решение о частичном удовлетворении исктреб. о признании незаконным и отмене решения комиссии об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, вкл.периодов работы в стаж для назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью оставлено без изменения



Судья Селькина Р.С.                                Дело № 33-1850/27

Докладчик Межевова Н.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                     Межевовой Н.И.

судей                                Володиной Г.Ф.

                                    Старинновой Л.Д.

        при секретаре                        Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 04 октября 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозиной Л.М. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 05 августа 2011 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Бояркина Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением от <дата> <№> в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды работы в должности медицинской сестры в Сабанчеевской средней школе; в должности медицинской сестры в совхозе «Орошаемый»; в должности заведующей Тетюшевским фельдшерско-акушерским пунктом, периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы ввиду отсутствия правовых оснований.

Считала отказа неправомерным, просила признать незаконным решение <№> от <дата> в части, включить в специальный стаж спорные периоды работы за исключением периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной, обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с <дата>; взыскать судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.

28 июля 2011 года истица Бояркина Н.В. уточнила исковые требования и просила включить в специальный стаж в льготном исчислении период нахождения в отпуске по беременности и родам и уходу за ребенком с 11 декабря 1986 г. по 01 октября 1987 г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности с момента обращения, то есть с 21 февраля 2011 г.

        Определением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 05 августа 2011 г. прекращено производство по делу в части исковых требований о зачете в специальный стаж периода работы с 01 апреля 1990 г. по 02 января 1991 г. в должности медицинской сестры дома животноводов совхоза <данные изъяты> в связи с отказом от исковых требований.

Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 05 августа 2011 г. исковые требования Бояркиной Н.В. удовлетворены частично, признано незаконным решение ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от <дата> в части.

Судом на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить в специальный стаж Бояркиной Н.В. периоды получения пособия по беременности и родам, нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с 11 декабря 1986 г. по 01 октября 1987 г. в льготном исчислении; с 02 октября 1987 г. по 07 апреля 1989 г. в должности медицинской сестры в Сабанчеевской средней школе Атяшевского района Республики Мордовия; с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности заведующей Тетюшским фельдшерско-акушерским пунктом Атяшевского района Республики Мордовия; назначить пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 21 февраля 2011 года; взыскать возврат госпошлины в размере <данные изъяты> рублей и судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.

В кассационной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозина Л.М. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж спорных периодов.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что 21 февраля 2011 года Бояркина Н.В. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Решением <№> начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия от <дата> Бояркиной Н.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа. Согласно данного решения специальный стаж Бояркиной Н.В. составил 22 года 4 месяца 9 дней, требуется 25 лет.

В специальный стаж не включены периоды работы с 02 октября 1987 г. по 07 апреля 1989 г. в должности медицинской сестры в Сабанчеевской школе и с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности заведующей Тетюшским фельдшерско-акушерским пунктом Атяшевского района Республики Мордовия. Периоды на

хождения Бояркиной Н.В. в отпусках по беременности и родам и по уходу за ребенком до 1,5 лет (с 11 декабря 1986 г. по 01 октября 1987 г.) включены в специальный стаж работы истицы в календарном исчислении.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

В оспариваемый истицей период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, согласно раздела II данного Перечня поименованы медицинские сестры - все независимо от наименования должности, а также детские сады и детские ясли, детские учреждения и учебные заведения, перечисленные в разделе I настоящего Перечня, которые отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям, учреждениям охраны материнства и детства, санитарно-профилактическим учреждениям.

Данное Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 г. действовало до 01 октября 1993 г. в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации № 953 от 22 сентября 1993 г.

Поэтому, поскольку истица работала медицинской сестрой, в период действия указанного Постановления, то суд первой инстанции правомерно включил период работы истицы с 02 октября 1987 г. по 07 апреля 1989 г. в Сабанчеевской средней школе Атяшевского района Республики Мордовия в специальный стаж.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в

стаж включаются периоды получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Так как периоды отпуска по беременности и родам являются периодами получения пособия по временной нетрудоспособности и предоставлялись Бояркиной Н.В. в период работы в сельской местности медицинской, то суд первой инстанции правильно включил время нахождения в отпусках по беременности и родам в специальный стаж истицы в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 3 месяца, также как и период работы.

         В соответствии с пунктом 7 разъяснений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 г. N 23/24-1 «О порядке предоставления женщинам частичного оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет» время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (в том числе и отпуска без сохранения заработной платы) засчитывалось как в общий, так и непрерывный стаж работы и в

стаж работы по специальности, в том числе при назначении государственных пенсий.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с не включением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 г. (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации»), с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

        С учетом этого суд первой инстанции обоснованно включил Бояркиной Н.В. в специальный стаж в льготном исчислении период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 11 декабря 1986 года по 01 октября 1987 года. При этом суд правомерно исходил из того, что оспариваемый период имел место до внесения соответствующих изменений в закон и законодательно не было закреплено ограничение на включение указанного отпуска в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях

       В Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 поименована должность заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера. Аналогич

ная должность содержалась и в Списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066.

          Признавая законными требования истицы в части включения в льготный стаж периода ее работы с 01 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. в должности заведующей Тетюшского ФАП Атяшевского района Республики Мордовия, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Тетюшский ФАП являлся структурной единицей МУЗ «Атяшевская ЦРБ», который осуществлял работы и услуги по специальности лечебное дело, работы и услуги по профилактической медицине. Характер работы Бояркиной Н.В. на протяжении всего периода работы в должности заведующей ФАП, в том числе и в спорный период, не изменялся. Будучи руководителем ФАП, истица в спорный период времени, согласно утвержденной главным врачом МУЗ «Атяшевской ЦРБ» должностной инструкцией, выполняла обязанности фельдшера, должность которого не была предусмотрена штатным расписанием здравпункта, поскольку работала в здравпункте одна. Факт выполнения ею в полном объеме своих функциональных обязанностей подтверждается документально. Представленные ответчиком акты проверки характера льготной работы истицы выводы суда не опровергают.

           Данный вывод суда подтверждается следующими доказательствами: записями в трудовой книжке на имя истицы; справкой о том, что Тетюшский ФАП являлся структурной единицей МУЗ «Атяшевская ЦРБ», который осуществляет работы и услуги по специальности лечебное дело, и работы и услуги по профилактической медицине; штатными расписаниями за 1999 г., 2000 г., 2001 г. МУЗ «Атяшевская ЦРБ», которые предусматривают должность заведующей фельдшерским пунктом (1 единица) соответственно; актами проверки характера льготной работы истицы.

Поскольку на момент обращения истицы в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, с учетом зачтенных ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия периодов работы, а также признанных судом подлежащими зачету оспариваемых периодов работы, Бояркина Н.В. имела требуемый специальный стаж, поэтому право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истицы возникло с 21 февраля 2011 года.

Доводы кассационной жалобы повторяют фактические и правовые основания возражений ответчика, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 ГПК Российской Федерации.

    Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

    На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 05 августа 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозиной Л.М. – без удовлетворения.

Председательствующий                        Н.И.Межевова

Судьи                                       Г.Ф.Володина

                                        Л.Д.Стариннова