Судья Кечкина Н.В. Дело № 33-2262/57
Докладчик Скипальская Л.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Александрова С.В.
судей Скипальской Л.И.
Старинновой Л.Д.
при секретаре Козеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 декабря 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе Алямкина Ю.А. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 октября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., объяснения Алямкина Ю.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Администрациия городского округа Саранск Тараскова И.Ю., действующего на основании доверенности №106-д от 7 сентября 2011 г., возразившего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к Алямкину Ю.А. об изъятии путем выкупа для муниципальных нужд земельного участка и жилого дома.
В обоснование требований истец указал, что в соответствии с постановлениями Главы Администрации городского округа Саранск от <дата>: <№> «Об изъятии земельных участков в целях размещения автомобильной дороги по ул. <адрес> г. Саранска» и <№> «Об изъятии путем выкупа жилых помещений в целях размещения автомобильной дороги по ул. <адрес> г. Саранска» подлежат изъятию земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, и жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные по адресу: <адрес>, для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях строительства названной выше автомобильной дороги. Указанные земельный участок и жилой дом принадлежат на праве собственности Алямкину Ю.А. 13 августа 2009 г. Алямкину Ю.А. было направлено уведомление об изъятии земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд; данное уведомление он получил 18 августа 2009 г. Повторное уведомление ответчик получил 6 сентября 2010 г. Алямкин Ю.А. отказался заключать какие-либо сделки в отношении изымаемой недвижимости на условиях, предлагаемых Администрацией городского округа Саранск.
Истец просил суд: после уплаты Алямкину Ю.А. выкупной цены в размере <данные изъяты> рублей прекратить право собственности Алямкина Ю.А. на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м и на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв. м, с кадастровым номером <№>, расположенные по адресу: <адрес>, посредством изъятия путем выкупа в пользу муниципального образования городской округ Саранск; обязать Алямкина Ю.А. заключить с Администрацией городского округа Саранск договор о возмещении выкупной цены в отношении спорного недвижимого имущества по соответствующей выкупной цене (л.д. 1-5, 220).
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 октября 2011 г. исковые требования Администрации городского округа Саранск удовлетворены в полном объеме.
С Администрации городского округа Саранск в пользу ГУ - Мордовская лаборатория судебных экспертиз Министерства юстиции Российской Федерации взысканы судебные издержки за производство экспертизы в размере <данные изъяты> рублей.
В кассационной жалобе Алямкин Ю.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права; указывает также, что сумма изымаемого для муниципальных нужд принадлежащего ему имущества является заниженной.
В судебное заседание представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще (л.д. 243), о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Согласно пункту 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239).
В соответствии со статьей 239 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов в порядке, предусмотренном соответственно статьями 279-282 и 284-286 настоящего Кодекса.
Как следует из содержания статьи 44 Земельного кодекса Российской Федерации, принудительное изъятие у собственника его земельного участка является самостоятельным основанием прекращения права собственности на землю.
При этом основания изъятия земельного участка – для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с размещением автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со статьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд. Такие же полномочия установлены в пункте 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым, к вопросам местного значения городских округов относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений частей 2 и 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.
Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд; права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Согласно положениям статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Собственник земельного участка не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка должен быть письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.
Согласно статье 281 Гражданского кодекса Российской Федерации плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.
При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в пункте 3 статьи 279 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации также предусмотрена возможность изъятия у собственника жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом местного самоуправления, принявшим решение об изъятии соответствующего земельного участка для муниципальных нужд.
Решение органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, и жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Алямкину Ю.А. (л.д. 27, 28, 133, 134).
В соответствии с постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от <дата> <№> «Об изъятии земельных участков в целях размещения автомобильной дороги по ул. <адрес> г. Саранска», опубликованным в газете «<данные изъяты>» от <дата> <№>, земельный участок с кадастровым номером <№>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит изъятию для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения названной выше автомобильной дороги (л.д. 7-9).
Необходимость изъятия названного земельного участка подтверждается градостроительной документацией и документацией по планировке территории.
Согласно постановлению Главы Администрации городского округа Саранск от <дата> <№> «Об изъятии путем выкупа жилых помещений в целях размещения автомобильной дороги по ул. <адрес> г. Саранска» подлежит изъятию жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, для муниципальных нужд городского округа Саранск в целях размещения вышеназванного объекта - автомобильной дороги по ул. <адрес> г.Саранска (л.д. 24-26).
<дата> Управлением Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия была произведена государственная регистрация ограничения (обременения) на жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенный по адресу: <адрес> (регистрация <№>), и на земельный участок по этому же адресу (регистрация <№>) на основании постановлений Главы Администрации городского округа Саранск <№> и <№> от <дата> (л.д. 27, 28).
13 августа 2009 г. Алямкину Ю.А. были направлены уведомления об изъятии принадлежащих ему на праве собственности земельного участка и жилого дома, которые ответчиком были получены 18 августа 2009 г. (л.д. 35, 36).
13 августа 2010 г. Алямкину Ю.А. было направлено повторное уведомление <№> об изъятии принадлежащего ему недвижимого имущества для муниципальных нужд, которое получено им 6 сентября 2010 г. Посредством собственноручной подписи на обратной стороне указанного уведомления ответчик подтвердил, что с 18 августа 2009 г. ему известно о предстоящем изъятии земельного участка и жилого дома для муниципальных нужд (л.д. 37).
19 августа 2010 г. Администрация городского округа Саранск направила в адрес Алямкина Ю.А. проект договора от <дата> о возмещении выкупной цены за принадлежащие ему земельный участок и жилой дом. Данное извещение получено ответчиком 23 августа 2010 г. (л.д. 38, 39-40).
Согласно отчету об оценке рыночной стоимости объекта индивидуального жилищного строительства <№>, по состоянию на 30 июля 2010 г. рыночная стоимость (в данном случае выкупная цена) спорного домовладения (жилого дома с хозяйственными постройками и насаждениями, расположенными на земельном участке по адресу: <адрес>, составила <данные изъяты> рублей, при этом жилой дом и постройки - <данные изъяты> рублей, насаждения - <данные изъяты> рублей, земельный участок <данные изъяты> рублей (л.д. 42).
Ответчик не согласился с размером выкупной цены, полагая, что указанная сумма в размере <данные изъяты> рублей необоснованно занижена.
Алямкин Ю.А. представил в суд отчет <№> об определении рыночной стоимости объектов индивидуального жилищного строительства и земельного участка, находящихся по адресу: <адрес>, которая составляет <данные изъяты> рублей, из которых рыночная стоимость земельного участка, расположенного по указанному адресу, составляет <данные изъяты> рубля, что значительно превысило стоимость объектов по отчету, представленному истцом (л.д. 67-111).
На основании определения Ленинского районного суда г. Саранска от 15 июля 2011 г. ГУ - Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации была проведена судебная товароведческая экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка и жилого дома (включая имеющиеся хозяйственные постройки, плодово-огородные насаждения), расположенных по адресу: <адрес>.
Согласно заключению экспертов <№> от <дата> рыночная стоимость объектов оценки составила: рыночная стоимость жилого дома общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, - <данные изъяты> рублей; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <№>, общей площадью <данные изъяты> кв. м, - <данные изъяты> рублей; рыночная стоимость многолетних насаждений - <данные изъяты> рублей (л.д. 168-200).
Исходя из вышеприведенных норм права и учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчика на земельный участок и расположенный на нем жилой дом в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа, Администрацией городского округа Саранск был соблюден.
Суд, учитывая, что ответчик доказательств в опровержение заявленных исковых требований не представил, обоснованно постановил решение о прекращении его права собственности на жилой дом и земельный участок путем выкупа по выкупной цене – <данные изъяты> рублей.
Суд обоснованно отклонил представленный ответчиком отчет об оценке рыночной стоимости жилого дома и земельного участка, как не отвечающий требованиям закона; при этом принятый судом за основу отчет об определение рыночной стоимости жилого дома и земельного участка соответствует положениям пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации и положениям Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Довод кассационной жалобы ответчика о том, что сумма изымаемого для муниципальных нужд принадлежащего ему имущества является заниженной, отклоняется, так как всем доказательствам по делу, в том числе заключению экспертов, суд в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал надлежащую оценку в судебном постановлении.
Таким образом, суд, правильно установив имеющие значение для дела обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства и применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 11 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Алямкина Ю.А. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий С.В. Александров
Судьи Л.И. Скипальская
Л.Д. Стариннова