о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета



Судья Надёжина С.Ю.                                                                 Дело № 33-2076/57

Докладчик Володина Г.Ф.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                                                   Володиной Г.Ф.

судей                                                                                   Скипальской Л.И.

                                                                                                Адушкиной И.В.

при секретаре                                                                      Хальмеевой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 08 ноября 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Шахоткина Ю.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 сентября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., пояснения истицы Пискуновой А.Н., считавшей решение суда правильным; исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пискунова А.Н. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета. В обоснование требований указала, что является ветераном Великой Отечественной войны и ветераном труда, а также нуждающейся в улучшении жилищных условий вдовой умершего участника Великой Отечественной войны.

Жилищная субсидия ей до сих пор не предоставлена, что подтверждается ответом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 24.06.2011 № 10-5733. Данное бездействие считает незаконным, так как Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 постановлено завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий участников Великой Отечественной войны и членов их семей. Размер безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета для членов семей умерших участников Великой Отечественной войны составляет 41 700 рублей х 36 кв.м. = 1 501 500 рублей.

Просила суд обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить ей безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в сумме 1 501 500 рублей; взыскать с Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в ее пользу расходы на составление настоящего искового заявления в сумме 3000 рублей и оплату помощи представителя.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от                12 сентября 2011 г. постановлено: «Исковые требования Пискуновой А.Н. к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья за счет федерального бюджета на сумму 1 501 500 руб. удовлетворить частично.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить Пискуновой А.Н. безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета в сумме 940 000 (девятьсот сорок тысяч) рублей.

Взыскать с Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия в пользу Пискуновой Анастасии Николаевны 3000 (три тысячи) рублей в счет оплаты услуг представителя».

В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Шахоткин Ю.В. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указал, что Министерством социальной защиты населения Республики Мордовия отказ в выдаче социальной выплаты на строительство или приобретение жилья Пискуновой А.Н. не направлялся, следовательно, отсутствует спор о праве, в данном случае, об отказе в выдаче социальной выплаты на строительство или приобретение жилья. Неотъемлемым основанием для заседания комиссии, созданной при Министерстве социальной защиты населения для рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением жилищных сертификатов нуждающимся, служит наличие денежных средств на расчетном счете Министерства, а также определение уполномоченного банка по ведению блокированных лицевых счетов. На момент обращения Пискуновой А.Н. на расчетном счете Министерства отсутствовали денежные средства на указанные цели, а также не был определен уполномоченный банк по ведению блокированных лицевых счетов. Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 24.06.2011 № 10-5733 Пискуновой А.Н. разъяснено, что вопрос о предоставлении ей социальной выплаты на строительство или приобретение жилья будет рассмотрен при поступлении соответствующих денежных средств из федерального бюджета.

В кассационное заседание не явился представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия о времени и месте судебного заседания Министерства извещено заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что Пискунова А.Н. состояла в зарегистрированном браке с П., что подтверждается свидетельством о браке № <данные изъяты> от <данные изъяты>. (л.д.28).

Согласно справке № 738 от 15 марта 2010 г., выданной отделом Военного Комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск, П. <данные изъяты> года рождения, действительно являлся ветераном – участником Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. согласно статье 15 Федерального закона «О ветеранах» и принимал участие в период с 22.06.1941 по 27.09.1942 в составе 658 стр. полка 218 стр. дивизии с 08.09.1941 по 27.09.1942, входивших в состав действующей армии. Умер <данные изъяты> (л.д.27).

Из справки № 65 от 18 марта 2010 г. ГУ «Социальная защита населения по городскому округу Саранск» следует, что Пискунова А.Н. <данные изъяты> года рождения, является супругой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах» (л.д.6).

Согласно удостоверению серии ВВ № <данные изъяты> Пискунова А.Н. имеет право на льготы и преимущества, установленные статьей 20 Федерального закона «О ветеранах» для ветеранов Великой Отечественной войны (л.д. 5).

Из акта обследования материально-бытового положения Пискуновой А.Н. от 06.06.2011 следует, что она проживает в частном доме <адрес> (л.д.30).

Согласно заключению эксперта № 11с-2011 ООО «Экспертно-оценочное бюро» от 01.04.2011 общий физический износ строения за литером А <адрес> составляет 66%, пристроя за литером А1 – 60%. Конструкции фундаментов, перекрытий, полов, кровли не отвечают требованиям соответствующих строительных норм и правил (л.д.9-18).

11 мая 2011 г. Пискунова А.Н. обратилась к главе Администрации г.Саранска, 23.06.2011 – в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлениями о предоставлении субсидии на приобретение жилья.

Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 24.06.2011 Пискуновой А.Н. сообщено, что согласно постановлению Администрации городского округа Саранск от 20 мая 2-11 г. № 1256 она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для нее будет выделено при поступлении дополнительных финансовых средств из бюджета Российской Федерации (л.д.8).

Частично удовлетворяя исковые требования Пискуновой А.Н., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что истица имеет право на предоставление ей меры социальной поддержки в виде получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, что ответчиком не оспаривается, и обязал Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия предоставить истице безвозмездную субсидию на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

При этом суд правильно применил нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» отражена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 22.07.2010) «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации и заключаются, в том числе, в обеспечении за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 21 данного закона независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в том числе, супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

На основании пункта 3.1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Статьей 1 Постановления Правительства Республики Мордовия от 24.04.2006 № 155 (ред. от 07.12.2009) «О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» предусмотрено, что формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона «О ветеранах» является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

Таким образом, суд правильно сделал вывод о том, что сообщение Министерства социальной защиты Республики Мордовия об обеспечении истицы жильем при поступлении дополнительных финансовых средств из федерального бюджета нарушает права истицы, она обладает правом получения безвозмездной субсидий на приобретение жилья.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии спора о праве, ссылаясь на то, что Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия не направило истице отказ в выдаче социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, являются несостоятельными, поскольку фактически ответчик не выполняет законные требования заявителя Пискуновой А.Н.

Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и отвечает требованиям материального и процессуального права, а поэтому не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 12 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Шахоткина Ю.В. – без удовлетворения.

Председательствующий                                                          Володина Г.Ф.

Судьи                                                                                        Скипальская Л.И.

                                                                                                   Адушкина И.В.