Судья Ремнева И.П. Дело № 33-2260/25
Докладчик Литюшкин В.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Литюшкина В.И.
судей Адушкиной И.В. и Володиной Г.Ф.
с участием секретаря Хальмеевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 декабря 2011 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - Директора Департамента по правовым вопросам Конычева С.В. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 октября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., возражения против доводов кассационной жалобы представителя Борисовой М.М. Нужина К.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Представитель Борисовой М.М.- Нужин К.В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности выдать Борисовой М.М. схему расположения земельного участка для размещения бокса гаража для постановки на кадастровый учет.
В обоснование требований указано, что Борисовой М.М. на праве собственности принадлежит бокс гаража <№> в гаражном кооперативе <данные изъяты>, расположенном по адресу: <адрес>. В августе 2011 года представитель Борисовой М.М. обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м. для размещения данного бокса гаража для постановки на кадастровый учет. Ответчик в утверждении схемы расположения земельного участка отказал по тем основаниям, что данный земельный участок определен под размещение технопарка в сфере высоких технологий со сносом всех строений и сооружений, в том числе гаражей. Отказ ответчика считает незаконным.
По данным основаниям он просил суд возложить на Администрацию городского округа Саранск обязанность утвердить и выдать Борисовой М.М. схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м. для размещения бокса гаража <№> в гаражном кооперативе <данные изъяты> по <адрес> для постановки на кадастровый учет.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 октября 2011 г. исковые требования Борисовой М.М. удовлетворены.
В кассационной жалобе заместитель Главы Администрации городского округа Саранск – Директор Департамента по правовым вопросам Конычев С.В. с решением суда не согласен, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Он указывает, что спорный земельный участок находится в научно-производственной зоне и вместе со смежными земельными участками запланирован под строительство технопарка.
В возражениях на кассационную жалобу представитель Борисовой М.М. – Нужин К.В. считает решение суда правильным, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание Борисова М.М. и представитель Администрации городского округа Саранск не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <№> от 28 ноября 2008 г. Борисовой М.М. на праве собственности принадлежит бокс гаража площадью 22,4 кв.м., находящийся по адресу: <адрес>, гаражный кооператив <данные изъяты>, бокс гаража <№>.
В соответствии с техническим паспортом указанный бокс гаража <№> расположен на земельном участке площадью 25,9 кв.м.
4 августа 2011 г. представитель Борисовой М.М. - Нужин К.В. обратился в Администрацию городского округа Саранск с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м. для размещения указанного бокса гаража для постановки на кадастровый учет, приложив к нему: копию схемы расположения земельного участка в гаражном кооперативе <данные изъяты>, сводный каталог координат объекта землеустройства, копию свидетельства о государственной регистрации права собственности, копию технического паспорта на бокс гаража, копию доверенности.
Сообщением и.о. заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - Директора Департамента перспективного развития Цыганова В.В. от 26 августа 2011г. № Пр-5488 в утверждении схемы расположения земельного участка для размещения бокса гаража Борисовой М.М. отказано, по тем основаниям, что в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, а именно Генеральным планом г. Саранска, р.п. Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск, Правилами землепользования и застройки г. Саранска, р.п. Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск, проектом планировки территории, ограниченной автодорогой Саранск-Кочкурово и р. Инсар, данный земельный участок определен под размещение технопарка в сфере высоких технологий со сносом всех строений и сооружений, в том числе и гаражей.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, приведя в решении исчерпывающее правовое обоснование своим выводам.
Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно действовавшему на момент обращения в орган местного самоуправления представителя истицы Перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденному Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 г. № 370, к заявлению прилагался, в том числе, кадастровый паспорт земельного участка.
Аналогичное требование о приложении к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, кадастрового паспорта земельного участка содержится и в Перечне документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011г. № 475.
Исходя из системного толкования указанных норм права, Борисова М.М. как собственница бокса гараж имеет право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположен принадлежащий ей гараж, при этом для приобретения данного земельного участка в собственность ей необходимо представить кадастровый паспорт земельного участка.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривается, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий Борисовой М.М. бокс гаража, государственный кадастровый учет не прошел.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 26 кв.м. для размещения бокса гаража <№> в гаражном кооперативе <данные изъяты> и выдать данную схему истице для постановки на кадастровый учет спорного земельного участка.
Доводы представителя Администрации городского округа Саранск о том, что спорный бокс гаража расположен в научно-производственной зоне, определенной под размещение технопарка в сфере высоких технологий со сносом всех строений и сооружений, не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Между тем ответчиком не представлено доказательств того, что спорный земельный участок изъят из оборота, зарезервирован для муниципальных нужд либо в отношении него федеральным законом установлен запрет на приватизацию.
То обстоятельство, что на спорном земельном участке и смежных с них земельных участках запланировано размещение технопарка со сносом всех строений и сооружений, не свидетельствует о том, что данный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд.
Статьей 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Учитывая, что Администрацией городского округа Саранск не представлено решение о резервировании спорного земельного участка для муниципальных нужд, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что условий, препятствующих утверждению схемы расположения спорного земельного участка, не имеется.
Доводы кассационной жалобы повторяют фактические и правовые основания возражения ответчика, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда.
Таким образом, решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела, подтвержденным доказательствами, исследованными и оцененными судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.
Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя Главы Администрации городского округа Саранск - Директора Департамента по правовым вопросам Конычева С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи И.В. Адушкина
Г.Ф. Володина