о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда



Судья Солдатов М.О.                         Дело № 33-2299/27

Докладчик Володина Г.Ф.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего      Литюшкина В.И.

судей     Володиной Г.Ф.

Адушкиной И.В.

при секретаре Козеевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 20 декабря 2011г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 октября 2011г.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., пояснения Макейкина В.А., считавшего решение суда правильным; исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Макейкин В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту – ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия) о признании отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным. В обоснование требований указал, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия № 249/2 от 24 мая 2011 г. ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. Отказ мотивирован отсутствием необходимой продолжительности требуемого специального стажа. В специальный стаж не были включены периоды его работы с 22.10.1980 по 01.03.1981, с 07.03.1981 по 05.01.1983 в должности моториста-водителя производственного геофизического треста газовой промышленности «Союзгазгеофизика» и с 06.01.1983 по 06.09.1987 - в должности машиниста подъемника со ссылкой на то, что указанные профессии не предусмотрены Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 и Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10.

Считал отказ Пенсионного фонда незаконным, поскольку выполняемая им работа в оспариваемые периоды дает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда. Его работа была связана с обслуживанием буровых вышек в составе партии.

Просил суд решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №249/2 от 24 мая 2011 г. об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда признать незаконным, зачесть в специальный стаж вышеуказанные периоды его работы и назначить досрочную трудовую пенсию в связи с тяжелыми условиями труда со дня обращения в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии.

Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 октября 2011г. постановлено: «Исковые требования Макейкина В.А. удовлетворить.

Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия №249/2 от 24 мая 2011 г. об отказе Макейкину В.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда признать незаконным и отменить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия включить Макейкину В.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда, периоды работы с 22 октября 1980 г. по 01 марта 1981 г., с 07 марта 1981 г. по 05 января 1983 г. в должности моториста-водителя производственного геофизического треста газовой промышленности «Союзгазгеофизика» и с 06 января 1983 г. по 06 сентября 1987 г. в должности машиниста подъемника производственного геофизического треста газовой промышленности «Союзгазгеофизика».

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия назначить Макейкину В.А. досрочную трудовую пенсию по старости по нормам подпункта второго пункта первого статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 16 июня 2011 г.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Макейкина В.А. в возврат государственной пошлины 200 (двести) рублей».

В кассационной жалобе начальник ГУ -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромова Н.А. с решением суда не согласна, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе Макейкину В.А. в иске, ссылаясь на нарушение судом норм пенсионного законодательства. Просила также взыскать с Макейкина В.А. в пользу ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 2000 рублей.

В кассационное заседание представитель ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия» не явился, о времени и месте судебного заседания указанное лицо извещено заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия № 249/2 от 24 мая 2011г. Макейкину В.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по нормам подпункта 2 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Не засчитаны в специальный стаж периоды его работы с 22.10.1980 по 01.03.1981, с 07.03.1981 по 05.01.1983 в должности моториста-водителя производственного геофизического треста газовой промышленности «Союзгазгеофизика» и с 06.01.1983 по 06.09.1987 - в должности машиниста подъемника со ссылкой на то, что указанные профессии не предусмотрены Списком №2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. №1173 и Списком №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. №10. По акту документальной проверки не усматривается закрепления за партиями и отрядами, подтверждающие занятость на работах, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу о незаконности решения Пенсионного фонда.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

В соответствии с постановлением Правительства Российской федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2003 № 239) при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.

При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.

Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда,, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10 разделом XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца» подразделом 1 «Бурение», позицией 2130100а-17531 предусмотрена профессия «рабочие промыслово-геофизических партий и отрядов, выполняющие геофизические исследования в скважинах: машинисты подъемников каротажной станции, каротажники, мотористы самоходных каротажных станций, взрывники».

Общероссийский классификатор ОК 016-94 профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), принятый Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 367 содержит наименование профессий - машинист подъемника каротажной станции и моторист самоходной каротажной станции.

Согласно записям в трудовой книжке, истец Макейкин В.А. 22.10.1980 зачислен мотористом-водителем по 4 разряду каротажно-перфораторной станции производственного геофизического треста газовой промышленности «Союзгазгеофизика» Выктыльской геофизической экспедиции, 06.01.1983 переведен машинистом подъемника 5 разряда самоходной каротажной станции, 06.09.1987 уволен по собственному желанию.

Указанные обстоятельства также подтверждаются записями в трудовом договоре о работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера и в трудовом договоре о работе в тресте «Союзгазгеофизика».

Льготный характер работы Макейкина В.А. в спорные периоды работы подтверждается материалами дела, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку.

Так, из приказа по Вуктыльской промыслово-геофизической экспедиции треста «Союзгазгеофизика» от 30 марта 1981 г. №30 «О штатной расстановке сотрудников экспедиции» усматривается, что Макейкин В.А. работал мотористом-водителем в автотранспортном цехе.

В соответствии с приказом по Вуктыльской промыслово-геофизической экспедиции №104 от 17 декабря 1981 г. о премировании работников экспедиции, в связи с выполнением производственных заданий экспедиции в ноябре 1981 года на 114,7 % при хорошем качестве работы Макейкин В.А. указан в качестве моториста, состоящего в партии №9.

Из акта документальной проверки факта льготной работы от 03 мая 2011 г. усматривается, что согласно расчетным ведомостям по начислению заработной платы за период с 1981 года по 1987 год Макейкину В.А. выплачивалось полевое довольствие.

Справкой №17-2/904, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, выданной ОАО «Газпромгеофизика» ООО «Вуктылгазгеофизика» 02 июля 2007 г. подтверждается, что Макейкин В.А. в период с 22.10.1980 по 06.01.1983 работал в ООО «Вуктылгазгеофизика» мотористом самоходной каротажной станции 4 разряда, с 06.01.1983 по 06.09.1987 в качестве машиниста подъемника каротажной станции в производстве - бурение, добыча и переработка нефти и газа и газового конденсата в особых условиях труда промыслово-геофизические работы по исследованию скважин. В данной справке указано, что работа истца в указанных должностях дает ему право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии со Списком № 2, разделом XII, позицией 2130100а-17531.

Выводы суда о льготном характере условий труда истца подтверждаются и другими материалами дела, в частности, заключением №68 - С/11 государственной экспертизы условий труда от 02 октября 2011 г., согласно которому станция каротажная самоходная «СКС» предназначена для проведения геофизических исследований в разведочных и эксплуатационных скважинах, на рудных месторождениях и для гидрогеологических исследований скважин. СКС - незаменимый инструмент при проведении комплексных геофизических исследований в процессе разведки, бурения, освоения и эксплуатации скважин, использование каротажной станции содействует повышению эффективности геологоразведочных работ, сокращению затрат на разведку месторождений, обеспечивает мобильность геологических служб, геофизические методы входят в общий комплекс геологоразведочных работ, проводимых с целью изучения геологического строения месторождений, выявления и прослеживания рудных тел, геологическом картировании, поисках и разведке месторождений, целью данной разработки являемся создание комплекса технических средств для обеспечения полного объема геофизических работ.

Вуктыльская геофизическая экспедиция (ныне ООО «Вуктылгазгеофизи-ка») в составе треста «Союзгеофизика» (ныне ОАО «Газпромгеофизика») была создана для обеспечения промыслово-геофизических исследований при обустройстве Вуктыльского газоконденсатного месторождения в Коми АССР. При непосредственном участии ООО «Вуктылгазгеофизика» были открыты Северо-Югидское и Западно-Печеро-Кожвинское НГКМ.

Согласно выводам данного заключения экспертизы характер и условия выполняемых Макейкиным В.А. работ в качестве моториста-водителя с 22.10.1980 по 01.03.1981, с 07.03.1981 по 05.01.1983 и с 06.01.1983 по 06.09.1987 в качестве машиниста подъемника в ООО «Вуктылгазгеофизика» (ранее Производственно геофизический трест газовой промышленности «Союзгазгеофизи-ка») соответствуют характеристике работ по профессии «рабочие промыслово-геофизических партий и отрядов, выполняющие геофизические исследования в скважинах: машинисты подъемников каротажной станции, каротажники, мотористы самоходных каротажных станций, взрывники», предусмотренной Списком № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10 (Раздел XII «Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца», подраздел 1 «Бурение» позиция 2130100а-17531).

Вышеизложенные и другие доказательства опровергают доводы кассационной жалобы Пенсионного органа о невозможности определения факта занятости Макейкина В.А. в течение полного рабочего дня в указанных профессиях, а также недоказанности его работы в партиях, в полевых условиях.

Доказательств в обоснование своих доводов Пенсионный фонд не представил.

Таким образом, с учетом исследованных обстоятельств суд обоснованно отменил решение Пенсионного фонда, а доводы кассационной жалобы об отсутствии основания для включения заявителю в специальный стаж спорных периодов работы являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 19 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Лямбирском муниципальном районе Республики Мордовия Хромовой Н.А. – без удовлетворения.

Председательствующий Литюшкин В.И.

Судьи Володина Г.Ф.

Адушкина И.В.