункта ОАО «АПО «<данные изъяты>», в должности медицинской сестры и старшей медицинской сестры детского комбината <данные изъяты> комбината хлебопродуктов. Считала отказ пенсионного органа неправомерным и просила признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия №39 от 20 мая 2010 г., обязать ответчика включить в специальный стаж периоды ее работы в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца с 1 января 1985 г. по 15 января 1986 г. в должности медсестры 9 отделения Республиканской психиатрической больницы, с 17 декабря 1993 г. по 15 июля 1994 г., с 15 сентября 1994 г. по 15 августа 1995 г., с 30 июля 1997 г. по 15 февраля 2000 г. в должности медицинской сестры здравпункта АО «<данные изъяты>», с 16 февраля 2000 г. по 28 февраля 2006 г. в должности медицинской сестры здравпункта ОАО «АПО «<данные изъяты>», период работы со 2 апреля 1990 г. по 31 марта 1991 г. в должности медицинской сестры и с 1 апреля 1991 г. по 1 октября 1993 г., с 15 сентября 1993 г. по 16 декабря 1993 г., в календарном исчислении в должности старшей медицинской сестры детского комбината <данные изъяты> комбината хлебопродуктов, назначить досрочную трудовую пенсию с 14 мая 2010 г. (л.д.1-6,98,107)

Решением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 2 сентября 2010 г. исковые требования Серединой Л.А. удовлетворены частично.

За Серединой Л.А. признано право на назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности с 14 мая 2010 г.

Признано незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия №39 от 20 мая 2010 г. об отказе в назначении Серединой Л.А. пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения и в части включения в специальный стаж оспариваемых периодов работы.

В иске о возложении на ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия обязанности по назначению пенсии и обязанности по включению в специальный стаж спорных периодов работы.

В решении суда указано, что настоящее решение является основанием для пересмотра ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия заявления Серединой Л.А. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. (л.д.109-113).

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия Рыбакова В.В. считает решение суда незаконным, вынесенным с нарушением норм пенсионного законодательства.

В судебное заседание Середина Л.А. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила, и отложить разбирательство дела суд не просила.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, находит его подлежащим отмене.

    В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела и установлено судом решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия №39 от 20 мая 2010 г. Серединой Л.А. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж истицы не были включены периоды ее работы с 1 ноября 1983 г. по 15 января 1986 г. в должности медсестры 9 отделения Республиканской психиатрической больницы, поскольку <данные изъяты> республиканская психиатрическая больница размещена на территории <данные изъяты> сельского Совета и к сельской местности стала относиться с 22 февраля 1991 г., со 2 апреля 1990 г. по 31 марта 1991 г., с 1 апреля 1991 г. по 15 июля 1993 г., с 15 сентября 1993 г. по 16 декабря 1993 г. в должности старшей медсестры детского комбината <данные изъяты> комбината хлебопродуктов, поскольку медицинская сестра детского комбината Списком, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781 не предусмотрена, с 17 декабря 1993 г. по 15 июля 1994 г., с 15 сентября 1994 г. по 15 августа 1995 г., с 11 декабря 1995 г. по 28 февраля 2006 г. в должности медицинской сестры здравпункта АО «<данные изъяты>», поскольку «здравпункт» Списком №781 не поименован. Специальный стаж на момент обращения составил 9 лет 2 месяца 313 дней. (л.д.7-9).

Из трудовой книжки на имя Серединой Л.А. следует, что с 1 ноября 1983 г. по 5 марта 1986 г. работала медсестрой 9 отделения Республиканской психиатрической больницы, со 2 апреля 1990 г. по 31 марта 1991 г. работала в должности медсестры, а с 1 апреля 1991 г. переведена старшей медицинской сестрой детского комбината <данные изъяты> комбината хлебопродуктов, с 3 февраля 1993 г. <данные изъяты> комбинат хлебопродуктов преобразован в АО «<данные изъяты>», с 17 декабря 1993 г. переведена в здравпункт медсестрой, с 16 февраля 2000 г. переведена медсестрой здравпункта в ОАО АПО «<данные изъяты>», 28 февраля 2006 г. уволена по собственному желанию. (л.д.14-18).

Разрешая дело и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что истица в спорные периоды осуществляла лечебную деятельность в качестве медицинской сестры в учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, работа в которых подлежит льготному исчислению, в связи с чем, у пенсионного органа отсутствовали основания для отказа в назначении пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при наличии требуемого для этого необходимого стажа.

С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они противоречат обстоятельствам дела и связаны с нарушением норм пенсионного законодательства.

Согласно пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающее право на досрочное назначение и трудовой пенсии по старости.

В указанном списке предусмотрена такая должность, как медицинская сестра и учреждения здравоохранения - психиатрическая больница, фельдшерский здравпункт.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке.

Исключением из указанного порядка указан случай исчисления стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения как в городе, так и в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке), как год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) за год и 3 месяца работы, но в этом случае необходим стаж 30 лет.

Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Так, льготный порядок исчисления стажа медицинской работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) применялся при назначении пенсии до 1 ноября 1999 г. независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (пункт 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет").

После 1 ноября 1999 г. льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников может применяться только при смешанном стаже, то есть если работа протекала как в городе, так и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Если же работа протекала только в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), то к исчислению такого стажа льготный порядок не применяется (пункт 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья.

В нарушении положений пункта 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не определил, какой стаж медицинской работы имела истица при обращении в пенсионный орган за назначением досрочной трудовой пенсии по старости - стаж работы только в сельской местности или смешанный стаж.

Между тем, как следует из материалов дела, работа истицы в должности медсестры 9 отделения Республиканской психиатрической больницы протекала в период с 1 ноября 1983 года по 15 января 1986 года.

Суд посчитал, что ответчик незаконно не засчитал истице в льготном исчислении как за работу в сельской местности, период работы в указанной должности только с 1 января 1985 года по 15 января 1986 года. При этом в обоснование своего вывода суд сослался на справку администрации <данные изъяты> сельского поселения Лямбирского района Республики Мордовия от 14 марта 2011 года о том, что Республиканская психиатрическая больница размещена на территории сельского поселения с 1 января 1985 года. Однако суд не учел, что в деле имеется справка Республиканской психиатрической больницы о том, что больница стала относится к сельской местности только с 22 февраля 1991 года.( л.д. 52)

Между тем эти противоречия в представленных доказательствах суд не устранил, а в решении не указал мотивы отклонения данного доказательства, на которое ссылался в своих возражениях на иск представитель пенсионного органа.

Также суд не выяснил, к какому стажу относится период работы истицы до 1 января 1985 года, поскольку пенсионный орган не зачел истице в стаж для назначения пенсии период работы, начиная с 1 ноября 1983 года.

Признавая решения пенсионного органа неправомерным в части отказа во включении в льготном исчислении периода работы истицы в должности медсестры здравпункта ОАО « <данные изъяты>» после 1 ноября 1999 года, суд не учел приведенные положения закона и возможность зачета в стаж для назначения пенсии периодов работы в таком порядке только при смешанном стаже работы.

Также нельзя согласиться с выводом суда о включении в специальный стаж периодов работы истицы с 1 апреля 1991 г. по 1 октября 1993 г. и с 15 сентября 1993 г. по 16 декабря 1993 г. (2 года 6 месяцев 15 дней) в должности старшей медицинской сестры детского комбината <данные изъяты> комбината хлебопродуктов в календарном исчислении, поскольку решением пенсионного органа от 20 мая 2010 г. Серединой Л.А. не были засчитаны в льготный стаж периоды работы в должности старшей медицинской сестры детского комбината <данные изъяты> комбината хлебопродуктов с 1 апреля 1991 г. по 15 июля 1993 г. и с 15 сентября 1993 г. по 16 декабря 1993 г.

При указанных обстоятельствах решение суда нельзя признать правильным, оно подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку нарушения, допущенные судом первой инстанции не могут быть устранены судом кассационной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, тщательно проверить весь пенсионный стаж истицы, определить какой требуемый стаж необходим истице для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (25 лет или 30 лет), правильно установить обстоятельства, имеющие значение для дела и принять законное и обоснованное решение.

При этом суду следует также учесть, что в силу пункта 1 статьи 18 и статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.

Пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.

В силу пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. граждане вправе оспорить решения пенсионного органа в суде.

Рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии.

В пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" обращено внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. В этих целях в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика в целях восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что пенсионный орган необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.

При этом необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (статья 19 Федерального закона N 173-ФЗ).

В силу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

По данному делу истицей были заявлены исковые требования о признании решения пенсионного органа от отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения незаконным, включении спорных периодов работы в стаж для назначения пенсии и возложении обязанности на пенсионный орган назначить такую пенсию с момента обращения с ней.

По существу суд не рассмотрел заявленные исковые требования в полном объеме, ограничившись указанием в мотивировочной и резолютивной частях решения о том, что принятое решение суда является основанием для пересмотра решения пенсионного органа от 20 мая 2010 года, что является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим отмену решения суда.

    На основании изложенного, руководствуясь абзацем третьим статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

    определила:

решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 2 сентября 2011 г. отменить и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья-председательствующий                                         Литюшкин В.И.

Судьи                                   Стариннова Л.Д.

                                                                                              Скипальская Л.И.