Решение суда, которым удовлетворен иск о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда, оставлено без изменения.



Судья Бурлаков И.И.                            Дело №33-1907/27

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи – председательствующего            Екония Г.К.

судей                                Козиной Е.Г.

                                    Межевовой Н.И.

при секретаре                        Кострюковой О.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 11 октября 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 августа 2011 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., пояснения истицы Бузулуковой Л.А., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Бузулукова Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» о признании незаконным и отмене решения начальника пенсионного органа об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, понуждении засчитать в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с вредными условиями труда, указав, что решением начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» №10328/35-239 от 4 марта 2011 г. ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный стаж не были засчитаны периоды работы: с 21 ноября 1986 г. по 24 декабря 1996 г., с 1 января 1997 г. по 26 ноября 1998 г., с 1 января 1999 г. по 11 ноября 1999 г., с 1 января 2000 г. по 28 января 2001 г. в должности мастера участка обогащения кварцевой крупки цеха №20 ОАО «Лисма», поскольку документально не подтверждается занятость на участках подготовки шихты и варки стекломассы. Обязательным условием является подтверждение не только характера выполняемой работы, но и места работы.

Просила суд признать незаконным и отменить указанное решение начальника пенсионного органа, обязать ответчика засчитать в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости в связи с вредными условиями труда спорные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию с 15 марта 2011 г.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 августа 2011 г. исковые требования Бузулуковой Л.А. удовлетворены.

Признано незаконным решение начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республике Мордовия» №10328/35-239 от 4 марта 2011 г. об отказе Бузулуковой Л.А. в досрочном назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

На ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» возложена обязанность включить Бузулуковой Л.А. в специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с вредными условиями труда периоды работы с 21 ноября 1986 г. по 24 декабря 1996 г., с 1 января 1997 г. по 26 ноября 1998 г., с 1 января 1999 г. по 11 ноября 1999 г., с 1 января 2000 г. по 28 января 2001 г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с вредными условиями труда с 15 марта 2011 г.

С ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» в пользу Бузулуковой Л.А. взысканы судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

В кассационной жалобе начальник ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаев В.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения спорных периодов в льготный стаж, поскольку документально не подтверждается занятость истицы на участках подготовки шиты и варки стекломассы. В материалах дела нет документов подтверждающих, что условия труда истицы в оспариваемые периоды работы в цехе №20 ОАО «Лисма» относятся к категории вредных условий труда.

В судебное заседание представитель ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республике Мордовия» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще (л.д. 216), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его правильным.

Из материалов дела следует, что решением начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республике Мордовия» №10328/35-239 от 4 марта 2011 г. Бузулуковой Л.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, дающего право на пенсию по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г.      №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом истице в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение не включены периоды её работы: с 21 ноября 1986 г. по 24 декабря 1996 г., с 1 января 1997 г. по 26 ноября 1998 г., с 1 января 1999 г. по 11 ноября 1999 г., с 1 января 2000 г. по 28 января 2001 г. в должности мастера участка обогащения кварцевой крупки цеха №20 ОАО «Лисма», поскольку документально не подтверждается занятость на участках подготовки шихты и варки стекломассы. Обязательным условием является подтверждение не только характера выполняемой работы, но и места работы.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции обоснованно признал указное решение пенсионного органа в части исключения из трудового стажа спорных периодов работы незаконным.

Данный вывод суда соответствует материалам дела и требованиям закона.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 го №10, подпунктом «б» пункта 1 позиция 2190100б-23187 Раздела XVIII «Стекольное производство, производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий» предусмотрены «мастера, старшие мастера, механики участков, занятые на участках подготовки шихты, варки стекломассы и в производствах стекловолокна, стекловаты и изделий из них.

До принятия Списка №2 должность истицы предусматривалась пунктом 13 «Приготовление шихты и варка стекломассы для выработки всех видов стекла и фарфоро-фаянса» раздела XIX «Стекольное и фарворо-фаянсовые производства» Списка №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных размерах, утвержденным постановлением Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 3 Разъяснения «О порядке применения Списков №1 и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10», утвержденного Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам от 28 февраля 1991 г. №52 право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных Списками №1 и №2, в течение полного рабочего дня.

Удовлетворяя требования истицы, суд пришел к выводу о том, что выполняемая истицей работа в спорный период в качестве мастера цеха соответствует характеристики работ по профессии «мастера, старшие мастера, занятые на участках подготовки шихты, варки стекломассы и в производствах стекловолокна, стекловаты и изделий из них, предусмотренной Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10 разделом XVIII «Стекольное производство, производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий», подразделом 1 «Подготовка шихты, производство всех видов стекла, стеклоизделий и шлакоситалла» позицией 219011006-23187.

Вывод суд является обоснованным и подтверждается материалами дела.

Из трудовой книжки истицы, которая в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника следует, что 23 августа 1983 г. Бузулукова Л.А. принята на работу в Саранское производственное объединение «Светотехника» в цех кварцевого стекла №20 инженером-технологом; 21 ноября 1986 г.- назначена мастером в цехе кварцевого стекла №20 на участок обогащения кварцевой крупки; 1 апреля 1988 г. по результатам аттестации и изменения штатного расписания утверждена мастером участка обогащения; 1 февраля 1993 г. Саранское производственное объединение «Светотехника» переименовано в Акционерное общество «Лисма СИС и ЭВС»; 1 сентября 1995 г. Акционерное общество «Лисма СИС и ЭВС» переименовано в АО открытого типа «Лисма»; 29 января 2001 г. истица переведена в цех кварцевого стекла №20 завода электровакуумного стекла инженером технологом в технологическое бюро.

Протоколом №56 заседания комиссии по аттестации рабочих мест от 7 сентября 2007 г. дано заключение, что должность Бузулуковой Л.А. предусмотрена списком №2 разделом XVIII, подразделом 1, п. б, позицией №21901006- 23187, как руководители и специалисты, занятые на участках приготовления шихты, варки, стекломассы и выработки стеклоизделий. Как следует из данного протокола Бузулукова Л.А. фактически в период с 21 ноября 1986 г. по 28 января 2001 г. работала в цехе кварцевого стекла №20 и была занята на участке обогащения кварцевой крупки на проведении работ по приготовлению и обработке (подготовке) шихты (кварцевой крепки) для варки стекломассы и выработки стеклоизделий (кварцевых труб). Ее занятость на участке обогащения кварцевой крепки подтверждена ее лицевыми счетами и штатным расписанием за указанный период. В расчетных листах Бузулуковой Л.А. в период с 21 ноября 1986 г. по 28 января 2001 г. указан шифр участка 01. В соответствии с классификатором подразделений под кодом 01 цеха кварцевого стекла №20 значится «участок обогащения крупки». Комиссия рекомендовала привести в соответствие с фактически выполняемыми работами наименование должности Бузулуковой Л.А. и издать приказ о внесении изменений в ее трудовую книжку. Бузулукова Л.А. - мастер участка приготовления шихты с 21 ноября 1986 г. по 28 января 2001 г.

В соответствии с характеристикой работ мастера, занятого на участке обогащения кварцевой крупки цеха №20 ОАО «Лисма», мастер на протяжении всей рабочей смены осуществляет контроль за технологическими процессами разгрузки, хранение и транспортирование кварцевой крупки (25200.00332), флотации кварцевой крупки (252.01524, 25201.01523), промывки, сушки и термообработки кварцевой крупки после флотации (25201.00925), химического травления, промывки, сушки и термообработки кварцевой крупки (25201.01331), рассева и магнитной сепарации обогащения кварцевой крупки (25201.01836). Во время работы на него действуют такие вредные факторы как пыль шихты, плавиковая кислота - HF (1 класс опасности), согласно ГОСТ 12.1.005-88 «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

Из описания производства кварцевого стекла на ОАО «Лисма» следует, что прозрачное кварцевое стекло, производимое в цехе №20, используется для производства источников света различного назначения. Кварцевое производство размещено на площадях цеха №20 завода СИС ЭВС, где осуществляется вся технологическая цепочка от обогащения кварцевогосырья (шихты), варки стекломассы на печах наплава и последующего формования из нее труб различного размера на печах вытяжки, а также резки труб на заготовки. Способы получения прозрачного кварцевого стекла принципиально отличаются от традиционных способов варки многокомпонентных стекол. Эти различия обусловлены высокой температурой плавления кремнезема и высокой вязкостью расплава, что исключает возможность использования таких технологических приемов, как перемешивание и осветление. Аппаратурное оформление процесса производства кварцевого стекла также принципиально отличается от оборудования для изготовления многокомпонентных стекол. Исходным материалом для производства прозрачного кварцевого стекла является шихта, состоящая из одного компонента - оксида кремния (кварцевая крупка). Количество примесей незначительно и составляет тысячные и десятитысячные доли, но они должны быть удалены. Для этого проводится подготовка шихты на участке обогащения.

    Согласно распоряжению ОАО «Лисма» №74 от 4 июля 2007г. цех №20 по производству кварцевого стекла относится к категории стекольных цехов ОАО «Лисма». С момента начала производства (1976 г.) по настоящее время в данном цехе осуществляется обогащение кварцевой крупки (подготовка шихты), наплав кварцевых блоков и вытяжка кварцевых труб (варка стекломассы и выработка стеклоизделий). Технологический процесс и условия труда в указанный период в цехе не изменялись. Также данным распоряжением постановлено в цехе №20 по производству кварцевого стекла считать участок обогащения кварцевой крупки участком подготовки шихты. Участок одностадийной вытяжки и тигельной технологии, участок роторной технологии горячими участками работ по варке стекломассы и выработке стеклоизделий.

    Разрешая требования истицы, суд первой инстанции принял во внимание заключения № 56-С/11 государственной экспертизы условий труда от 9 августа 2011г., из которого следует, что в оспариваемые периоды работы Бузулуковой Л.А. в должности мастера участка обогащения кварцевой крупки в цехе №20 в ОАО «Лисма» (ранее СПО «Светотехника») относятся к особым условиям труда. Согласно проведенной государственной экспертизе представленных документов, характер выполняемых Бузулуковой Л.А. работ за указанный выше периоды соответствует характеристике работ в должности «мастера, старшие мастера, занятые на участках подготовки шихты, варки стекломассы и в производствах стекловолокна, стекловаты и изделий из них», предусмотренной разделом XVIII «Стекольное производство, производство керамических, фарфоровых и фаянсовых изделий», подразделом 1 «Подготовкашихты, производство всех видов стекла, стеклоизделий и шлакоситалла», позицией 21901006-23187 Списка №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10. Определение и подтверждение полной занятости (не менее 80% рабочего времени) работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что истица приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи <><с >вредными условиями труда.

Таким образом, судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаева В.С. – без удовлетворения.

Председательствующий                     Г.К.Екония

Судьи                                 Е.Г.Козина

                                           Н.И.Межевова