решение об удовлетворении исковых требований о назначении досрочной трудовой пенсии, включении периодов работы в стаж для назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью оставлено без изменения



Судья Крысина З.В.                                Дело № 33-2149/27

Докладчик Межевова Н.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                        Екония Г.К.        судей                                    Межевовой Н.И.

                                     Старинновой Л.Д.

при секретаре                            Панковой М.А.                

рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 ноября 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 сентября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Гуртовая Т.П. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указав, что решением от <дата> <№> в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж не был включен период работы в должности старшей пионервожатой в детском санатории <данные изъяты> с 27 августа 1987 г. по 31 августа 1988 г.

Считала отказ во включении указанного периода в специальный трудовой стаж неправомерным, просила признать незаконным решение начальника <№> от <дата>, обязать пенсионный орган включить данный период в специальный стаж, назначить ей досрочную трудовую пенсию, взыскать судебные расходы в сумме <данные изъяты> руб.

В заявлении от 19 сентября 2011 г. истица Гуртовая Т.П. уточнила исковые требования и просила назначить ей досрочную трудовую пенсию с 03 июня 2011 г.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 сентября 2011 г. исковые требования Гуртовой Т.П. удовлетворены.

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С.

считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж оспариваемого периода.

В судебное заседание истица Гуртовая Т.П., представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще путём заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении (л.д. 123, 124), о причинах неявки в суд не известили, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 ГПК Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела установлено, что Гуртовая Т.П. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 03 июня 2011 года.

Решением <№> от <дата> ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Гуртовой Т.П. отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа, необходимого для назначения пенсии, дающего право на досрочную пенсию по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Ф3 № 173 от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Требуется специального стажа 25 лет, имеется 24 года.

Истице не засчитан в специальный стаж работы период с 27 августа 1987 г. по 31 августа 1988 г. в должности старшей пионервожатой в детском санатории <данные изъяты>, поскольку наименование должности и учреждения не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781. В разделе «Наименование учреждений» Списка предусмотрены санатории (курорты), в том

числе детские: для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиемилита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями

опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические. Документы, в которых усматривается профиль санатория, заявителем не представлены, таким образом определить профиль санатория не представляется возможным.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей независимо от их возраста.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.

В оспариваемый истицей период действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, которым было утверждено Положение "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения". Согласно пункту 2 Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывалась работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Данное Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17 декабря 1959 г. действовало до 01 октября 1993 г. и утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации № 953 от 22 сентября 1993 г.

Суд обоснованно пришел к выводу о том, что работа истицы в с 27 августа 1987 г. по 31 августа 1988 г. в должности старшей пионервожатой в детском санатории <данные изъяты> должна быть включена в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку, как установил суд, истица, работая старшей пионервожатой осуществляла педагогическую деятельность в общеобразовательной школе при детском санатории <данные изъяты>

При этом суд правильно исходил из того, что оспариваемые периоды имели место до внесения соответствующих изменений в закон.

Указанный вывод суда подтверждаются справкой, выданной Районным отделом образования <адрес> Республики Мордовия от <дата> из которой следует, что при санатории <данные изъяты> находилась общая образовательная школа, как структурное подразделение, показаниями свидетелей Щ.Т.Н., В.Т.А.

О том, что в составе детского санатория <данные изъяты> находилось структурное подразделение «общеобразовательная школа» свидетельствуют также справка ГУЗ «<данные изъяты> центральная районная больница» от <дата>, справка № 109

от <дата> Управления образования Администрации <данные изъяты> муниципального района; справка Центрального государственного архива Республики Мордовия № С-14/А от <дата>

Так как право на трудовую пенсию по старости досрочно работники общеобразовательных учреждений и дошкольных детских учреждений имеют в связи с характером выполняемой ими работы, то есть педагогической деятельностью, то суд правомерно посчитал, что данное право не может быть поставлено в зависимость от наименования должности, в которой работник осуществлял трудовую деятельность и которая впоследствии не была включена в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в льготный стаж.

В связи с этим довод пенсионного органа в жалобе о том, что должность «старшая пионервожатая» не предусмотрена Списком должностей и учреждений, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, не может повлечь отмену законного решения.

Поскольку в соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, то суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика назначить пенсию с 03 июня 2011 года.

Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК Российской Федерации.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

         определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 19 сентября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. – без удовлетворения.

Председательствующий                        Г.К.Екония                        

Судьи                            Н.И.Межевова

                            Л.Д.Стариннова