Судья Черяпкин Н.С. Дело № 33-2361/27
Докладчик Адушкина И.В.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Литюшкина В.И.
судей Адушкиной И.В.
Володиной Г.Ф.
при секретаре Козеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 27 декабря 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Рябининой Н.А. на решение Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 24 ноября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В.,Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Пиксин П.Я. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением ответчика от 18 августа 2011 г. за № 27 ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия специального стажа работы, засчитано 24 года 4 дня.
В специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев (за работу в должности врача-хирурга хирургического отделения Атюрьевской ЦРБ), без применения второй льготы один год работы за один год и три месяца (за работу в указанной должности в сельской местности), был засчитан период работы истца с 01 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 23 декабря 1996 г. по 12 января 1997 г.) в должности врача-хирурга хирургического отделения Атюрьевской центральной районной больницы.
Просил суд признать незаконным и отменить указанное решение пенсионного органа, обязать ответчика спорный период работы (в том числе курсы повышения квалификаций) в должности врача-хирурга хирургического отделения Атюрьевской центральной районный больницы включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении один год работы за один год и шесть месяцев, а также один год работы за один год и три месяца и обязать ответчика назначить пенсию с 29 апреля 2011 г.
Решением Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 08 ноября 2011 г. исковые требования Пиксина П.Я. удовлетворены.
Признано незаконным и отменено решение ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия № 27 от 18 августа 2011 г.
На ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность включить Пиксину П.Я. в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы с 01 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. в должности врача-хирурга хирургического отделения в Государственном учреждении здравоохранения «Атюрьевская центральная районная больница» в льготном исчислении с применением двух льгот из расчета один год за один год и 3 месяца работы + один год за один год и 6 месяцев работы, то есть в кратном исчислении один год за один год и 9 месяцев работы, в том числе период нахождения на курсах повышения квалификации с 23 декабря 1996 г. по 12 января 1997 г., с применением двух льгот из расчета один год работы за один год и 3 месяца + один год работы за один год и 6 месяцев, то есть в кратном исчислении один год работы за один год и 9 месяцев и назначить Пиксину П.Я. досрочную трудовую пенсию с 29 апреля 2011 г.
С ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Пиксина П.Я. взыскать возврат государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Рябинина Н.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований истца.
В возражениях на кассационную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика – без удовлетворения.
В судебное заседание истец Пиксин П.Я. его представитель Шукшина И.А., представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще под роспись (л.д.121,122,123), о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Из материалов дела усматривается, что решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия от 18 августа 2011 г. за № 27 Пиксину П.Я. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии - 25 лет.
По решению пенсионного органа специальный стаж истицы на дату обращения составил 24 года 4 дня.
При этом Пиксину П.Я. в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев (за работу в должности врача-хирурга хирургического отделения Атюрьевской ЦРБ), без применения второй льготы один год работы за один год и три месяца (за работу в указанной должности в сельской местности), был засчитан период его работы с 01 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. (в том числе курсы повышения квалификации с 23 декабря 1996 г. по 12 января 1997 г.) в должности врача-хирурга хирургического отделения Атюрьевской центральной районной больницы.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24 мая 2001 г., придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 г. пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охранен здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464.
Согласно Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденному постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06 сентября 1991 г., врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности при наличии специального стажа имели право на пенсию по выслуге лет.
Этим же постановлением (пункт 2) были установлены правила исчисления сроков выслуги, согласно которым работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, один год работы в сельской местности и поселке городского типа (рабочем поселке) должен быть учтен как один год и 3 месяца, а врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров..., кроме того, один год работы в этих должностях и подразделениях должен быть засчитан как один год и 6 месяцев.
Постановлением Правительства Российской федерации №781 от 29 октября 2002 г. утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 5 указанных Правил установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца; б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. При этом исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как п. «а», так и п. «б» настоящего пункта.
В соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев к таким должностям относятся: оперирующие врачи-специалисты всех наименований.
Включая период работы истца с 01 августа 1994 г. по 31 октября 1999 г. в должности врача-хирурга хирургического отделения Атюрьевской центральной районной больницы в льготном исчислении как один год работы за один год и 6 месяцев и один год работы за один год и три месяца, суд правильно посчитал, что само постановление Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464 не исключало возможность одновременного применения льготного исчисления как за работу в сельской местности, так и за работу в соответствующей должности в отделения хирургического профиля.
Этот вывод суда подтвержден имеющимися в деле доказательствами.
Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Учитывая, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направляется на упомянутые курсы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то исчисление стажа в данный период времени производится в том же порядке, что и соответствующая профессиональная деятельность.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно включил период нахождения истца на курсах повышения квалификации в льготном исчислении.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия признает правильный вывод суда о том, что истец приобрел право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Доводы кассационной жалобы повторяют фактические и правовые основания возражений ответчика, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 24 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Рябининой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий В.И.Литюшкин
Судьи И.В.Адушкина
Г.Ф.Володина