Судья Бикмаева Е.А. Дело № 33-2132/27
Докладчик Межевова Н.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Екония Г.К. судей Межевовой Н.И.
Старинновой Л.Д.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 ноября 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяева В.Б. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 12 сентября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Понкрашкина Н.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением от <дата> <№> в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды работы в должности медицинской сестры в Учреждении <данные изъяты> с 01 апреля 1986 г. по 04 октября 1986 г. и в должности медицинской сестры в Учреждении <данные изъяты> с 05 октября 1986 г. по 21 июля 1992 г., в том числе периоды нахождения в дородовом и послеродовом отпуске с 13 сентября 1990 г. по 03 января 1991 г. и с 01 октября 1991 г. по 03 февраля 1992 г., в отпуске по уходу за ребенком с 04 января 1991 г. по 30 сентября 1991 г. и с 04 февраля 1992 г. по 21 июля 1992 г. в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца; периоды нахождения на курсах повышения квалификации 04 мая 2004 г., с 28 мая 2009 г. по 26 июня 2009 г. в календарном исчислении.
Считала отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж неправомерным, просила признать незаконным решение начальника от <дата> <№>, обязать пенсионный орган включить данные периоды в специальный стаж, назначить ей досрочную трудовую пенсию с 18 марта 2011 г.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 12 сентября 2011 г. исковые требования Понкрашкиной Н.В. удовлетворены.
В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяев В.Б. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж спорных периодов в льготном исчислении.
В возражениях на кассационную жалобу истица Понкрашкина Н.В. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе по Республике Мордовия Дунаева Н.Н. доводы кассационной жалобы поддержала.
Заслушав объяснения представителя ответчика, истицы Понкрашкиной Н.В., просившую решение оставить в силе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела установлено, что Понкрашкина Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 18 марта 2011 года.
Решением <№> от <дата> ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия Понкрашкиной Н.В. отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа, необходимого для назначения пенсии, дающего право на досрочную пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Ф3 № 173 от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Требуется специального стажа 25 лет, имеется 17 лет 11 месяцев 14 дней.
Истице не засчитаны в специальный стаж работы отвлечения от основной работы курсы повышения квалификации с 04 мая 2004 г. по 01 июня 2004 г., с 28 мая 2009 г. по 26 июня 2009 г., как не предусмотренные пунктами 4-5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 11 июля 2002 г. № 516; периоды работы с 1 апреля 1986 г. по 4 октября 1986 г. в должности медицинской сестры в Учреждении <данные изъяты> и с 5 октября 1986 г. по 21 июля 1992 г. в должности медицинской сестры в Учреждении <данные изъяты>, так как работа протекала в медчасти с больницей лечебно-трудового профилактория учреждения <данные изъяты> не поименованного Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, а так же пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (в том числе с 13 сентября 1990 г. по 3 января 1991 г., с 1 октября 1991 г. по 3 февраля 1992 г. нахождение в дородовом и послеродовом отпуске, с 4 января 1991 г. по 30 сентября 1991 г. и с 4 февраля 1992 г. по 21 июля 1992 г. нахождение в отпуске по уходу за ребенком).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 г. предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Действовавшее до 1 ноября 1999 г. пенсионное законодательство предусматривало иной подход к льготному исчислению специального стажа. При определении права на пенсию за выслугу лет медицинским работникам до указанной даты порядок подсчета специального стажа производился по правилам, установленным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», пунктом 2 которого предусмотрено, что работникам здравоохранения, указанным в Списке 1991 г., исчисление выслуги лет производилось по правилам: 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца). То есть стаж лечебной деятельности в сельской местности исчислялся в льготном порядке независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе (смешанный стаж).
В соответствии с данным Списком, право на досрочную трудовую пенсию предоставлялось врачам и среднему медицинскому персоналу лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений независимо от наименования и должности.
Таким образом, поскольку спорный период работы истицы в сельской местности имел место до ноября 1999 г., то является правомерным вывод суда первой инстанции о включении в специальный стаж истицы в льготном исчислении один год работы за один год и три месяца периода работы в должности медицинской сестры в Учреждении <данные изъяты> и в Учреждении <данные изъяты> в медицинской части с больницей лечебно-трудового профилактория <данные изъяты>.
Согласно статье 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 9 декабря 1971 г.) отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
При этом законодательно не закреплено ограничение на включение отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, если он предоставлен до вступления в силу названного закона от 25 сентября 1992 года.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
В связи с этим, поскольку отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет были предоставлены истице до внесения соответствующих изменений в закон, то суд правильно посчитал, что они подлежат включению в специальный стаж истице в полном объеме в соответствии с законом, действовавшим на момент предоставления такого отпуска, то есть в льготном исчислении.
В силу п.5 Правил от 11.07.2002 г. № 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
С учетом этого суд обоснованно зачел в льготном исчислении и периоды нахождения истицы в дородовых и после родовых отпусках.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчислением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой
пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения до ноября 1999 го в льготном исчислении, а с 1 ноября 1999 г. в календарном.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно включил истице в специальный стаж период нахождения ее на курсах повышения квалификации с 04 мая 2004 г. по 01 июня 2004 г., с 28 мая 2009 г. по 26 июня 2009 г. в календарном исчислении.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах, установив, что по обжалуемому решению пенсионного органа на момент подачи заявления истицей, то есть 18 марта 2011 г., у нее имелся специальный стаж работы 17 лет 11 месяцев 14 дней, а при включении судом оспариваемых периодов специальный стаж у истицы составил более 25 лет, то суд правомерно обязал пенсионный орган назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с данной даты.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 12 сентября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Зубово-Полняском муниципальном районе Республики Мордовия Кидяева В.Б. – без удовлетворения.
Председательствующий Г.К.Екония
Судьи Н.И.Межевова
Л.Д.Стариннова