Судья Варламов И.Г. Дело № 33-2079/27
Докладчик Володина Г.Ф.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Екония Г.К.
судей Володиной Г.Ф.
Старинновой Л.Д.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 15 ноября 2011 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе истицы Колчиной Т.В. на решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 15 сентября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф.; пояснения истицы Колчиной Т.В. и ее представителя адвоката Яременко Г.В., поддержавших доводы кассационной жалобы; исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Колчина Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. В обоснование требований указала, что после окончания Краснослободского медицинского училища она получила среднее специальное медицинское образование и профессию «фельдшер». Согласно приказу № 15 от 13 мая 1981 г. она была принята на работу в Краснослободскую центральную районную больницу на должность фельдшера - инструктора Дома санитарного просвещения. Приказом № 29 от 16 марта 1992 г. Краснослободский межрайонный центр здоровья был реорганизован в кабинет формирования здорового образа жизни и лечебной физкультуры. Указанная реорганизация произошла на основании Приказа Министерства здравоохранения МАССР № 78 от 02 марта 1992 г.
До 12 мая 1992 г. она работала в указанных учреждениях на должности фельдшера - инструктора. Согласно приказу № 51 от 12 мая 1992 г. она была переведена на должность инструктора кабинета формирования здорового образа жизни при Краснослободской центральной районной больнице. На основании Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 18 от 19 января 1999 г. был издан приказ по Краснослободской центральной больнице № 21 от 27 февраля 1992 г., согласно которому должность инструктора кабинета формирования здорового образа жизни была переименована на должность инструктора по гигиеническому воспитанию. В данной должности она работает в Краснослободской центральной районной больнице по настоящее время.
Согласно должностной инструкции инструктора по гигиеническому воспитанию МУЗ «Краснослободская центральная районная больница», утвержденной главным врачом Родькиным А.И., основными задачами инструктора по гигиеническому воспитанию являлось осуществление санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения, проживающего в районе деятельности поликлиники, а также рабочих и служащих прикреплённых предприятий. Основные обязанности инструктора изложены в должностной инструкции. Должностная инструкция инструктора санитарного просвещения предусматривает такие же обязанности, как и инструктора по гигиеническому воспитанию. На протяжении всей трудовой деятельности она (истица) занималась охраной здоровья населения Краснослободского района в Краснослободской центральной районной больнице, имея при этом специальное медицинское образование и присвоенную первую квалификационную категорию по специальности «Гигиеническое воспитание».
Собрав необходимые документы, она обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Решением Пенсионного фонда № 102 от 12 апреля 2011 г. в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности специального стажа. Согласно данному решению в специальный стаж был засчитан лишь период ее работы с 27.02.1999 по 01.10.1999 включительно. В специальный стаж необоснованно не были включены следующие периоды работы в Краснослободской центральной районной больнице: с 06.05.1981 по 15.03.1992 – в должности фельдшера инструктора дома санитарного просвещения; с 16.03.1992 по 25.02.1999 – в должности инструктора кабинета формирования здорового образа жизни; с 01.11.1999 по 16.03.2011 – в должности инструктора по гигиеническому воспитанию.
Считала, что Пенсионный фонд неправомерно исключил вышеуказанные периоды ее работы из ее специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, поскольку за весь период работы в Краснослободской центральной районной больнице ее профессиональная должность несколько раз меняла название, но суть её оставалась прежней, она занималась, согласно закону, иной деятельностью по охране здоровья населения в районной больнице.
Просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия № 102 от 12 апреля 2011 года; обязать Пенсионный фонд включить в специальный стаж спорные периоды ее работы и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости.
Решением Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 15 сентября 2011 г. постановлено: «Иск Колчиной Т.В. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия о признании права на досрочную трудовую пенсию оставить без удовлетворения».
В кассационной жалобе Колчина Т.В. с решением суда не согласна, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении ее исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.
В кассационное заседание представитель ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия» не явился, о времени и месте судебного заседания Пенсионный Фонд извещен заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Краснослободском муниципальном районе Республики Мордовия № 102 от 12 апреля 2011г. Колчиной Т.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Не засчитаны в специальный стаж следующие периоды ее работы в Краснослободской центральной районной больнице: с 06.05.1981 по 15.03.1992 – в должности фельдшера-инструктора дома санитарного просвещения; с 16.03.1992 по 25.02.1999 – в должности фельдшера-инструктора кабинета формирования здорового образа жизни со ссылкой на то, что должность фельдшер-инструктор не предусмотрена Номенклатурой, утвержденной приказом Минздрава России от 15 октября 1999 г. № 377; с 01.11.1999 по 16.03.2011 – в должности инструктора по гигиеническому воспитанию, поскольку данная должность не предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 г., и Списком должностей и учреждений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002. Кроме того, на основании данных выписки из лицевого счета застрахованного лица в 2002 году имел место отпуск без сохранения заработной платы 5 дней и период нахождения на курсах повышения квалификации с 12.11.2003 по 10.12.2003 и с 06.11.2007 по 04.12.2007. По мнению Пенсионного фонда, специальный стаж Колчиной Т.В. составил 7 месяцев 5 дней.
Отказывая Колчиной Т.В. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на момент обращения в Пенсионный фонд у истицы не возникло права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением ею лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Выводы суда соответствуют материалами дела и требованиям закона.
Из копии трудовой книжки истицы следует, что она 06.051981 принята в Краснослободскую ЦРБ на должность фельдшера-инструктора Дома санитарного просвещения, 16.03.1992 Краснослободский межрайонный центр здоровья реорганизован в кабинет формирования здорового образа жизни и лечебной физкультуры, 12.05.1992 переведена на должность инструктора кабинета формирования здорового образа жизни при ЦРБ, 27.02.1999 на основании приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации № 18 от 19.01.1999 должность «инструктор кабинета формирования здорового образа жизни» переименована на должность «инструктор по гигиеническому воспитанию», 15.03.1999 Краснослободская центральная районная больница переименована в МУЗ «Краснослободская центральная районная больница», 29.12.2007 присвоена первая квалификационная категория по специальности «гигиеническое воспитание».
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. № 781, правом на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, наделены средний медицинский персонал: фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер; инструктор-дезинфектор в больницах всех наименований.
Должности фельдшера-инструктора, инструктора кабинета и инструктора по гигиеническому воспитанию данным Списком не предусмотрены.
Вместе с тем, Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, действовавшим до 01 ноября 1999 г., было предусмотрено включение в специальный стаж периодов работы среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Таким образом, исходя из указанных правовых норм, специальный медицинский стаж определяется: работа до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списками профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 с применением Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения № 377 от 15.10.1999 г.;
с 1 января 1999 г. в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999 г.;
с 01.01.2002 г. в соответствии с Правилами исчисления периодов работы
№ 781 от 29.10.2002 г. и Списком должностей и учреждений № 781 от 29.10.2002 г.
В соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, (в ред. Приказа Минздрава РФ от 24.04.2003 г. № 160, Приказа Минсоцразвития РФ от 08.09.2005 г. № 553) к числу среднего медицинского персонала отнесены: инструктор по гигиеническому воспитанию.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 9 октября 1987 г. № 1104 утверждено Положение об аттестации средних медицинских работников, к которым отнесены фельдшер (инструктор) по гигиеническому воспитанию населения.
Разрешая спор, суд, руководствуясь Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, пришел к правильному выводу о том, что периоды работы истицы с 06.05.1981 г. по 15.03.1992 г. в Краснослободской центральной районной больнице в должности фельдшера-инструктора Дома санитарного просвещения и период с 16.03.1992 по 25.02.1999 - в должности инструктора кабинета формирования здорового образа жизни в Краснослободской центральной районной больнице, (за вычетом периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы: с 20.07.1993 по 30.07.1993, с 16.10.1993 по 16.10.1993, с 06.09.1994 по 07.09.1994, с 08.06.1995 по 09.06.1995, с 14.06.1995 по 15.06.1995, с 20.08.1996 по 21.08.1996, с 18,02.1997 по 19.02.1997, с 22.05.1997 по 23.05.1997) подлежали бы включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, при условии наличия у истицы необходимого специального стажа для назначения досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В то же время, суд первой инстанции правомерно отказал истице Колчиной Т.В. в удовлетворении исковых требованиях о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периодов ее работы в Краснослободской центральной районной больнице с 01.11.1999 по 16.03.2001 г. – в должности инструктора по гигиеническому воспитанию, поскольку данная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации 29 октября 2002 г. № 781.
Данная трудовая деятельность истицы не связана непосредственно с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, как того требует Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно должностной инструкции инструктора по гигиеническому воспитанию Муниципального учреждения здравоохранения «Краснослободская центральная районная больница» основными задачами инструктора по гигиеническому воспитанию являются осуществление санитарного просвещения и гигиенического воспитания населения.
Поскольку Колчина Т.В. к моменту обращения в Пенсионный фонд, а также в данное время не имеет необходимого специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию за выслугу лет, суд обоснованно отказал ей в удовлетворении исковых требований о признании права на досрочную трудовую пенсию.
Право на досрочную трудовую пенсию зависит от специфики и характера труда лиц, работающих в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в зависимости от степени неблагоприятного воздействия различного рода факторов, повышенных психофизических нагрузок, которые обусловлены спецификой и характером труда, выполняемых функций.
Таким образом, отказ суда, в удовлетворении исковых требований о включении истице в специальный медицинский стаж периода ее работы в должности инструктора по гигиеническому воспитанию Краснослободской районной центральной больницы Республики Мордовия и отказ в назначении досрочной трудовой пенсии является законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы не могут явиться основанием к отмене решения суда в этой части.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Краснослободского районного суда Республики Мордовия от 15 сентября 2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу Колчиной Т.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Екония Г.К.
Судьи Володина Г.Ф.
Стариннова Л.Д.