Судья Иванушкина Т.Н. Дело № 33-2338/27
Докладчик Межевова Н.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Екония Г.К.
судей Козина Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Хальмеевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 27 декабря 2011 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозиной Л.М. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 02 декабря 2011 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Поняйкина В.А. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указав, что решением от <дата> <№> в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 11 ноября 1992 г. по 31 августа 1993 г.; период работы в должности вожатой в <данные изъяты> района Республики Мордовия с 01 сентября 1993 г. по 30 сентября 1993 г.; нахождения в учебном отпуске с 02 ноября 1987 г. по 05 ноября 1987 г.; на курсовой подготовке учителей начальных классов с 06 июня 1988 г. по 11 июня 1988 г.; период работы в качестве вожатой <данные изъяты> района Республики Мордовия с 01 сентября 1994 г. по 31 августа 1996 г.
Считала отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж неправомерным, просила признать незаконным решение начальника <№> от <дата>, обязать пенсионный орган включить данные периоды в специальный стаж, назначить ей досрочную трудовую пенсию с 20 июня 2011 г., взыскать судебные расходы в сумме <данные изъяты> руб.
Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 02 декабря 2011 г. исковые требования Поняйкиной В.А. удовлетворены частично.
Судом постановлено: «Зачесть Поняйкиной В.А. периоды работы: время нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 11 ноября 1992 г. по 31 августа 1993 г.; с 01 сентября 1993 г. по 30 сентября 1993 г. - работу в должности вожатой в <данные изъяты> района РМ; со 2 ноября 1987 г. по 05 ноября 1987 г. - период нахождения на экзаменационной сессии; с 06 июня 1988 г. по 11 июня 1988 г. - период нахождения на курсовой подготовке учителей начальных классов в стаж работы дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В назначении досрочной пенсии по старости Поняйкиной В.А. отказано.
В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия Зозина Л.М. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж оспариваемых периодов.
В возражениях на кассационную жалобу истица Поняйкина В.А. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представитель Поняйкиной В.А. Кувшинов В.В., представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще под роспись (л.д. 128-130), о причинах неявки в суд не известили, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 ГПК Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истица Поняйкина В.А. относительно доводов кассационной жалобы возразила.
.Заслушав объяснения истицы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим частичной отмене с вынесением по делу нового решения.
Из решения <№> от <дата> ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия, усматривается, что Поняйкиной В.А. отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа, необходимого для назначения пенсии, дающего право на досрочную пенсию по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Ф3 № 173 от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Требуется специального стажа 25 лет, имеется 22 года 11 месяцев 8 дней.
Истице не засчитан в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 11 ноября 1992 г. по 31 августа 1993 г. в связи с вступлением в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 19, 20) ФЗ «О трудовых пенсиях» перестал включаться в специальный стаж в случае назначении пенсии на льготных условиях, если указанный период имел место после 6 октября 1992 г.; периоды работы с 01 сентября 1993 г. по 30 сентября 1993 г. так как согласно ведомостей по начислениию заработной платы <данные изъяты> сельского совета зарплата в качестве воспитателя не начислялась; время нахождения на экзаменационной сессии с 2 ноября 1987 г. по 05 ноября 1987 г., с 06 июня 1988 г. по 11 июня 1988 г.; период работы с 01 сентября 1994 г. по 31 августа 1996 г. в качестве вожатой, в связи с тем, что данная должность не включена в Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 года № 1067, № 781 от 29.10.2002 года; постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», утратило силу с 1 октября 1993 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».
В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Разрешая заявленные истицей требовании о назначении досрочной трудовой пенсии, и установив, что даже с учетом зачтенных судом периодов: нахождения в отпуске по уходу за ребенком, на экзаменационной сессии, на курсовой подготовке учителей начальных классов, работы в должности вожатой в <данные изъяты> Республики Мордовия с 01 сентября 1993 г. по 30 сентября 1993 г., и зачтенных периодов самим пенсионным органом - льготный стаж работы Поняйкиной В.А. составит 23 года 10 месяцев 9 дней вместо требуемого специального стажа работы в связи с педагогической деятельностью 25 лет, суд обоснованно отказал ей в удовлетворении требований о назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Правомерно суд не зачел в специальный стаж истицы период ее работы с 01 сентября 1994 г. по 31 августа 1996 г. в должности старшей вожатой, поскольку Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и сельского хозяйства», которым в стаж работы работников просвещения засчитывалась работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых утратило силу с 01 октября 1993 года, в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953 «О внесение изменений, дополнений и признании утратившими силу Решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи педагогиче
ской деятельностью, лечебной и творческой работой» и не применяется на территории Российской Федерации с указанной даты.
Вместе с тем, хотя суд и пришел к правильному выводу о том, что периоды нахождения Поняйкиной В.А. в отпуске по уходу за ребенком, на экзаменационной сессии, на курсовой подготовке учителей начальных классов, работы в должности вожатой в <данные изъяты> Республики Мордовия подлежали включению в льготный стаж истицы для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, в тоже время решение суда о возложении на Пенсионный орган обязанности зачесть ей в специальный стаж работы указанные периоды, является незаконным
Так, в соответствии со статьей 11 ГК Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
Включение же в специальный стаж работы отдельных периодов трудовой деятельности само по себе не может иметь место, поскольку при отсутствии права на пенсию на определенный момент отказ во включении отдельных периодов работы в специальный стаж не нарушает субъективные права гражданина.
Принимая соответствующее решение, суд защищает не нарушенные права, а права, которые возникнут в будущем. Однако такая форма защиты гражданских прав законодательством не предусмотрена.
Таким образом, вопрос о включении отдельных периодов трудовой деятельности в специальный стаж работы может решаться только в совокупности с вопросом о наличии у гражданина права на назначение досрочной пенсии в определенный период.
Как установлено судом истица не имеет специального стажа - 25 лет для назначения трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
При таких обстоятельствах решение в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе Поняйкиной В.А. в удовлетворении данных требований.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым, четвертым статьи 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 02 декабря 2011 г. о включении Поняйкиной В.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периодов: нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 11 ноября 1992 г. по 31 августа 1993 г.; работы в должности вожатой в <данные изъяты> Республики Мордовия с 01 сентября 1993 г. по 30 сентября 1993 г.; нахождения на экзаменационной сессии со 2 ноября 1987 г. по 05 ноября 1987 г.; на курсовой подготовке учителей начальных классов с 06 июня 1988 г. по 11 июня 1988 г., отменить. Вынести по делу новое решение.
Поняйкиной В.А. в удовлетворении иска к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, перио
дов: нахождения в отпуске по уходу за ребёнком с 11 ноября 1992 г. по 31 августа 1993 г.; работы в должности вожатой в <данные изъяты> района Республики Мордовия с 01 сентября 1993 г. по 30 сентября 1993 г.; нахождения на экзаменационной сессии со 2 ноября 1987 г. по 05 ноября 1987 г.; на курсовой подготовке учителей начальных классов с 06 июня 1988 г. по 11 июня 1988 г., отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.
Председательствующий Г.К.Екония
Судьи Е.Г.Козина
Н.И.Межевова