дело о признании незаконным отказа о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья



Судья Ремнёва И.П.                                 Дело № 33-131/22

Докладчик Стариннова Л.Д.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего: Александрова С.В.,

судей: Старинновой Л.Д., Скипальской Л.И.,

при секретаре: Кулаевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 января 2011 г. в г. Саранске дело по кассационной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Шахоткина Ю.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 ноября 2010 г.

Заслушав доклад судьи Старинновой Л.Д.; судебная коллегия

установила:

Шичкин И.К. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия о признании незаконным отказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия о выдаче свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья.

В обоснование заявленных требований указал, что является ветераном Великой Отечественной войны. Постановлением Главы Администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия №10-П от 28 января 2010 года он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, после чего обратился к ответчику с заявлением о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета как участнику Великой Отечественной войны. 19 июля 2010 года Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия отказало ему в предоставлении мер социальной поддержки по тем основаниям, что в 2006 году в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» он уже использовал право на получение социальной выплаты из средств федерального бюджета. Считал отказ ответчика в предоставлении ему мер социальной поддержки по обеспечению жильем как участнику Великой Отечественной войны незаконным и просил обязать Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия выдать ему свидетельство на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в размере 954 000 рублей. (л.д.1-2,32).

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 ноября 2010 года исковые требования Шичкина И.К. удовлетворены в полном объеме (л.д.79-84).

    В кассационной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия Шахоткин Ю.В. просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на его незаконность, поскольку истец уже воспользовался один раз правом на получение социальной выплаты на строительство жилья за счет средств федерального и республиканского бюджетов.

    Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Шичкин И.К. является участником Великой Отечественной войны. (л.д.15).

Постановлением Главы администрации Кадошкинского муниципального района Республики Мордовия от 28 января 2010 года №10-П Шичкин И.К. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (л.д.41 оборот).

9 марта 2010 года Шичкин И.К. обратился в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты как участнику Великой Отечественной войны приложив к нему необходимые документы (л.д.40).

Письмом Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 19 июля 2010 года №10/9192, Шичкину И.К. отказано в предоставлении за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на строительство или приобретение жилья в размере 954 000 руб., поскольку он ранее использовал право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального и республиканского бюджетов. (л.д.5-7).

Разрешая заявленные требования и удовлетворяя иск, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку истец в рамках Федерального закона «О ветеранах» не реализовал свое право на получение мер социальной поддержки на приобретение жилья, а ранее полученная социальная выплата ограничивает его право на получение адекватной меры социальной поддержки, которую он мог бы получить в соответствии с положениями Федерального закона « О ветеранах», ответчик незаконно отказал истцу в предоставление социальной выплаты на приобретение жилья.

С такими выводами суда согласиться нельзя, поскольку они связаны с неправильным применением и истолкованием норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить до 1 мая 2010 года обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

В силу пункта 3 части 1 статьи 15 Федерального закона 12 января 1995 года № 5 «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета один раз.

В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем участников Великой Отечественной войны.

Правительство Российской Федерации постановлением от 15 октября 2005 года N 614 утвердило Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 5 Правил определено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъекта РФ.

Во исполнение данных норм Правительством Республики Мордовия принято постановление от 24 апреля 2006 г. N 155 "О Порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий", пунктом 1 которого определено, что формой обеспечения жильем граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьей 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" является предоставление им социальных выплат на строительство или приобретение жилья.

В соответствии с пунктом 20 указанного Порядка предусмотрено, что граждане, использовавшие социальную выплату, в установленном порядке снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Аналогичные положения содержит пункт 20 Постановления Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 года № 335"Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья"

При этом под предусмотренными настоящим пунктом мерами государственной поддержки понимается получение гражданином из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации социальной выплаты на строительство, реконструкцию, приобретение жилья, оказание содействия в индивидуальном жилищном строительстве, социальной выплаты на оплату первоначального взноса на приобретение жилья, социальной выплаты на оплату части процентов либо аннуитетного платежа (платежа, который погашается равными долями в течение всего срока кредита).

Таким образом, исходя из смысла приведенных положений закона, участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки для обеспечения жильем только один раз.

Между тем, принимая решение об удовлетворении иска, суд не учел данные положения закона, а также установленные обстоятельства о том, что истец ранее уже воспользовался правом на получение социальной выплаты для строительства жилья за счет средств федерального и республиканского бюджетов.

Как следует из материалов дела 1 августа 2006 года в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия К.В.И. выдано свидетельство о предоставлении государственной поддержки на строительство (приобретения жилья) в сельской местности, согласно которого на строительство жилья были выделены денежные средства на всех членов семьи К.В.И., включая ее отца Шичкина И.К., в размере ... руб., из них ... руб. за счет средств федерального бюджета и ... руб. за счет средств республиканского бюджета. В этот же день К.В.И. заключен договор на строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. На момент разрешения заявленного спора жилой дом возведен. ( л.д. 52-65).

Согласно Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации     от 3 декабря 2002 г. N 858, право на улучшение жилищных условий с использованием средств социальных выплат предоставляется гражданам только один раз.

Разрешая заявленный спор, суд не учел, что в силу пункта 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилья является основанием для снятия этих граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Поскольку право на получение социальной выплаты истцом было реализовано, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами, у администрации Кадошкинского муниципального образования Республики Мордовия отсутствовали основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Вывод суда о том, что истец не получил достаточную социальную выплату для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, какую мог бы получить в рамках Федерального закона « О ветеранах» не основан на законе, поскольку истец имея право на получение социальной выплаты на приобретение жилья один раз, реализовал его по своему усмотрению в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года".

При таких обстоятельствах у суда отсутствовали основания для удовлетворения заявленных исковых требований.

Таким образом, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене. При этом судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, постановить по делу новое решение, отказав Шичкину И.К. в удовлетворении исковых требований

На основании изложенного, руководствуясь абзацем четвертым статьи 361 ГПК РФ, судебная коллегия

    определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 23 ноября 2010 г. отменить и принять новое решение, которым Шичкину Ивану Кузьмичу в удовлетворении исковых требований отказать.

      Судья-председательствующий                                      Александров С.В.

      Судьи                             Стариннова Л.Д.

                                                                                                Скипальская Л.И.