Судья Артемьев В.П. Дело N33-2143/57
Докладчик Стариннова Л.Д.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего: Екония Г.К.,
судей: Старинновой Л.Д., Межевовой Н.И.,
при секретаре: Панковой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании от 22 ноября 2011 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе Кручинина Э.Г. и Злобина В.В. на решение Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 4 октября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д.; судебная коллегия
установила:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Кручинину Э.Г. и Злобину В.В. об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд земельного участка и жилого дома.
В обоснование требований указала, что в соответствии с постановлениями Главы Администрации городского округа Саранск от 6 июля 2009 года №1519 и №1520 подлежит изъятию земельный участок площадью ... кв.м., кадастровый номер <№> и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях расширения автомобильной дороги по ул.Севастопольская (от ул.Волгоградская до пр.70 лет Октября) г.Саранска. 29 июля 2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на указанный земельный участок. 24 августа 2009 г. и 13 августа 2010 г. в адрес ответчиков были направлены уведомления об изъятии земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд. Ответчики отказались заключать какие-либо сделки в отношении спорной изымаемой недвижимости на условиях, предлагаемых Администрацией городского округа Саранск.
Просила прекратить право собственности Кручинина Э.Г. и Злобина В.В. на ... доли каждого в праве общей долевой собственности на земельный участок, общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <№> и на жилой дом, общей площадью ... кв.м., расположенные по адресу: <адрес> посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск, по выкупной цене ... рублей каждому. Обязать Кручинина Э.Г. и Злобина В.В. заключить с Администрацией городского округа Саранск договоры о возмещении выкупной цены (размера убытков). Обязать Кручинина Э.Г. и Злобина В.В. после заключения указанного договора и получения денежных средств в обозначенных размерах обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РМ и филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РМ в целях регистрации прекращения и перехода права собственности на обозначенное выше изымаемое для муниципальных нужд городского округа Саранск недвижимое имущество. (л.д.1-5)
Решением Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 4 октября 2011 г. исковые требования Администрации городского округа Саранск удовлетворены частично.
После уплаты выкупной цены в размере .... каждому прекратить право собственности Кручинина Э.Г. и Злобина В.В. на ... долю у каждого в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером <№> и на жилой дом, общей площадью ... кв.м., расположенные по адресу: <адрес>.
На Кручинина Э.Г. и Злобина В.В. возложена обязанность заключить с Администрацией городского округа Саранск договоры о возмещении выкупной цены (размера убытков) в отношении вышеуказанного спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене в размере .... (л.д.215-226).
В кассационной жалобе Кручинин Э.Г. и Злобин В.В. с решением суда не согласны, просят его отменить, ссылаясь на то, что рыночная стоимость земельного участка и жилого дома значительно занижена. (л.д.232-233)
Проверив материалы дела, выслушав объяснения ответчиков Кручинина Э.Г. и Злобина В.В., представителя истца Тараскова И.Ю., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия не находит оснований для отмены судебного решения.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся: отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279 - 282 и 284 - 286 настоящего Кодекса.
Требование об изъятии недвижимого имущества не подлежит удовлетворению, если государственный орган или орган местного самоуправления, обратившийся с этим требованием в суд, не докажет, что использование земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на данное недвижимое имущество.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса РФ право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
При этом основания изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях в связи с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статьи 281 Гражданского кодекса РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 282 ГК РФ) либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. (ч. 1 ст. 32 ЖК РФ).
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. (ч. 6).
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду. (ч. 7).
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи. (ч. 9).
Как следует из материалов дела и установлено судом Кручинин Э.Г. и Злобин В.В. являются долевыми собственниками (по ... доли) в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. (л.д.36,37,199)
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 6 июля 2009 г. №1519 «Об изъятии земельных участков в целях расширения автомобильной дороги по ул. Севастопольская (от ул. Волгоградская до пр. 70 лет Октября) г.Саранска» постановлено: изъять (в том числе путем выкупа) земельные участки (согласно приложению) для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях расширения автомобильной дороги по ул. Севастопольская (от ул. Волгоградская до пр. 70 лет Октября) г.Саранска. (л.д. 14-16).
Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 6 июля 2009 г. №1520 «Об изъятии путем выкупа жилых помещений в целях расширения автомобильной дороги по ул. Севастопольская (от ул. Волгоградская до пр. 70 лет Октября) г.Саранска» постановлено: изъять путем выкупа жилые помещения (согласно приложению) для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях расширения автомобильной дороги по ул. Севастопольская (от ул. Волгоградская до пр. 70 лет Октября) г.Саранска. (л.д.17-19).
23 июля 2009 года и 29 июля 2009 года Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на земельный участок площадью 1230 кв.м., кадастровый номер 13:23:1103202:86, расположенный по адресу: г.Саранск, ул.Севастопольская, д.19. (л.д.36,37)
Согласно отчету об определении рыночной стоимости недвижимого имущества ИП члена Общероссийской саморегулируемой общественной организации «Российское общество оценщиков» М. от 8 июля 2011 г. рыночная стоимость индивидуального жилищного строительства, земельного участка площадью ... кв.м. и упущенная выгода от неполученного урожая с деревьев и кустарников, расположенных по адресу: <адрес> по состоянию на 8 июля 2011 года составила ... руб. (л.д.71-131)
Согласно заключению эксперта №42с-2011 от 29 августа 2011 года итоговая рыночная стоимость домовладения, расположенного по адресу: <адрес> на момент производства экспертизы составила ... рублей, в том числе жилого дома общей площадью ... кв.м. – ... рублей, гаража – ... рублей, надворных построек – ... рублей, плодово-ягодных насаждений – ... рублей, земельного участка площадью ... кв.м. – ... кв.м. (л.д.139-159)
24 августа 2009 года Администрацией городского округа Саранск ответчики были уведомлены об изъятии земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд. (л.д.31-34)
13 августа 2010 года Администрацией городского округа Саранск в адрес ответчиков были направлены повторные уведомления об изъятие земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд. Также вместе с данными уведомлениями им были направлены проекты договоров о возмещении убытков, связанных с прекращением права собственности на жилой дом и земельный (л.д.29,30)
Исходя из вышеуказанных норм права и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд пришел к правильному выводу, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчиков на земельный участок и расположенный на нем жилой дом в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа, Администрацией городского округа Саранск был соблюден.
При этом, суд обоснованно исходил из того, что оспариваемые решения об изъятии земельного участка и жилого дома приняты в пределах полномочий органа местного самоуправления, земельный участок изымается для муниципальных нужд в связи с размещением автомобильной дороги местного значения, указанные решения прошли государственную регистрацию, собственники земельного участка и жилого дома были извещены об изъятии земельного участка и жилого дома в установленный законом срок с указанием даты о произведенной регистрации решений об изъятии земельного участка и жилого дома.
Представленными в дело доказательствами Администрация городского округа Саранска доказала обоснованность размещения автомобильной дороги на земельном участке, в том числе и принадлежащем ответчикам. На основе анализа этих доказательств, суд сделал правильный вывод, что иное размещение данной автомобильной дороги не будет соответствовать требованиям рациональной организации территории по ул.Севастопольская г.Саранска, приведя в мотивировочной части решения исчерпывающие обоснования своих выводов.
Судом установлено, что соглашения о размере выкупной цены изымаемых объектов недвижимости стороны не достигли.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования о прекращении права собственности ответчиков на изымаемые объекты недвижимости после уплаты истцом выкупной цены.
Определяя размер выкупной цены, суд правомерно принял во внимание отчет о стоимости жилого дома с надворными постройками в размере ... руб., представленный истцом ( л.д. 55-56), заключение эксперта от 29 августа 2011 г. об определении рыночной стоимости земельного участка и насаждений, определив выкупную цену в размере ... руб. Суд правильно принял за основу отчет о рыночной стоимости жилого дома от 30 июля 2010 года, поскольку стоимость жилого дома заключением эксперта определена ниже, чем по отчету о стоимости изымаемых объектов недвижимости, представленных истцом.
Указанное заключение эксперта стороной ответчика не оспорено. Суд оценил заключение эксперта по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами, и результаты оценки отразил в решении суда, обосновано посчитав, что указанная выкупная цена эквивалентна рыночной стоимости изымаемых жилого дома и земельного участка.
При этом, суд правомерно не учел заключение о рыночной стоимости объектов недвижимости, представленный ответчиками, поскольку отчет о рыночной стоимости объектов недвижимости от 30 июля 2010 года и заключение эксперта от 29 августа 2011 года наиболее точно отражают рыночную стоимость изымаемых объектов недвижимости, сложившихся в регионе, чем заключение об оценке ИП М.
В связи, с чем довод кассационной жалобы о том, что рыночная стоимость земельного участка и жилого дома занижена, отклоняется как необоснованный.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение соответствует требованиям закона, выводы суда по делу мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон, закон, подлежащий применению, и вынес законное и обоснованное решение.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не влекут его отмену.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия от 4 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кручинина Э.Г. и Злобина В.В. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Екония Г.К.
Судьи Межевова Н.И. Стариннова Л.Д.