Судья Пахомов А.В. Дело № 33-2075/27
Докладчик Володина Г.Ф.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Володиной Г.Ф.
судей Скипальской Л.И.
Адушкиной И.В.
при секретаре Хальмеевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 08 ноября 2011 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 сентября 2011г.
Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф.; исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Маймаева Л.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. В обоснование требований указала, что 01 октября 2010 г. она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением Пенсионного Фонда № 64370/305-1163 от 25 октября 2010 г. в назначении данной пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа работы. При этом, из отработанного ею специального стажа ответчиком было зачтено 17 лет 1 месяц 20 дней. В специальный стаж не засчитаны (кроме прочих периодов, которые она не оспаривает) следующие периоды: с 03.01.1987 по 15.01.1993 в должности зубного врача в Луховской врачебной амбулатории (в том числе период временной нетрудоспособности по беременности и родам с 29.04.1991 по 09.09.1991), период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 10.09.1991 по 15.01.1993, а также курсы повышения квалификации с 07.04.1987 по 07.06.1987, с 02.03.1992 по 29.04.1992 со ссылкой на то, что учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781. Также указанное учреждение не поименовано Списком от 06.09.1991.
Считала отказ Пенсионного Фонда незаконным и необоснованным, поскольку она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения «амбулатория» в сельской местности. Кроме того, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и периоды нахождения на курсах повышения квалификации также подлежат зачету в специальный стаж в льготной исчислении, поскольку в данные периоды она работала в должности зубного врача Луховской амбулатории, работа в которой должна быть зачтена в специальный стаж в льготном исчислении.
С учетом уточненных в заявлении от 06 сентября 2011 г. исковых требований Маймаева Л.Д. просила суд признать незаконным и отменить решение начальника ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №64370/305-1163 от 25 октября 2010 г. в части отказа зачесть ей в специальный стаж периоды работы с 03.01.1987 по 15.01.1993 в должности зубного врача в Луховской врачебной амбулатории, в том числе периода временной нетрудоспособности по беременности и родам с 29.04.1991 по 09.09.1991, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 10.09.1991 по 15.01.1993 и периода нахождения на курсах повышения квалификации с 07.04.1987 по 07.06.1987, обязать Пенсионный Фонд зачесть указанные периоды в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 31 января 2011 года.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 сентября 2011г. постановлено: «иск Маймаевой Л.Д. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным и отмене решения начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №64370/305-1163 от 25 октября 2010 года в части отказа зачесть в специальный стаж периода работы с 3 января 1987 года по 15 января 1993 года в должности зубного врача в Луховской врачебной амбулатории, в том числе периода временной нетрудоспособности по беременности и родам с 29 апреля 1991 года по 9 сентября 1991 года, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 10 сентября 1991 года по 15 января 1993 года и периода нахождения на курсах повышения квалификации с 7 апреля 1987 года по 7 июня 1987 года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 3 месяца, зачете указанных периодов в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 31 января 2011 года удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия №64370/305-1163 от 25 октября 2010 года об отказе Маймаевой Л.Д. в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия зачесть Маймаевой Л.Д. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы с 3 января 1987 года по 15 января 1993 года в должности зубного врача в Луховской врачебной амбулатории, в том числе период временной нетрудоспособности по беременности и родам с 29 апреля 1991 года по 9 сентября 1991 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 10 сентября 1991 года по 15 января 1993 года и период нахождения на курсах повышения квалификации с 7 апреля 1987 года по 7 июня 1987 года в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия назначить Маймаевой Л.Д. с 31 января 2011 года досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-Ф3 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в пользу Маймаевой Л.Д. 200 (двести) рублей в качестве возмещения расходов, понесенных истицей по оплате государственной пошлины».
В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда незаконным, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.
В возражениях на кассационную жалобу Маймаева Л.Д. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В кассационное заседание истица Маймаева Л.Д. и представитель ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что решением ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия № 64370/305-1163 от 25 октября 2010 г. Маймаевой Л.Д. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Не засчитаны в специальный стаж период ее работы с 03.01.1987 по 15.01.1993 в должности зубного врача в Луховской врачебной амбулатории (в том числе период временной нетрудоспособности по беременности и родам с 29.04.1991 по 09.09.1991), период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 10.09.1991 по 15.01.1993, а также курсы повышения квалификации с 07.04.1987 по 07.06.1987, с 02.03.1992 по 29.04.1992 со ссылкой на то, что учреждение не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781. Также указанное учреждение не поименовано Списком от 06.09.1991. По мнению Пенсионного Фонда, специальный стаж Маймаевой Л.Д. составил 17 лет 1 месяц 20 дней.
Суд первой инстанции правомерно признал данное решение Пенсионного Фонда в оспариваемой части незаконным.
Из трудовой книжки Маймаевой Л.Д. следует, что она 02.01.1987 в порядке служебного перевода назначена на должность зубного врача Луховской врачебной амбулатории, 13.08.1993 Луховская врачебная амбулатория реорганизована в поликлинику № 12 г. Саранска.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №78 разделом «наименование учреждений» предусмотрено структурное подразделение «Амбулатория».
Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. №1937 предусмотрено наименование учреждения «амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здравпункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и другие)» и наименование должности «зубные врачи».
Указанное Постановление утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. №953.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, действующим до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, было предусмотрено, что право на досрочную трудовую пенсию имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, наделены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистов), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность в больницах и поликлиниках всех наименований, в том числе и в амбулаториях.
Таким образом, право на трудовую пенсию по старости работники учреждений здравоохранения имеют в связи с характером выполняемой ими работы, то есть лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Признавая решение Пенсионного фонда в части не включения в специальный стаж истицы периодов работы в должности зубного врача с 03.01.1987 по 15.01.1993 в Луховской врачебной Амбулатории незаконным, суд правильно исходил из того, что истица в данный период работала в медицинском учреждении – Амбулатория. Указание слова «врачебная» в названии данного учреждения здравоохранения лишь подчеркивает медицинский профиль учреждения.
Поэтому судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что Маймаева Л.Д., работая в должности зубного врача, непосредственно занималась лечебной деятельностью по охране здоровья населения в медицинском учреждении, предусмотренном Списком.
Выводы суда подтверждены материалами дела.
Так, согласно справке МУЗ «Городская поликлиника №12» №468 от 3 августа 2011 года, Маймаева Л.Д. действительно работала в качестве зубного врача в Луховской врачебной Амбулатории с 01.01.1987 по 12.08.1993. Луховская врачебная Амбулатория была реорганизована на основании Постановления Главы Администрации г. Саранска от 03.08.1993 №1066 в МУЗ «Городская поликлиника №12». С 13 августа 1993 г. по настоящее время работает в МУЗ «Городская поликлиника №12». Луховская врачебная Амбулатория и МУЗ «Городская поликлиника №12» расположены в сельской местности и обслуживают сельское население. Работала постоянно и полный рабочий день на 1,0 ставку (л.д.12-13).
Указанные обстоятельства также подтверждаются приказом по городскому Отделу здравоохранения от 30 июня 1982 г. №329, согласно которому, врачебная Амбулатория открывается в поселке Луховка с 01 августа 1982 г. (л.д. 16).
Постановлением Главы Администрации г. Саранска Рыбина Ю.И. от 03 августа 1993 г. №1066 на базе Луховской врачебной амбулатории создана поликлиника №12 в связи со значительным увеличением количества населения, проживающего в населённых пунктах, обслуживаемых Луховской врачебной амбулаторией (л.д. 17).
Приказом №85 по Луховской врачебной амбулатории от 13 августа 1993 г. на основании постановления Администрации г. Саранска Мордовской ССР от 03 августа 1993 г. №1066 Луховская врачебная амбулатория реорганизована в поликлинику №12 г. Саранска (л.д. 18).
Согласно сообщению Управления здравоохранения Департамента по социальной политике Администрации г. Саранска от 23 мая 2005 г. №121, Луховская врачебная Амбулатория в период с 1982 года по 1993 год оказывала лечебно-профилактическую медицинскую помощь сельскому населению. Функции Луховской врачебной Амбулатории после реорганизации в МУЗ «Городская поликлиника №12» не изменились (л.д. 19).
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со статьями 12 – 14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения на территории Российской Федерации, независимо от их организационно-правовой формы.
В силу подпункта «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Аналогичная норма действовала и в 1987-1993 годах, в периоды работы истицы зубным врачом в Луховской врачебной амбулатории, что предусмотрено пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, - один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за один год и три месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 01 ноября 1999 г. может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Таким образом, удовлетворяя исковые требования истицы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что пенсия назначается с учетом осуществляемого вида деятельности, а не от правового статуса медицинского учреждения. Поэтому работа Маймаевой Л.Д. в должности зубного врача в Луховской врачебной Амбулатории свидетельствует об осуществлении истицей лечебной деятельности по охране здоровья населения, что дает ей право на включение спорного периода работы в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца.
Судом установлено, что Маймаева Л.Д. в период с 29.04.1991 по 09.09.1991 находилась в отпуске по беременности и родам, с 10.09.1991 по 15.01.1993 – в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Реализуя нормативные предписания, закрепленные в пункте 3 статьи 1 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 21.01.2002 № 30 «О реализации Федеральных Законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О Государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Министерством труда Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации издано информационное письмо от 04.11.2002 № 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067, согласно которому период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Маймаева Л.Д. находилась в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», с принятием которого период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Поскольку ранее действовавшее законодательство предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа, то таким образом, период нахождения Маймаевой Л.Д. в отпуске по беременности и родам с 29.04.1991 по 09.09.1991, а также период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 10.09.1991 по 15.01.1993, предоставленные ей до 06 октября 1992 г., должны исчисляться в том же порядке, что и время работы, и засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном исчислении.
Судебная коллегия считает законным и обоснованным решение суда и в части признания неправомерным решения Пенсионного Фонда по отказу во включении истице в специальный стаж периода нахождения ее на курсах повышения квалификации с 7 апреля 1987 г. по 7 июля 1987 г., поскольку в указанный период за ней сохранялись должность, средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, что соответствует требованиям статьи 187 Трудового Кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (данная правовая позиция отражена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006г., вопрос 30). Кроме того, прохождение курсов повышения квалификации было связано с трудовыми отношениями и направлено на повышение квалификации медицинских работников, каковой являлась истица.
Поскольку на указанных курсах истица находилась в период работы, которая засчитывается в специальный стаж в льготном исчислении, то данный подлежит зачету в ее специальный стаж также в льготном исчислении - как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Поскольку специальный стаж истицы с учетом включенных в него судом первой инстанции оспариваемых периодов составил на дату вынесения решения судом первой инстанции, свыше 25 лет, необходимых для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о назначении истице досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 31 января 2011 года.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 06 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. – без удовлетворения.
Председательствующий Володина Г.Ф.
Судьи Скипальская Л.И.
Адушкина И.В.