о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда



Судья Левкин В.Ю.                                                              Дело № 33-1953/27

Докладчик Володина Г.Ф.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                                       Александрова С.В.

        судей                                                                                             Володиной Г.Ф.

                                                                                                                 Скипальской Л.И.

        при секретаре                                                                              Хальмеевой И.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 октября 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 19 августа 2011 г.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф.; исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пелин А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. В обоснование требований указал, что 22 июня 2011 г. он обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда. Решением Пенсионного фонда от 09 июня 2011г. № 175 в назначении данной пенсии ему было отказано. Отказ мотивирован отсутствием необходимой продолжительности требуемого специального стажа. При этом, в специальный стаж не был включен период его работы с 20 октября 1978 г. по 28 февраля 2001 г. в качестве кочегара производственной котельной, обслуживающего котлы на твердом топливе (угле, сланце) со ссылкой на то, что отсутствуют документы, подтверждающие юридическую значимость факта работы в условиях труда, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.

Считал действия Пенсионного фонда неправомерными, поскольку он в оспариваемый период работал кочегаром производственной котельной на Первомайской звероферме и обслуживал котлы, которые работали на твердом топливе – угле. Уголь доставлялся вагонами. Производственная котельная на Первомайской звероферме переоборудована в газифицированную котельную только с 01 марта 2001 года.

Просил суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 09 июня 2011 г. № 175; обязать Пенсионный фонд включить в специальный стаж период его работы с 20 октября 1978 г. по 28 февраля 2001 г. в качестве кочегара производственной котельной и кочегара котельной, обслуживающего котлы на твердом топливе (угле, сланце) на Первомайской звероферме (преобразованной 01.08.1999 в ООО «Первомайское зверохозяйство») и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 22 июня 2011 года.

Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 19 августа 2011 г. постановлено: «Исковые требования Пелина А.П. – удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия от 09.06.2011 года № 175 об отказе Пелину А.П. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия включить Пелину А.П. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда период работы: с 20.10.1978 г. по 28.02.2001 г. в должности (профессии) кочегара производственной котельной и кочегара котельной, обслуживающего котлы на твердом топливе (угле, сланце) на Первомайской звероферме (преобразованной 01.08.1999 г. в ООО Первомайское зверохозяйство).

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Пелину А.П. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда с 22.06.2011 года».

    В кассационной жалобе начальник ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Круглякова Г.А. с решением суда не согласна, просит его отменить, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.

    В возражениях на кассационную жалобу Пелин А.П. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия № 175 от 09 июня 2011г. Пелину А.П. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В специальный стаж не засчитан период его работы в ООО «Первомайское зверохозяйство» с 20.10.1978 по 28.02.2001 в должности (профессии) кочегара производственной котельной и кочегара котельной, обслуживающего котлы на твердом топливе (угле, сланце) со ссылкой на то, что при оценке документов, представленных для назначения пенсии, определить постоянную занятость в должности кочегара производственной котельной и кочегара котельной, обслуживающего котлы на твердом топливе (угле, сланце), не представляется возможным в связи с отсутствием документов, подтверждающих юридическую значимость факта работы в условиях труда, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда. По мнению Пенсионного фонда специальный стаж Пелина А.П. составил 2 года 04 месяца 06 дней.

Суд первой инстанции правомерно признал данное решение Пенсионного органа незаконным.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, мужчинам – по достижении 55 лет и женщинам – по достижении 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица, проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального Закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства РФ от 24.04.2003 № 239) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на

досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утв. постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173, разделом XIV «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство для производственных целей» предусмотрены машинисты (кочегары) котлов и их помощники, старшие машинисты (кочегары) котельных.

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10, разделом «Общие профессии» позицией 23200000-13786 предусмотрены машинисты (кочегары) котельной (на угле и сланце), в том числе занятые на удалении золы.

Из копии трудовой книжки истца усматривается, что он 20.10.1978 принят на работу в Первомайскую звероферму кочегаром производственной котельной, 31.01.2002 уволен с работы по собственному желанию.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в оспариваемый период трудовой деятельности истец выполнял работу, соответствующую требованиям Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, так как постоянно был занят на работе в качестве машиниста (кочегара) котельной, работающей на твердом топливе в течение полного рабочего дня.

Судом установлено, что работа кочегара производственной котельной в Первомайском зверохозяйстве в оспариваемый истцом период производилась на паровых котлах. Для топлива использовался твердый каменный уголь. Производилась растопка котлов, дробление топлива, загрузка и шуровка топки котла, регулирование горения котла, то есть топлива, наблюдение по приборам за уровнем воды в котлах, давлением пара, очистка топок, поддувал от золы, шлака, гари. Работа производилась вручную в течение полного рабочего дня. Работа кочегара сезонной не являлась, так как функционирование котельной круглый год было необходимо для приготовления пищи зверькам.

Выводы суда объективно подтверждаются материалами дела, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, в частности трудовой книжкой истца; архивной справкой № 388 от 18.02.2011, выданной Отделом муниципального архива Администрации Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, в которой имеются выписки из приказов Первомайской зверофермы за 1978-2002 годы в отношении кочегара производственной котельной Пелина А.П.; журналом оформления инструктажа по технике безопасности (на рабочем месте) и пожарной безопасности за 1991-1992 годы, из которого усматривается, что с Пелиным А.П. – кочегаром 03.01.1991, 05.01.1992 механиком П. проводился инструктаж по технике безопасности на рабочем месте; паспортами паровых котлов Е-1,0-9Р-2, регистрационные номера

1022,1185, которые использовались в Первомайском хозяйстве в период работы истца в должности кочегара производственной котельной, работающей на твердом топливе.

Свидетель К. в судебном заседании пояснил, что с 1991 года по 1996 год являлся руководителем ООО «Первомайское зверохозяйство». Пелин А.П. работал кочегаром котельной. Котельная работала круглый год. В котельной были заняты четверо кочегаров, которые сами занимались обслуживанием котлов. Они имели дополнительный отпуск в связи с вредными условиями труда. Котлы работали на твердом топливе.

Согласно данным архивной справки № 388 от 18.02.2011 г., приказом « 11 от 21.02.2001 г. кочегар производственной котельной Пелин А.П. переведен оператором газифицированной котельной с 1 марта 2001 г. (л.д. 41). Из этого следует, что газифицированная котельная в Первомайском зверосовхозе введена в действие лишь с 1-го марта 2001 года, до этого котельная отапливалась твердым топливом.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что Пелин А.П. в спорный период работал в должности машиниста (кочегара) котельной, работающей на твердом топливе, что дает ему право на включение спорного периода работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам, отвечает требованиям закона, а доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств занятости истца на обслуживании котельной на угле и сланце являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

             Решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 19 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                               Александров С.В.

    Судьи                                                                        Володина Г.Ф.

                                                                                                            Скипальская Л.И.