решение об удовлетворении требований о признании незаконным и отмене решения об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в стаж и назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью оставлено без изменения



Судья Вершинин М.Б.                            Дело № 33-1835/27

Докладчик Межевова Н.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                     Межевовой Н.И.

судей                                Володиной Г.Ф.

                                    Старинновой Л.Д.

при секретаре                        Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 04 октября 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Наумовой Л.И. на решение Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 25 августа 2011 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., пояснения Скворцовой В.В. и ее представителя Шукшину И.А.( по устному заявлению), просивших решение оставить без изменения, судебная коллегия

    установила:

Скворцова В.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением от <дата> <№> в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж были включены периоды работы в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев в должности медицинской сестры– анестезистки хирургического отделения Большеигнатовской центральной районной больницы; в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отпуск по беременности родам.

Считала отказ неправомерным, просила включить в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев, а также один год работы за один год и 3 месяца период работы с 30 июня 1992 г. по 14 декабря 1992 г. в должности медицинской сестры–анестезистки хирургического отделения Большеигнатовской центральной районной больницы; в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06 апреля 1992 г. по 29 июня 1992 г., отпуск по беременности и родам с 23 марта 1996 г. по 18 августа 1996 г.; обязать ответчика назначить ДОС

рочную трудовую пенсию с 06 апреля 2011 г.; взыскать возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 25 августа 2011 г. исковые требования Скворцовой В.В. удовлетворены.

В кассационной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Наумова Л.И. считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения оспариваемых периодов в льготном исчислении как один год работы за один год и 9 месяцев.

В возражениях на кассационную жалобу истица Скворцова В.В. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела установлено, что Скворцова В.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 06 апреля 2011 года.

Из решения <№> от <дата> ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия, усматривается, что Скворцовой В.В. отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа, необходимого для назначения пенсии, дающего право на досрочную пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Ф3 № 173 от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". На дату обращения имеется стаж 24 года 9 месяцев 19 дней.

В специальный стаж Скворцовой В.В. в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев включен период работы с 30 июня 1992 г. по 14 декабря 1992 г. в должности медицинской сестры - анестезистки хирургического отделения Большеигнатовской центральной районной больницы; в календарном исчислении периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 06 апреля 1992 г. по 29 июня 1992 г. и отпуск по беременности и родам с 23 марта 1996 г. по 18 августа 1996 г.

         Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здраво

охранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

         Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 года, придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охранен здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.

Пунктом 2 Постановления от 06.09.1991 г. № 464 предусмотрено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один годы 3 месяца; среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров как один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Включая период работы истицы с 30 июня 1992 г. по 14 декабря 1992 г. в должности медицинской сестры – анестезистки хирургического отделения Большеигнатовской центральной районной больницы в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев и один год работы за один год и три месяца, суд правильно посчитал, что само постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 не исключало возможность одновременного применения льготного исчисления как за работу в сельской местности, так и за работу в соответствующей должности в отделения хирургического профиля.

Этот вывод суда подтвержден имеющимися в деле доказательствами, а именно: записями в трудовой книжке на имя истицы; справкой, уточняющей работу в должностях, дающих право на пенсию в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения от 28 июля 2011 г., согласно которой Скворцова В.В. с 06 апреля 1992 г. по 14 декабря 1992 г. работала в должности медсестры-анестезистки хирургического отделения; актом документальной проверки № 11 от 05 мая 2009 г.; сведениям о том, что МУЗ «Большеигнатовская ЦРБ» являлется медицинским учреждением и находится в сельской местности в селе Большое Игнатово.

         Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Учитывая, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направляется на упомянутые курсы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то исчисление стажа в данный период времени производится в том же порядке, что и соответствующая профессиональная деятельность.

        Таким образом, суд первой инстанции правомерно включил период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 06 апреля 1992 г. по 29 июня 1992 г. в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досроч

ное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 предусмотрено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособий по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Поскольку периоды отпуска по беременности и родам являются периодами получения пособия по временной нетрудоспособности и предоставлялись Сквор

цовой В.В. в период работы в должности медсестры терапевтического отделения Большеигнатовской районной больницы, поэтому отпуск по беременности и родам с 23 марта 1996 г. по 18 августа 1996 г. суд первой инстанции обосновано включил в специальный стаж истицы в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца, также как и период работы.

На момент обращения истицы в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, с учетом зачтенных ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия периодов работы, а также признанных судом подлежащими зачету оспариваемых периодов работы, Скворцова В.В. имела требуемый специальный стаж, поэтому право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истицы возникло 06 апреля 2011 года.

Доводы кассационной жалобы повторяют фактические и правовые основания возражений ответчика, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 ГПК Российской Федерации.

         Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

         На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    решение Большеигнатовского районного суда Республики Мордовия от 25 августа 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника ГУ –

    Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеигнатовском муниципальном районе Республики Мордовия Наумовой Л.И. – без удовлетворения.

Председательствующий                        Н.И.Межевова

Судьи                                       Г.Ф.Володина

                                        Л.Д.Стариннова