Судья Надёжина С.Ю. Дело № 33-2219/27
Докладчик Козина Е.Г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Екония Г.К.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 06 декабря 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 сентября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Честнова Н.И. обратилась в суд с иском к ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, указав, что решением начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» <№> от <дата> ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, имеется стаж 29 лет 5 месяцев. В специальный стаж кроме прочих не включен период её работы с 27 февраля 1986 г. по 18 августа 1986 г. в должности зав. <данные изъяты> медпунктом.
Просила суд признать незаконным и отменить указанное решение пенсионного органа в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы с 27 февраля 1986 г. по 18 августа 1986 г. в должности зав. <данные изъяты> медпунктом, обязать ответчика включить в специальный стаж оспариваемый период работы в льготном исчислении один год работы за один год и 3 месяца, и назначить досрочную трудовую пенсию с 06 июня 2011 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 сентября 2011 г. исковые требования Честновой Н.И. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» <№> от <дата> в части не включения в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периода работы Честновой Н.И. с 27 февраля 1986 г. по 18 августа 1986 г. в должности зав. <данные изъяты> медпунктом.
На ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» возложена обязанность включить Честновой Н.И. в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца период работы с 27 февраля 1986 г. по 18 августа 1986 г. в должности заведующего <данные изъяты> медпунктом - медицинской сестры <данные изъяты> и назначить Честновой Н.И. досрочную трудовую пенсию с 6 июня 2011 г.
С ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» в пользу Честновой Н.И. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
В кассационной жалобе начальник ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаев В.С. просит решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения исковых требований. Оспариваемый период работы не подлежит включению в специальный стаж истицы, поскольку судом достоверно не установлено, что истица в спорный период выполняла обязанности как заведующей медпунктом, так и медсестры.
В возражениях на кассационную жалобу истица Честнова Н.И. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу начальника пенсионного органа – без удовлетворения.
Представитель ответчика ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще под роспись (л.д.123), о причинах неявки в суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседание истица Честнова Н.И. и её представитель Шукшина И.А., действующая на основании устного заявления, относительно кассационной жалобы возразили.
Заслушав объяснения истицы Честновой Н.И., её представителя Шукшиной И.А., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.
Из материалов дела усматривается, что решением начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» <№> от <дата> истице было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В специальный стаж не включен оспариваемый истицей период работы с 27 февраля 1986 г. по 18 августа 1986 г. в должности зав. <данные изъяты> медпунктом.
По решению пенсионного органа специальный стаж истицы на дату обращения составил 29 лет 5 месяцев.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа в части исключения из трудового стажа спорного периода её работы.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
В числе наименований должностей, предусмотренных в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066, указаны должности среднего медицинского персонала: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (или фельдшер, или медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер, медицинским пунктом - медицинская сестра (или фельдшер); фельдшер.
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённым постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464, действовавшим ранее, предусмотрены должности врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
На более ранние периоды работы распространялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В силу подпункта «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции обоснованно указал, что в спорный период Честнова Н.И., работая в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом, также осуществляла работу медицинской сестры (фельдшера), а именно, занималась лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в сельской местности.
Данный вывод суда является правильным и подтверждается письменными материалами дела.
Из трудовой книжки истицы, которая в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника следует, что Честнова Н.И. с 27 февраля 1986 г. по 18 августа 1986 г. работала в должности заведующей <данные изъяты> медицинского пункта.
Справкой МУЗ «Старошайговская центральная районная больница» от 23 сентября 2011 г. <№> подтверждается, что в 1986 году на территории колхоза им. XXII съезда КПСС <данные изъяты> сельского совета Старошайговского района действительно находился медицинский пункт. Как структурное подразделение он входил в состав Старошайговской центральной районной больницы, но с выплатой заработной платы из бюджета сельского совета. Штатным расписанием больницы была предусмотрена должность заведующей <данные изъяты> медпунктом.
В период с 27 февраля 1986 г. по 18 августа 1986 г. заведующей <данные изъяты> медицинским пунктом действительно работала Честнова Н.И.
Она занималась лечебной деятельностью и оказывала всю неотложную медицинскую помощь сельскому населению (<данные изъяты>). В этих целях она своевременно и качественно выполняла профилактические и лечебно-диагностические мероприятия самостоятельно или назначенные врачом (внутривенные, внутримышечные, подкожные инъекции, перевязки); оказывала первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях; своевременно направляла больных, нуждающихся во врачебной медицинской помощи, в Старошайговскую ЦРБ; проводила лечение и медицинский уход на дому; проводила диспансерное наблюдение за различными группами населения - детьми, подростками, беременными женщинами, пациентами, перенесшими острые заболевания, пациентами, страдающими хроническими заболеваниями; проводила профилактические прививки детям и взрослым; проводила патронаж беременных женщин, наблюдала за детьми раннего возраста; проводила профилактические осмотры детей школьного и дошкольного возраста; занималась санитарно-профилактической работой с населением.
В лицевых счетах по <данные изъяты> медпункту за 1986 г. имеются сведения о начислении заработной платы Честновой Н.И. - заведующей медпунктом. В лицевых счетах за март, апрель, май, июнь, июль и август 1986 года имеются сведения о начислении Честновой Н.И. заработной платы.
Факт выплаты Честновой Н.И. заработной платы из бюджета сельского совета подтверждается также копиями расчётно-платёжных ведомостей за апрель, май, июнь, июль и август 1986г. Из ведомостей следует, что в <данные изъяты> медицинском пункте в указанные месяцы работало 3 штатных работника, а именно Честнова Н.И., заведующая медпунктом, а также акушер и санитарка, которым в указанные месяцы начислялась заработная плата.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия признает правильный вывод суда о том, что истица приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Таким образом, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 30 сентября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Исаева В.С. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.К.Екония
Судьи Е.Г.Козина
Н.И.Межевова