Решение суда, которым отказано в удовлетворении иска о признании права собственности на земельную долю, оставлено без изменения.



Судья Апарина Л.О.                     Дело № 33-2285/24

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи - председательствующего            Екония Г.К.

судей                                Козиной Е.Г.

                                    Межевовой Н.И.

при секретаре                        Лебедевой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 декабря 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе истца Советова Я.Е. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 октября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Советов Я.Е. обратился в суд с иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Государственному комитету имущественных и земельных отношений Республики Мордовия о признании права собственности на земельную долю, указав, что он являлся собственником 1/156 доли (19 300 кв.м) земли сельскохозяйственного назначения в земельном участке размером 18610800 кв.м с кадастровым номером <№> расположенным по адресу: <адрес>, на основании свидетельства выданного 13 июня 2001 г. Аналогичные свидетельства были выданы другим 155 собственникам данного земельного участка. Земельный участок в натуре ему не выделался. 24 декабря 2001 г. был заключен учредительный договор о создании ОАО «К», где в качестве соучредителей вновь созданного юридического лица, в числе других физических лиц, был включен и он. В качестве учредительного взноса им была внесена в уставной капитал ОАО «К» принадлежащая ему доля земельного участка. Никаких акций взамен внесенного пая не выпускалось и ему не выдавалось. В связи с чем, считает, что он не стал акционером ОАО «К», а свое право собственности на земельный пай утратил формально.

В качестве соучредителей ОАО «К» наряду с ним, были другие физические лица собственники долей земельного участка и МУСП «К», которое внесло в качестве вклада в уставной капитал ОАО «К» имущество на сумму <данные изъяты>.

15 декабря 2002 г. решением Арбитражного Суда Республики Мордовия постановление главы муниципального образования Рузаевка от 28 декабря 2001 г. <№> «О регистрации ОАО «К» и устава ОАО «К» было признано незаконным в виду отсутствия согласия собственника - администрации. 09 июня 2003 г. решением Арбитражного суда Республики Мордовия к сделке по передаче имущества МУСП «К» в качестве вклада в уставной капитал ОАО «К» были применены последствия ничтожности сделки. Имущество переданное МУСП «К» в качестве вклада в уставной капитал ОАО «К» было возвращено МУСП «К».

Считает, что поскольку основаниями для применения последствий ничтожности сделки были признание недействительным постановления Главы и Устава ОАО «К» в полном объеме, данные последствия о ничтожности сделки должны были быть применены и в отношении сделки по передачи его земельной доли в качестве вклада в уставной капитал ОАО «К», однако его к участию в деле не привлекли, в связи с чем, он был лишен возможности заявить свои требования.

24 июня 2003 г. решением Арбитражного суда Республики Мордовия ОАО «К» было ликвидировано в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, носящими неустранимый характер.

01 декабря 2008 г. решением Арбитражного суда Республики Мордовия ОАО «К» признано банкротом и в отношении его имущества было открыто конкурсное производство.

09 октября 2009 г. определением Арбитражного суда Республики Мордовия конкурсное производство в отношении ОАО «К» завершено.

ОАО «К» подлежало исключению из государственного реестра юридических лиц.

Поскольку имущество, после ликвидации ОАО «К», муниципальным образованием на территории Рузаевского района не принималось, считает, что правовой статус долей земельных участков, переданных гражданами в качестве вклада в уставной капитал ОАО «К» в настоящее время не известен, следовательно, земельный участок является государственной собственностью, права и обязанности от имени которого осуществляют органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Просил суд признать за ним право общей долевой собственности на 1/156 долю земли сельскохозяйственного назначения в земельном участке размером 18610800 кв.м с кадастровым номером <№>, расположенном по адресу: <адрес>.

25 августа 2011 г. Советов Я.Е. уточнил требования, предъявив исковые требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Мордовия, просил суд признать недействительным право собственности ОАО «К» на земельный участок с кадастровым номером <№> расположенный в <адрес> Республики Мордовия и исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве собственности ОАО «К» на данный участок.

Решением Рузаевского районного суда <адрес> от <дата> в удовлетворении исковых требований Советова Я.Е. отказано.

В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на незаконность регистрации по причине того, что в качестве правоустанавливающего документа, явившегося основанием регистрации данного права, указан протокол учредительного собрания ОАО «К» от 22 декабря 2011 г. Считает, что правоустанавливающим документом должен быть устав ОАО «К».

В судебное заседание истец Советов Я.Е., его представитель Катков И.В., представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, представители третьих лиц Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще путём заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении (т.2 л.д.197,198,199,200,201,202), о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, находит решение суда правильным.

Судом первой инстанции установлено, что 22 декабря 2001 г. учредительным собранием ОАО «К» в составе учредителей в лице юридического лица Муниципального сельскохозяйственного предприятия «К» и физических лиц в количестве 156 человек, было принято решение об учреждении открытого акционерного общества «К», утверждении и заключении соглашения об определении стоимости земельной доли для внесения во вклад в уставный капитал общества, утверждении размера уставного капитала общества, и о формировании уставного капитала общества за счет вклада учредителя юридического лица МУСП «К» - имуществом, за счет вклада земельных долей физических лиц, в том числе и истца Советова Я.Е.

Соглашением об определении стоимости земельной доли передаваемой во вклад в уставный капитал ОАО «К» установлена стоимость отдельной земельной доли равной 1/156 в размере <данные изъяты>.

24 декабря 2001 г. между учредителями - Муниципальным сельскохозяйственным предприятием «К» и 156 физическими лицами на основании объединения своих вкладов был заключен договор о создании ОАО «К».

Постановлением Главы муниципального образования Рузаевка от 28 декабря 2001 г. <№> зарегистрировано ОАО «К» и его Устав.

15 декабря 2002 г. вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия по иску заместителя прокурора Республики Мордовия в защиту государственных интересов к администрации муниципального образования Рузаевка и ОАО «К» признаны недействительными постановление Главы муниципального образования Рузаевка Республики Мордовия от 28 декабря 2001 г. «О регистрации открытого акционерного общества К» и его Устав по тем основаниям, что передача МУСП «К» имущества в качестве вклада в уставной капитал ОАО «К» было произведено без согласия собственника - администрации Муниципального образования Рузаевка, что противоречит закону и является ничтожной сделкой.

09 июня 2003 г., вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия, по иску заместителя прокурора Республики Мордовия в интересах МУСП «К» к ОАО «К», были применены последствия недействительности ничтожной сделки и возложена обязанность на ОАО «К» вернуть МУСП «К» имущество, указанное в перечне имущества к договору о создании ОАО «К» от 24 декабря 2001 г. общей стоимостью <данные изъяты>.

24 июля 2003 г., вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия по иску межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам <№> по Республике Мордовия к ОАО «К» о ликвидации, было принято решение о ликвидации ОАО «К» с назначением ликвидационной комиссии, в срок до 24 ноября 2003 г.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 01 декабря 2008 г., по заявлению Уполномоченного органа в делах о банкротстве Федеральной налоговой службы, в связи с наличием задолженности ОАО «К» в бюджет и внебюджетные фонды, а также наличия сведений о регистрации за ОАО «К» по праву собственности земельных участков, ОАО «К» было признано несостоятельным (банкротом), с открытием конкурсного производства сроком, назначен конкурсный управляющий.

09 октября 2009 г. определением Арбитражного суда Республики Мордовия, вступившим в законную силу, конкурсное производство в отношении ОАО «К» завершено.

<дата> в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о ликвидации ОАО «К».

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на спорный земельный участок общей площадью 18610800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано за ОАО «К».

Как следует из кадастровой выписки ФБУ «Кадастровая палата по Республике Мордовия», согласно сведений кадастрового учета спорный земельный участок общей площадью 18610800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, состоит на кадастровом учете с кадастровым номером <№>, правообладателем является ОАО «К», границы земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены.

В реестре федерального имущества и государственного имущества Республики Мордовия спорный земельный участок с кадастровым номером <№> общей площадью 18610800 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствует, что усматривается из сообщений Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия от 31 августа 2011 г. и Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия от 31 августа 2011 г.

Как усматривается из свидетельства о государственной регистрации права от 24 июня 2002 года (т.1 л.д. 51) основанием регистрации земельного участка общей площадью 18610800 кв.м. земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, явился протокол учредительного собрания ОАО К» от 22.12.2001 г., который в настоящее время ни кем не оспорен.

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В силу пункта 4 статьи 177 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.

Поскольку земельный участок, на который истец просит признать право собственности, зарегистрирован на праве собственности за ОАО «К», то оснований для признания и за истцом права собственности не имеется.

Довод представителя истца о незаконности регистрации по причине того, что в качестве правоустанавливающего документа, явившегося основанием регистрации данного права, указан протокол учредительного собрания ОАО «К» от 22 декабря 2011 г., а по его мнению правоустанавливающим документом должен был быть устав ОАО «К», является не состоятельным.

По мнению судебной коллегии, судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон дана правовая оценка в их совокупности.

Доводы жалобы являются аналогичными приведенным доводам в судебном заседании в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования и оценки суда, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую дал суд, в связи с чем, не могут повлечь его отмену.

Таким образом, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене решения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 11 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Советова Я.Е. – без удовлетворения.

Председательствующий                Г.К.Екония

Судьи                            Е.Г.Козина

Н.И.Межевова