о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи в связи с работой в местностях , приравненных к районам Крайнего Севера



Судья Кашуркин В.Н.                         Дело № 33-2192/27

Докладчик Володина Г.Ф.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего          Литюшкина В.И.

судей     Володиной Г.Ф.

    Адушкиной И.В.

при секретаре     Козеевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 06 декабря 2011г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлова А.П. на решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 28 октября 2011г.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф.; исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Виканов А.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование исковых требования указал, что решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 6 от 28 апреля 2011 г. ему отказано в досрочном назначении пенсии по старости на основании абзаца третьего подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со ссылкой на то, что на момент его обращения за назначением пенсии у него отсутствует 7 лет 6 месяцев требуемого специального стажа за работу на Крайнем Севере при неполном льготном стаже. При этом, в специальный стаж было зачтено 6 лет 1 месяц 16 дней.

Считал решение Пенсионного фонда об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии противоречащим действующему законодательству.

В соответствии с записями в военном билете, трудовой книжке, справке воинской части он проходил военную службу по призыву в рядах Вооруженных сил Советской Армии с 17.05.1977 по 28.06.1979 в войсковой части 51490 в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, поселок городского типа Чегдомын, на строительстве Байкало-Амурской магистрали.

На основании статей 10, 11, 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период прохождения военной службы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается в специальный стаж как один год службы за два года.

Кроме того, в период с 06.07.1979 по 07.09.1987 он работал в автобазе треста «Тындатрансстрой» на территории п. Чильги Тындинского района Амурской области (местность, приравненная к районам Крайнего Севера) в качестве водителя.

Считал, что его общий трудовой стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 12 лет 4 месяца 24 дня, что дает ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Просил признать решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 6 от 28 апреля 2011 г. незаконным и отменить; обязать Пенсионный фонд включить в специальный стаж, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период его работы с 17.05.1977 по 28.06.1979, с 06.07.1979 по 07.09.1987, а также повторно рассмотреть его заявление о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с назначением пенсии с момента обращения в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия; взыскать с ответчика в его пользу 200 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании Виканов А.И. от заявленных требований в части включения в специальный стаж периода его работы с 06.07.1979 по 07.09.1987 в качестве водителя в автобазе треста «Тындатрансстрой» на территории п. Чильги Тындинского района Амурской области отказался, указав, что данный период Пенсионным органом уже засчитан в специальный стаж, в остальной части заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Определением Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 28 октября 2011 г. производство по делу в данной части прекращено.

Решением Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 28 октября 2011г. постановлено: «исковые требования Виканова А.И. удовлетворить.

Признать решение ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 6 от 28 апреля 2011 года в оспариваемой части незаконным и отменить.

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия засчитать Виканову А.И. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера период прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии с 17 мая 1977 года по 28 июня 1979 года.

Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Виканову А.И. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с 25 апреля 2011 года.

Взыскать в пользу Виканова А.И. с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия в возмещении расходов по уплате государственной пошлины 200 (двести) рублей».

В кассационной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлов А.П. с решением суда не согласен, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства.

В возражениях на кассационную жалобу Виканов А.И. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В кассационное заседание истец Виканов А.И. и представитель ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия» не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы кассационной жалобы, находит решение суда подлежащим отмене из –за несоответствия его нормам материального права и обстоятельствам дела.

Из материалов дела усматривается, что решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 6 от 28 апреля 2011 г. Виканову А.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем третьим подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» со ссылкой на то, что на момент обращения за назначением пенсии отсутствует 7 лет 6 месяцев требуемого специального стажа за работу на Крайнем Севере при неполном льготном стаже. При этом в специальный стаж зачтено 6 лет 1 месяц 16 дней.

Из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском районе Республики Мордовия № 6 от 28 апреля 2011г. следует, что по результатам правовой оценки представленных документов Комиссия считает, что зачету в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с абзацем третьим подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не подлежит период прохождения Викановым А.И. действительной военной службы по призыву с 17.05.1977 по 28.06.1979 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, так как досрочная пенсия по этому основанию назначается лицам за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Справкой командира войсковой части на л.д. 25 подтверждается, что Виканов А.И. проходил службу по призыву в войсковой части 51490 в районе, приравненном к районам Крайнего Севера по адресу: Хабаровский край, Верхнебуреинский район, поселок городского типа Чегдомын, с 17 мая 1977 г. по 28 июня 1979 г.

Удовлетворяя исковые требования истца Виканова А.И. о включении периода службы по призыву в льготный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии суд первой инстанции руководствовался положениями пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. № 590, согласно которому служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в общий стаж работы.

При этом суд исходил из того, что на момент подачи заявления о досрочном назначении пенсии по старости истец достиг возраста 57 лет, имел страховой стаж 31 год 9 месяцев 23 дня, включая в него период прохождения военной службы по призыву в рядах Советской Армии в двойном размере. В связи с этим суд пришел к выводу о наличии у истца права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с абзацем 3 подпункта 6 пункта 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С выводом суда нельзя согласиться, поскольку суд, разрешая спор, неверно применил материальный закон.

С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со статьей 31 данного Федерального закона с этой даты утрачивают силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий», а другие федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, ему не противоречащей (п. 2).

Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (п.1). При этом пунктом 4 данной статьи установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечисляются включаемые в нее периоды.

До вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» виды трудовой деятельности и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий трудовой стаж, определялись Законом РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

А именно, ст. 90 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривала, что служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР... включаются в общий трудовой стаж.

Согласно ст. 88 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в настоящем разделе Закона, устанавливается пенсия по старости, а в соответствующих случаях пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.

С учетом специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда (статья 12 Закона), работой на Крайнем Севере (статья 14 Закона), а также пенсия за выслугу лет (раздел V Закона).

На основании ст. 14 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации», пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливалась: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.

К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.

Статья 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривала категории лиц, которым пенсия назначалась в связи с особыми условиями труда, в том числе, мужчинам - по достижении 50 лет и женщинам - по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет.

Гражданам, имеющим не менее половины стажа на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам (п. «а»).

В силу ст. 94 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и ст. 28 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на общих, льготных основаниях, а также в связи с особыми условиями труда период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчислялся в полуторном размере.

Таким образом, ранее действовавшее законодательство, не предусматривало включения в специальный трудовой стаж службы в вооруженных силах.

Действующее в настоящее время законодательство также не предусматривает включение периода прохождения военной службы в специальный трудовой стаж (ст. 28 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет м женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.

Постановлением Пленума Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 (п.19) разъяснено, что решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктом 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1. Федерального закона № 173 – ФЗ при определение стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая права на досрочное трудовое назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1-10 пункта 1 статьи 27 и подпунктом 7-9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.

Согласно материалами дела, специальный стаж истца Виканова А.И. на момент обращения его за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем 3 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 от 17.12.2001 г. № 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» составляет 6 лет 1 месяц 16 дней, при требуемом неполном льготном стаже за работу в районах Крайнего Севера – 7 лет 6 месяцев.

Таким образом, поскольку в силу закона период службы истца в армии по призыву на Крайнем Севере не может быть зачтен в специальный трудовой стаж как стаж работы на Крайнем Севере, решение суда об удовлетворении исковых требований не соответствует закону, в связи с чем решение подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе истцу Виканову А.И. в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 4 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 28 октября 2011 г. отменить. Вынести по делу новое решение, которым Виканову А.И. в удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 6 от 28 апреля 2011 г.; включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период прохождения службы по призыву с 17 мая 1977 года по 28 июня 1979 года; назначении досрочной трудовой пенсии по нормам абзаца 3 подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - отказать.

Председательствующий Литюшкин В.И.

Судьи     Володина Г.Ф.

Адушкина И.В.