о назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Судья Бурлаков И.И. Дело №33-1909/27

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Литюшкина В.И.,

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Панковой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 октября 2011 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе Гусевой В.Ф. на решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия Республики Мордовия от 26 июля 2011 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д., выслушав объяснения Гусевой В.Ф. и ее представителя Шукшиной И.А., действующей по устному заявлению, поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Родькиной И.А., действующей по доверенности от № 1295 от 2 ноября 2010 года, возразившей против доводов жалобы; судебная коллегия

установила:

Гусева В.Ф. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

В обоснование своих требований указала, что пенсионным органом ей отказано в назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не был включен период ее работы с 1 августа 1982 г. по 14 октября 1983 г. в качестве медицинской сестры колхоза имени «<данные изъяты>» и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15 июня 1983 г. по 1 февраля 1985 г. Считала такой отказ в назначении пенсии неправомерным, просила признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №81220/493/165 от 14 февраля 2011 г., засчитать в льготном исчислении из расчета 1 год работы как 1 год и 3 месяца спорные период работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 20 декабря 2010 года. (л.д.2-6).

Решением Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия Республики Мордовия от 26 июля 2011 г. исковые требования Гусевой В.Ф. оставлены без удовлетворения. (л.д.139-143).

В кассационной жалобе Гусева В.Ф. считает решение суда незаконным, просит его отменить и принять новое решение, ссылаясь на то, что в спорные периоды работы она работала в должности медицинской сестры фельдшерско-акушерского пункта в колхозе имени «<данные изъяты>». (л.д.144,148-151).

Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим отмене.

Судом первой инстанции было установлено, что истица обратилась за назначением досрочной трудовой пенсии по старости 20 декабря 2010 года. (л.д.30-31)

Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в городском округе Саранск Республики Мордовия Гусевой В.Ф. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2010 года из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 27 лет 5 мес. 18 дней. При этом в специальный стаж не был включен период работы с 1 августа 1982 г. по 14 октября 1983 г. в качестве медицинской сестры колхоза имени «<данные изъяты>», поскольку наименование учреждения «колхоз» не поименовано Списком, утвержденным постановлением Совета министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464, Правилами, утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. №1066 и от 29 октября 2002 г. №781. Работа в структурно выделенном подразделении не подтверждена, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15 июня 1983 по 1 февраля 1985 года, имевший место в период указанный работы в качестве медсестры колхоза имени «<данные изъяты>». (л.д.7)

Из копии трудовой книжки колхозника на имя Гусевой В.Ф. усматривается, что с 1 августа 1982 г. по 1 февраля 1985 г. работала медсестрой колхоза имени « <данные изъяты>». (л.д.9).

Разрешая дело и отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на момент обращения истицы за назначением досрочной трудовой пенсии в пенсионный орган, она не имела требуемого специального стажа. При этом, отказывая в иске о включении спорных периодов в стаж для назначения пенсии, суд исходил из того, что наименование учреждения «колхоз», в котором истица осуществляла свою деятельность, не поименовано Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. №464.

С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и противоречат обстоятельствам дела.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охранен здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.

Согласно пункту 1 Списка от 06.09.1991 г. N 464 право на досрочную пенсию за выслугу лет, имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца;

Согласно письму Минтруда РФ и ПФР от 29 сентября 2000 года №№ 3948/1-17, 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377 (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.1999, регистрационный N 1943), Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395 (зарегистрирован в Минюсте России 10.11.1999, регистрационный N 1965), с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от 28.02.2000 N 73 (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2000, регистрационный N 2163), и перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N 377.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 октября 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", установлено, что к среднему медицинскому персоналу отнесена: медицинская сестра.

Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395 к лечебно-профилактическим учреждениям отнесен фельдшерско-акушерский пункт.

Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", согласно которым вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

При рассмотрении заявленного спора судом не учтены приведенные положения закона.

Между тем как следует из представленных по делу доказательств и пояснений истицы, свидетеля, с достоверностью подтверждается, что в спорный период работы истица фактически осуществляла свою деятельность в качестве медицинской сестры <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта, расположенного на территории колхоза имени «<данные изъяты>», правопреемником которого в настоящее время является кооператив «<данные изъяты>». Как структурное подразделение фельдшерско-акушерский пункт входил в состав <данные изъяты> центральной районной больницы. Штатным расписанием больницы была предусмотрена должность заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом. За период с 1 августа 1981 г. по 9 апреля 1986 г. заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерский пунктом работала К. На должности медицинской сестры ФАП с момента ее введения с 1 августа 1982 г. по 1 февраля 1985 г. работала Гусева В.Ф. Она оказывала доврачебную медицинскую помощь детскому и взрослому населению на территории деятельности фельдшерско-акушерского пункта.

Указанные обстоятельства подтверждены справкой кооператива «<данные изъяты>», выпиской из трудовой книжки К., подтверждающей, что она работала заведующей в ФАП «<данные изъяты>», как структурном подразделении <данные изъяты> ЦРБ, пояснениями свидетеля К. о том, что в период с 1982 года по 1985 год истица работала медицинской сестрой фельдшерско - акушерского пункта «<данные изъяты>», справкой администрации <данные изъяты> сельского поселения Атяшевского муниципального района Республики Мордовия, что на территории данного поселения в период с 1981 по 1986 год функционировал фельдшерско-акушерский пункт, на территории данного поселения в указанное время осуществлял свою деятельность колхоз имени <данные изъяты>, копиями амбулаторных карт жителей <адрес>, которым истица оказывала медицинскую помощь. ( л.д. 11-12, 14, 78, 86, 91-135).

Однако этим доказательствам суд никакой оценки в решении не дал.

Таким образом, Гусева В.Ф., имея среднее медицинское образование и квалификацию медицинская сестра, в период с 1 августа 1982 г. по 1 февраля 1985 работала в должности медицинской сестры <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, выполняя все функциональные обязанности медицинской сестры фельдшерско-акушерского пункта выражающиеся в оказание доврачебной медицинской помощи, приеме больных, проведение медицинских процедур и др., предусмотренные пунктом 4 Положения о фельдшерско-акушерском пункте, утвержденного приказом Минздрава СССР от 23 сентября 1981 г. №1000.

При указанных обстоятельствах, очевидно, что истица имела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. При этом право истицы на назначение такой пенсии не может быть поставлено в зависимость от получения заработной платы из фонда колхоза.

Исходя из выше перечисленных правовых норм стаж медицинской работы среднему медицинскому персоналу до 1 ноября 1999 г. в сельской местности исчислялся в льготном порядке как 1 год за 1 год и 3 месяца.

С учетом изложенного исковые требования Гусевой В.Ф. о включении в льготном исчислении период ее работы с 1 августа 1982 г. по 14 июня 1983 г. в должности медицинской сестры колхоза имени Дзержинского как 1 год работы за 1 год и 3 месяца подлежали удовлетворению, а вывод суда об отсутствии правовых оснований для зачета истице в стаж для назначения пенсии спорного периода работы, нельзя признать правильным

В период с 15 июня 1983 г. по 1 февраля 1985 г. Гусева В.Ф. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, который вступил в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

В соответствии с пунктом 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 23/24-1 "О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет" время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Отпуск по уходу за ребенком до полутора лет подлежит зачету в специальный стаж Гусевой В.Ф. в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца, поскольку этот период имел место, когда истица работала в должности медицинской сестры фельдшерско-акушерского пункта, период работы в которой подлежит зачету в стаж для назначения пенсии в льготном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Учитывая, что по обжалуемому решению пенсионного органа истице зачтен для назначения пенсии стаж - 27 лет 5 мес. 18 дней, то при включении оспариваемых периодов в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы 1 год и 3 месяца, стаж работы будет составлять более 30 лет, что дает Гусевой В.Ф. право на назначение досрочной трудовой пенсии со дня обращения за ней в пенсионный орган с 20 декабря 2010 г.

Таким образом, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании доказательств, представленных суду первой инстанции, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем четвертым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г.Саранска Республики Мордовия Республики Мордовия от 26 июля 2011 г. об отказе Гусевой В.Ф. в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования Гусевой Валентины Федоровны удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №81220/493/165 от 14 февраля 2011 года.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть Гусевой Валентине Федоровне в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы с 1 августа 1982 года по 14 июня 1983 года в должности медицинской сестры колхоза имени «<данные изъяты>» и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 15 июня 1983 г. по 1 февраля 1985 г. в льготном исчислении как один год работы в сельской местности за один год и 3 месяца.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Гусевой Валентине Федоровне досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 20 декабря 2010 года.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Гусевой Валентины Федоровны расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей.

Судья-председательствующий Литюшкин В.И.

Судьи Стариннова Л.Д.

Скипальская Л.И.