о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда



Судья Кашуркин В.Н.                         Дело № 33-26/27

Докладчик Володина Г.Ф.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                 Александрова С.В.

судей                                 Володиной Г.Ф.

                                        Середа Л.И.

при секретаре                            Козеевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлова А.П. на решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 30 ноября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Гимадеева И.М. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, указав, что решением пенсионного органа № 4 от 30 марта 2011 г. ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа.

В соответствии с записями в трудовой книжке и архивной справке от 14 марта 2005 г., уточняющей особый характер работы и условий труда, необходимых для назначения льготной пенсии, она работала полный рабочий день в качестве десятника на лесозаготовке с 04 мая 1981 г. по 29 июня 1982 г., с 13 сентября 1982 г. по 26 октября 1989 г., в качестве мастера лесоучастка на лесозаготовке с 08 сентября 1993 г. по 25 июля 1995 г.; в качестве мастера лесозаготовок с 26 июля 1995 г. по 18 октября 1995 г.

В соответствии со Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 273, работа в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве дает право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда по пункту «ж» статьи 12 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в РСФСР».

Указала, что ее трудовой стаж в производстве верхнего склада составляет 10 лет 4 месяца 18 дней, что дает ей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда.

Просила суд признать незаконным и отменить решение пенсионного органа № 4 от 30 марта 2011 г.; обязать ответчика включить в период её работы время: с 04 мая 1981 г. по 29 июня 1982 г., с 13 сентября 1982 г. по 26 октября 1989 г.; с 08 сентября 1993 г. по 25 июля 1995 г. в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в особых условиях в районе Крайнего Севера; обязать ответчика повторно рассмотреть ее заявление о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, с назначением пенсии с момента обращения в Управление Пенсионного фонда и взыскать с ответчика в ее пользу 200 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании истица Гимадеева И.М. исковые требования уточнила, просила суд включить в ее специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы с 04 мая 1981 г. по 29 июня 1982 г. и с 13 сентября 1982 г. по 26 октября 1989 г. в качестве десятника на лесозаготовке; с 08 сентября 1993 г. по 25 июля 1995 г. в качестве мастера на лесозаготовке в Ставропольском леспромхозе.

Решением Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 30 ноября 2011 г. исковые требования Гимадеевой И.М. удовлетворены.

Признано незаконным и отменено решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 4 от 30 марта 2011 г. в оспариваемой части.

На ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность засчитать Гимадеевой И.М. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с особыми условиями труда периоды работы: с 04 мая 1981 г. по 29 июня 1982 г., с 13 сентября 1982 г. по 26 октября 1989 г. в качестве десятника на лесозаготовке; с 08 сентября 1993 г. по 25 июля 1995 г. в качестве мастера лесоучастка на лесозаготовке в Ставропольском леспромхозе и назначить Гимадеевой И.М. досрочную трудовую пенсию по старости с 23 марта 2011 г.

С ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия в пользу Гимадеевой И.М. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлов А.П. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований, поскольку суду не представлены документы, подтверждающие занятость истицы выполнением работ на лесосеках, лесных складах или погрузочных пунктах.

В возражениях на кассационную жалобу истица просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу начальника пенсионного органа – без удовлетворения.

В судебное заседание истица Гимадеева И.М., представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще под роспись (л.д.106), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия № 4 от 30 марта 2011 г. Гимадеевой И.М. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду того, что не представлены документа, из которых можно определить, что работник был постоянно занят именно на тех работах, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, в частности, наряды, приказы о закреплении за определенными работами, штатное расписание, технологический регламент на проведение лесозаготовительных работ и другие документы

Разрешая данный спор, суд первой инстанции обоснованно указал о незаконности данного решения пенсионного органа в оспариваемой части.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом, так как он соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

Списком профессий и должностей, рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. № 273, предусмотрены должности «мастера, старшие мастера, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах».

В примечании к Списку указано, что указанный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.

За период работы до 01 января 1992 г. могут применяться Списки № 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 22 августа 1956 г. № 1173.

В раздел XXII Списка № 2 «Лесозаготовки» (подраздел «заготовка и сплав леса» глава б – «инженерно-технические работники») включены «десятники, мастера, старшие мастера».

Из трудовой книжки истицы, которая в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, следует, что Гимадеева И.М. с 04 мая 1981 г. по 29 июня 1982 г., с 13 сентября 1982 г. по 26 октября 1989 г. работала десятником на лесозаготовке; с 08 сентября 1993 г. по 25 июля 1995 г. - в должности мастера лесоучастка по заготовке леса в Ставропольском леспромхозе Коми АССР.

Признавая право истицы на включение в льготный трудовой стаж периодов ее работы: с 04 мая 1981 г. по 29 июня 1982 г. и с 13 сентября 1982 г. по 26 октября 1989 г. в качестве десятника на лесозаготовке: с 08 сентября 1993 г. по 25 июля 1995 г. в качестве мастера лесоучастка на лесозаготовке в Ставропольском леспромхозе Коми АССР, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в данные периоды трудовой деятельности истица выполняла трудовые обязанности, соответствующие вышеуказанным Спискам производств, работ, профессий и должностей.

Выводы суд о доказанности выполнения истицей трудовых обязанностей непосредственно на лесозаготовках в качестве десятника и мастера лесоучастка подтверждается исследованными судом материалами дела, которым суд в решении дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, льготный характер работы истицы в вышеуказанные периоды подтверждается записями в трудовой книжке, справкой работодателя № 113 от 14 марта 2005 г., уточняющей особый характер работы истицы и ее постоянную занятость на лесозаготовках в производстве верхнего склада, другими материалами дела.

Поэтому суд, исследовав представленные доказательств, пришел к обоснованному выводу о том, что трудовая деятельность истицы Гимадеевой И.М. в качестве десятника и мастера лесоучастка на лесозаготовке в Ставропольском леспромхозе в оспариваемые периоды подлежит включению в ее льготный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда.

Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и отвечает требованиям материального и процессуального права.

Доводы кассационной жалобы от отсутствии документации, подтверждающей занятость Гимадеевой И.М. в едином технологическом процессе лесозаготовки (наряды, приказы о закреплении лесоучастков за определенными работниками, штатные расписания), не могут явиться поводом к отмене решения суда, поскольку факт работы истицы по льготной профессии судом установлен на основании представленных доказательств.

Доказательств, опровергающих факт работы истицы в оспариваемые периоды в особых условиях труда, Пенсионный фонд, вопреки требованиям части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представил.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ельниковского районного суда Республики Мордовия от 30 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ельниковском муниципальном районе Республики Мордовия Козлова А.П. - без удовлетворения.

Председательствующий                     Александров С.В.

Судьи                                 Володина Г.Ф.

Середа Л.И.