Судья Надёжина С.Ю. Дело № 33-2186/52
Докладчик Скипальская Л.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Володиной Г.Ф.
Скипальской Л.И.
при секретаре Козеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 ноября 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Макшановой Н.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 сентября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., объяснение Тишкина А.В., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Тишкин А.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о зачете службы в ОМОН МВД по Республике Мордовия в выслугу лет в льготном исчислении.
В обоснование требования указал, что он проходил службу в органах внутренних дел Республики Мордовия с <дата>. Последняя занимаемая им должность - <данные изъяты> отряда милиции особого назначения МВД по Республике Мордовия, звание - <данные изъяты>. За время прохождения службы он направлялся в служебные командировки на территории Северо-Кавказского региона, где участвовал в проведении контртеррористических операций. Приказом от <дата> <№> он был уволен из органов внутренних дел. Выслуга лет на день увольнения составила в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном - <данные изъяты>. Считает, что факт прохождения службы в отряде милиции особого назначения с учетом специфики задач, предусмотренных Положением об отряде милиции особого назначения при МВД по Республике Мордовия, с учетом Постановления Правительства Российской Федерации № 941 от 22.09.1993 г. дает ему право при выходе на пенсию на льготный расчет выслуги лет, как один день службы за полтора дня службы. Однако, периоды прохождения службы в отряде милиции особого назначения: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> засчитаны ему в выслугу лет для назначения пенсии с коэффициентом 1,25, что является незаконным, поскольку данные периоды должны быть засчитаны ему в выслугу лет из расчета 1 день службы за 1,5 дня службы.
Согласно представленному расчету определения выслуги лет и уточнив исковые требования, просил суд засчитать ему службу в ОМОН МВД по Республике Мордовия с <дата> по <дата> в льготном исчислении из расчета 1 год за 1,5, всего в календарном исчислении <данные изъяты>, в льготном исчислении <данные изъяты> (л.д. 1-6, 30-34).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска от 27 сентября 2011 г. исковые требования Тишкина А.В. удовлетворены.
Постановлено зачесть Тишкину А.В. службу в отряде милиции особого назначения Министерства внутренних дел по Республики Мордовия с <дата> по <дата> в льготном исчислении из расчета 1 месяц за 1,5 месяца, а всего <данные изъяты>, в календарном исчислении - <данные изъяты>.
В кассационной жалобе представитель МВД по Республике Мордовия Макшанова Н.А. с решением суда не согласна, просит его отменить, вынести новое решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что суд: в нарушение требований части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил требования, которые не были заявлены истцом; не применил нормы части 1 статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой дела, связанные с государственной тайной, подсудны Верховному Суду Республики Мордовия; нарушил пункт 307 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.01.2004 г. № 3-1, где говорится о том, что снимать копии и делать выписки из секретных правовых актов, поступивших из других организаций, без разрешения организаций, их издавших, запрещается; не дал оценку представленным доказательствам; нарушил нормы материального права.
В судебное заседание представитель МВД по Республике Мордовия, представитель Тишкина А.В. – адвокат Курочкина О.М. не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще (л.д. 118, 120), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что приказом Министерства внутренних дел Мордовской ССР <№> от <дата> Тишкин А.В. был принят стажером по должности <данные изъяты> отряда милиции особого назначения при МВД МССР (л.д. 22).
С <дата> на основании приказа МВД РМ <№> Тишкин А.В. был принят <данные изъяты> в отряд милиции особого назначения; с <дата> работал <данные изъяты> отряда милиции особого назначения при МВД РМ; с <дата> на основании приказа МВД Республики Мордовия <№> от <дата> был принят <данные изъяты> отряда милиции особого назначения в соответствии с приказом МВД РМ <№> от <дата>; на основании приказа МВД по Республике Мордовия <№> от <дата> работал <данные изъяты> ОМОН при МВД РМ с <дата> (л.д. 8-16)
Приказом от <дата> <№> с <дата> Тишкин А.В. был уволен из органов внутренних дел по пункту «В» части 6 статьи 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (по выслуге срока службы, дающего права на пенсию) (л.д. 23).
Выслуга лет Тишкина А.В. на момент увольнения в календарном исчислении составила <данные изъяты>, в льготном исчислении - <данные изъяты> (л.д. 18-20).
При этом Тишкин А.В. начинал службу в ОМОН со специальным званием <данные изъяты>, завершил службу <данные изъяты>.
Из расчета выслуги лет на пенсию <данные изъяты> Тишкина А.В., <данные изъяты> отряда милиции особого назначения МВД Республики Мордовия, составленного старшим инспектором ОК и BP ОМОН МВД РМ по состоянию на <дата>, следует, что в выслугу лет на пенсию, назначаемую по линии МВД РФ, подлежит зачету следующая служба Тишкина А.В.:
- учеба в Краснослободском совхоз-колледже с <дата> по <дата> с применением коэффициента 0,5 - 04 месяца 19 дней;
- служба в армии с <дата> по <дата> с применением коэффициента 1 - 01 год 11 месяцев 28 дней;
- стажер по должности <данные изъяты> Отряда милиции особого назначения МВД МССР с применением коэффициента 1 - 03 месяца 4 дня;
- периоды прохождения службы в Отряде милиции особого назначения: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> засчитаны в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России с коэффициентом 1,25. Всего выслуга лет (общий трудовой стаж) на <дата> для назначения пенсии составляет <данные изъяты> (л.д. 17-19).
Как следует из сообщения командира ОМОН МВД по Республике Мордовия от <дата>, выслуга лет Тишкина А.В. в период прохождения службы в Отряде милиции особого назначения МВД по Республике Мордовия в период с <дата> по <дата> на основании Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации № 941 от 22.09.1993 г., п. 4 аб. 1 (в редакции приказа МВД России от 08.07.1996 г. № 033) производится из расчета 1 месяц службы за 1,25 месяца (срок стажировки в льготный стаж не входит). Оснований для расчета выслуги лет в данный период из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца нет (л.д. 21).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 13, статьей 18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лица, указанные в статье 1 настоящего Закона (лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации), имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, имеют право на пенсию за выслугу лет.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы и по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за полтора - служба в подразделениях специального назначения внутренних войск и органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы - с 01.01.1991 г. по перечню подразделений, должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
В указанный перечень в соответствии с приказом МВД России от 20.02.2003 г. № 016 входят и отряды милиции особого назначения МВД, ГУВД, УВД республик, краев, областей (пункт 4.5).
Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из Перечня подразделений внутренних войск, органов внутренних дел и должностей, служба в которых в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. № 941 засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, утвержденного приказом Министра внутренних дел РФ от 6 февраля 1995 г. № 016, а также приложением к приказу МВД России от 08.07.1996 г. № 033. Кроме того, Постановлением Правительства РФ № 422-30 от 19.08.2004 г. «О внесении изменений в Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941» установлено, что с 01.08.2004 г. для сотрудников ОМОН МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ исчисление выслуги производится из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца.
Исходя из этого, суд пришел к правильному выводу о том, что обратившимся с заявлениями о назначении пенсии по выслуге лет с <дата>, расчет выслуги лет производится из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца независимо от того, когда имели место периоды такой службы - до <дата> или после; в связи с этим спорные периоды прохождения истцом службы в отряде милиции особого назначения с <дата> по <дата> засчитаны ему в выслугу лет для назначения пенсии с коэффициентом 1,25 ввиду неправильного применения норм действующего законодательства, и обоснованно удовлетворил требования истца о зачете в выслугу лет вышеуказанных периодов прохождения службы в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца.
При этом суд рассмотрел дело по заявленным исковым требованиям (л.д. 30-34) и привел мотивированный расчет выслуги лет истца за период с <дата> по <дата>, который стороной ответчика не опровергнут.
Поэтому довод кассационной жалобы о том, что суд удовлетворил требования, которые не были заявлены истцом, отклоняется.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, всем доказательствам по делу, в том числе показаниям свидетелей, дана надлежащая оценка; выводы суда мотивированны, соответствуют собранным по делу доказательствам, и оснований для признания их неправильными не установлено.
В связи с этим доводы кассационной жалобы о том, что суд не дал оценку представленным доказательствам и нарушил нормы материального права, являются необоснованными и не могут повлечь отмену законного решения суда.
Довод кассационной жалобы о том, что данное дело связано с государственной тайной и поэтому подсудно Верховному Суду Республики Мордовия, является несостоятельным.
Перечень гражданских дел, подсудных верховному суду республик, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области и суду автономного округа, установлен в статье 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
К таким делам относятся, в частности, дела, связанные с государственной тайной.
Вместе с тем, в силу статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. №5485-1 «О государственной тайне» сведения о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям, не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию.
Поскольку в рассматриваемом случае спор касается зачета службы истца в ОМОН в выслугу лет в льготном исчислении, а такие сведения на основании приведенной выше нормы не могут относиться к сведениям, содержащим государственную тайну, и, следовательно, не подлежат засекречиванию, данное дело подсудно суду районного звена.
Довод кассационной жалобы о том, что судом в нарушение пункта 307 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, были сняты копии с секретных документов, неоснователен и материалами дела не подтвержден.
Довод кассационной жалобы представителя ответчика о неточностях в решении, а именно, то, что в решении указана должность П. – начальник Центра пенсионного обеспечения МВД по Республике Мордовия, а правильно – исполняющий обязанности начальника Пенсионного обслуживания ЦФО МВД по Республике Мордовия, также отклоняется, поскольку не может быть отменено правильное по существу решение суда по одним лишь формальным соображениям.
Иные доводы кассационной жалобы правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда не содержат; процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 27 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Макшановой Н.А. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи Г.Ф. Володина
Л.И. Скипальская