решение о частичном удовлетворении иска о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью, включении периодов работы в стаж отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска



Судья Лёвкин В.Ю.                               Дело № 33-1918/27

Докладчик Межевова Н.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                         Екония Г.К.                                                Межевовой Н.И.

судей                                    Старинновой Л.Д.

при секретаре                            Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 18 октября 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 17 августа 2011 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., объяснения представителя Ковалевой Л.Н. адвоката Суяковской Н.В. (ордер № 39 от 18.10.2011 г.), просившую решение оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Ковалёва Л.Н. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением от <дата> <№> в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды работы в должности старшей медицинской сестры в МДОУ «Детский сад «Теремок»; нахождение на курсах повышения квалификации ввиду отсутствия правовых оснований.

Считала отказа неправомерным, просила включить в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 октября 1988 г. по 30 октября 1988 г., с 02 декабря 1999 г. по 31 декабря 1999 г., с 31 мая 2007 г. по 29 июня 2007 г.; период работы в должности старшей медицинской сестры МДОУ «Детский сад «Теремок» комбинированного вида с 01 октября 1993 г. по 30 марта 2011 г.; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию с 30 марта 2011 г.

Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 17 августа 2011 г. исковые требования Ковалевой Л.Н. удовлетворены частично.

       Судом на ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность

включить в специальный стаж Ковалевой Л.Н. периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02 декабря 1999 г. по 31 декабря 1999 г., с 31 мая 2007 г. по 29 июня 2007 г.; период работы в должности старшей медицинской сестры Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Теремок»

комбинированного вида» с 01 октября 1993 г. по 30 марта 2011 г.; назначить пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 30 марта 2011 г.

В кассационной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Круглякова Г.А. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж спорных периодов.

В судебное заседание истица Ковалёва Л.Н., представитель ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще (л.д. 175, 176), о причинных неявки в суд не известили, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 ГПК Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

     Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим отмене с вынесением по делу нового решения.

         Из материалов дела усматривается, что 30 марта 2011 года Ковалёва Л.Н. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Решением <№> начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от <дата> Ковалёвой Л.Н. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа. Согласно данного решения специальный стаж Ковалёвой Л.Н. составил 14 лет 00 месяцев 5 дней, требуется 30 лет.

В специальный стаж не включены периоды работы с 01 октября 1993 г. по 30 марта 2011 г. в должности старшей медицинской сестры в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Теремок» комбинированного вида», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01 октября 1988 г. по 30 октября 1988 г., с 02 декабря 1999 г. по 31 декабря 1999 г., с 31 мая 2007 г. по 29 июня 2007 г.; отпуск без сохранения заработной платы 13 декабря 1993 г., поскольку в детском саду «Теремок» отсутствует структурное подразделение - медицинский пункт,

следовательно, данный период не подлежит зачету в льготный стаж в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

         Разрешая исковые требования Ковалевой Л.Н., о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу, что оно вынесено с нарушением норм пенсионного законодательства.

         При этом суд исходил из того, что в оспариваемый период с 01.10.1993 г. по 30.03.2011 г. Ковалева Л.Н. работала старшей медицинской сестрой в медицинском кабинете яслей-сада «Теремок», затем с 22.09.2000 г. в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Теремок», с 06.11.2007 г. в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Теремок» комбинированного вида», где и работает по настоящее время, то есть в должности и подразделении, предусмотренных Списками.

Сославшись на характер осуществляемой Ковалевой Л.Н. трудовой лечебной деятельности, суд пришел к выводу о необходимости включения в специальный трудовой стаж указанного периода ее работы в указанном учреждении на занимаемой ею должности.

Между тем, с таким выводом суда нельзя согласиться, поскольку он основан на неправильном применении норм материального права.

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

        В соответствии с пунктом 2 статьи 27 этого Закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.

Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены. Не предусмотрен данными списками и медицинский кабинет детского сада.

В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.

Согласно Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад «Теремок» комбинированного вида г. Ковылкино РМ является образовательным учреждением, медицинский пункт в детском саду отсутствует, медицинское обслуживание детей в МДОУ обеспечивают органы здравоохранения (пункт 4.21 Устава).

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанций о включении в специальный стаж Ковалевой Л.Н. указанного периода ее трудовой деятельности медсестрой является необоснованным.

В связи с этим не подлежат зачету в льготный медицинский стаж истицы и периоды нахождения на курсах повышения квалификации в оспариваемый период, поскольку период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

         Таким образом, без зачета вышеперечисленных период на день обращения за назначением досрочной трудовой пенсии у истицы специальный стаж составил 14 лет 5 дней при необходимом стаже 30 лет.

        При таких обстоятельствах в связи с отсутствием необходимого стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", права на указанную пенсию у Ковалевой Л.Н. не имеется.

         Таким образом, решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене.

    Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, то судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, принять по делу но

ое решение, которым Ковалевой Л.Н. в иске к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, отказать.

    На основании изложенного, руководствуясь абзацем четвертым статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

    определила:

    решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 17 августа 2011 г. отменить, вынести по делу новое решение.

Ковалевой Л.Н. в иске к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, отказать.

Председательствующий                            Г.К.Екония

Судьи                                        Н.И.Межевова

                                            Л.Д.Стариннова