о признании права на получение мер социальной поддержик, возложении обязанности по назначению ежемесячной денежной выплаты



Судья Мельникова Н.Н.                             Дело N33-2051/57

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Екония Г.К.,

судей: Старинновой Л.Д., Межевова Н.И.,

при секретаре: Панковой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 8 ноября 2011 г. в г.Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ–Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 2 сентября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д.; судебная коллегия

установила:

Афанасьев Н.В. обратился в суд с иском к ГУ–Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на получение мер социальной поддержки, возложении обязанности по назначению ежемесячной денежной выплаты.

В обоснование иска указал, что с 4 апреля 2006 года является получателем ежемесячной денежной выплаты как участник Великой Отечественной войны, поскольку в период с ноября 1943 года по июнь 1945 года проходил службы в 155 армейском запасном полку. С 1 декабря 2010 года ответчик перестал выплачивать ему ежемесячную денежную выплату, указывая на отсутствие удостоверения, подтверждающего статус участника Великой Отечественной войны. Считал приостановление выплат незаконным, поскольку у него имелось удостоверение ветерана Великой Отечественной войны.

Просил признать за ним право на меры социальной поддержки в виде права на получение ЕДВ как участника Великой Отечественной войны из числа военнослужащих указанных в подпункте «з» подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ «О ветеранах» как инвалиду вследствие общего заболевания с 4 апреля 2006 года. Обязать ГУ–Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить ему ежемесячные денежные выплаты как участнику Великой Отечественной войны, ставшему инвалидом вследствие общего заболевания. (л.д.1,49)

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 2 сентября 2011 г. исковые требования Афанасьева Н.В. удовлетворены в полном объеме. (л.д.73-80)

В кассационной жалобе начальник ГУ–Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромова Н.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что удостоверение участника Великой Отечественной войны истцом получено лишь 15 февраля 2011 года, право на меры социальной поддержки за период с 4 апреля 2006 года по 15 февраля 2011 года истец не имел. (л.д.83-85)

В судебное заседание Афанасьев Н.В., представитель ГУ–Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия, представитель Военного комиссариата Лямбирского и Ромодановского районов Республики Мордовия, представитель ГКУ «Социальная защита населения по Лямбирскому району Республики Мордовия» не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще (л.д.101-103), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов кассационной жалобы судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судом 17 марта 2005 г. Афанасьев Н.В. является участников Великой Отечественной войны, инвалидом ... группы вследствие общего заболевания, бессрочно. (л.д.38, 41)

Согласно выписки из военного билета от 8 октября 1986 г., выданной отделом социального обеспечения Малоярословецкого райсполкома Калужской области, следует, что Афанасьев Н.В. служил в рядах Советской Армии с 10 ноября 1943 года по 20 июня 1944 года. (л.д.37)

Из сообщения отдела социальной политики Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» следует, что Афанасьеву Н.В., 1926 года рождения, 21 мая 2002 года было выдано удостоверение ветерана Великой Отечественной войны серии ВВ №043620 согласно статьи 20 ФЗ «О ветеранах» на основании удостоверения к медали «За доблестный труд в годы ВОВ». (л.д.42)

Из выплатного дела истца, следует, что Афанасьев Н.В. с 1 апреля 2005 года являлся получателем ежемесячной денежной выплаты по категории «011» как участник войны на основании пункта 1 статьи 28.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 21 март 2005 г. (л.д.22).

Решениями ГУ–Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 21 августа 2006 года №592, от 25 марта 2008 года, от июля 2008 года, от 23 марта 2009 года, от 15 декабря 2009 года Афанасьеву Н.В. назначалась ежемесячная денежная выплата по категории «011» как участник войны, ставший инвалидом. (л.д.26-30)

Распоряжением ГУ–Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 26 ноября 2010 года Афанасьеву Н.В. №734 прекращены выплаты по категории «011» с 1 декабря 2010 года. (л.д.31)

Распоряжением ГУ–Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия от 21 февраля 2011 года Афанасьеву Н.В. назначена ЕДВ по категории «011» с 15 февраля 2011 г. (л.д.33)

Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусматривает меры социальной поддержки лиц, выполнявших свой долг по защите Отечества в годы Великой Отечественной войны, как в натуральной, так и в денежной форме.

Статьей 1 данного закона установлена такая категория ветеранов, как ветераны Великой Отечественной войны.

При этом подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 данного Закона определены категория военнослужащих, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

Действовавшая до 1 января 2005 года система мер социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны, установленная Федеральным законом "О ветеранах", включала предоставление им дополнительных прав и льгот (статья 13), объем которых различался в зависимости от принадлежности к той или иной категории ветеранов. Так, наибольший объем мер социальной защиты устанавливался для инвалидов войны (статья 14), а меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж", "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", т.е. лиц, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной воины 1941 - 1945 годов (статья 15), превосходили по объему меры социальной защиты, полагающиеся отнесенным подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 к участникам Великой Отечественной войны военнослужащим которые проходили военную службу в период войны в воинских частях, не входивших в состав действующей армии (статья 17).

Вместе с тем положения пункта 2 статьи 15 Федерального закона» О ветеранах» (в редакции, действовавший до изменений, внесенных Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ), которыми предусматривалось, что участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие противоправных действий), предоставляются права и льготы инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования, допускало распространение данного положения на всех лиц, отнесенных Федеральным законом от 12 января 1995 г. к участникам Великой Отечественной войны.

С принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (статья 44) система мер социальной защиты ветеранов была преобразована в систему социальной поддержки, с одновременным сохранением содержания пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. "О ветеранах" в части распространения данного положения на всех лиц, отнесенных Федеральным законом от 12 января 1995 г. к участникам Великой Отечественной войны.

При этом основная часть льгот, ранее предоставлявшихся ветеранам в натуральной форме, была заменена ежемесячной денежной выплатой.

В силу подпункта 2 части 1 статьи 13 "О ветеранах", (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) одной из мер социальной поддержки ветеранов является получение ежемесячной выплаты.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.04.2006 г. N 89-О также указал, что взаимосвязанные нормативные положения пунктов 9, 10 и 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, статьи 14, пункта 2 статьи 15 и статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями) по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному в настоящем Определении, в системе действующего законодательного регулирования не предполагают назначение участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", являющимся инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), которым ранее предоставлялись права и льготы инвалидов войны, ежемесячной денежной выплаты в размере ниже размера ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" иным категориям участников Великой Отечественной войны - инвалидам вследствие указанных причин и в настоящее время устанавливаемой в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1 указанного Закона.

Таким образом, истец как участник Великой Отечественной войны (п.п. "з" п.п. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ), инвалид по общему заболеванию, которому до введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предоставлялись меры социальной защиты в том же объеме, что и инвалидам войны, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере, предусмотренном подпунктом 1 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года.

Руководствуясь приведенными положениями закона, проверив основания отказа истцу в получение мер социальной поддержки, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку право истца на получение меры социальной поддержки, установленной для участников Великой Отечественной войны – ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) – инвалиду вследствие общего заболевания основано на законе и не может быть поставлено в зависимость от ошибки, допущенной при выдаче ему удостоверения участника войны, право истца на получение ЕДВ как участника Великой Отечественной войны - инвалида вследствие общего заболевания связано с прохождением им военной службы не менее шести месяцев в 155 стрелковом полку в годы Великой Отечественной войны, что подтверждается материалами дела.

При таких обстоятельствах у ГУ–Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия не было правовых оснований для прекращения выплат ЕДВ с 1 декабря 2010 года до 15 февраля 2011 года.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а доводы жалобы не могут повлечь его отмену.

Доводы кассационной жалобы по существу повторяют фактические и правовые основания отказа истцу в выплате ЕДВ, которые были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и по мотивам, приведенным в решении, правомерно признаны необоснованными.

Иных правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда кассационная жалоба ответчика не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 2 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ–Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. – без удовлетворения.

Судья-председательствующий                                                  Екония Г.К.

Судьи                                          Межевова Н.И.

                                              Стариннова Л.Д.