Судья Ионова О.Н. Дело № 33-84/27
Докладчик Межевова Н.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Екония Г.К. судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 января 2012 года в г. Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Рябининой Н.А. на решение Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 12 декабря 2011 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Савкин Г.К. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указывая, что решением начальника <№> от <дата> ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. В специальный стаж не включены периоды службы по призыву в Вооруженных Силах Союза ССР, работы в должности тренера-преподавателя в <данные изъяты> детско-юношеской спортивной школе.
Считал отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж неправомерным, просил признать незаконным и отменить решение начальника <№> <дата>, обязать пенсионный орган включить данные периоды в специальный стаж, назначить ему досрочную трудовую пенсию, взыскать возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
В заявлении от 12 декабря 2011 года Савкин Г.К. уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным и отменить решение начальника <№> от <дата> об отказе в досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости, обязать ответчика зачесть ему в специальный стаж период работы в
должности тренера-преподавателя в <данные изъяты> детско-юношеской спортивной школе с 15 сентября 1986 г. по 03 декабря 1986 г.; обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию с 14 сентября 2011 года.
Решением Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 12 декабря 2011 г. исковые требования Савкина Г.К. удовлетворены.
В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Рябинина Н.А. считает решение суда неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения оспариваемого периода работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В возражениях на кассационную жалобу истец Савкин Г.К. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание истец Савкин Г.К., представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще под роспись (л.д. 301, 302), о причинах неявки в суд не известили, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 ГПК Российской Федерации ( в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Савкина Г.К. адвокат Майоров В.И. относительно доводов кассационной жалобы возразил.
Заслушав объяснения представителя истца Савкина Г.К. адвоката Майорова В.И., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 14 сентября 2011 года Савкин Г.К. обратился с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия от <дата> за <№> истцу Савкину Г.К. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа. Требуется 25 лет, имеется 23 года 09 месяцев 13 дней.
Не засчитаны в специальный стаж периоды: прохождения военной службы по призыву с 02 ноября 1980 г. по 21 января 1983 г.; работы в должности тренера
в <данные изъяты> детско-юношеской спортивной школе с 15 сентября 1986 г. по 03 декабря 1987 г., поскольку Списком должностей и учреждений, работы в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19. пункта 1 статьи 27 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 указанная должность не предусмотрена.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В силу пункта 3 статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных организаций и.т.д.)
Таким образом, федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования.
В связи с этим суд пришел к правильному выводу, что действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Кроме того, определением Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2001 года № 310-О установлено, что работники негосударственных организаций, в том числе педагогические работники школ и других учреждений для детей, имеют право на государственное пенсионное обеспечение наравне с работниками государственных образовательных учреждений.
Поскольку законодатель, утверждая правила назначения досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью работникам, осуществляющим деятельность в муниципальных и государственных учреждениях для детей, не разработал такие правила для педагогов, осуществляющих деятельность в других учреждениях, поэтому при назначении пенсии педагогам, работавших в негосударственных организациях, должны применятся правила назначения досрочной трудовой пенсии, предусматривающих назначение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью работникам государственных и муниципальных учреждениях для детей.
То есть, пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, и характера выполняемой ими работы (педагогической деятельности).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список). При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2002 года № 781, предусмотрены должности тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель и учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения): детско-юношеские спортивные школы всех наименований, специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва.
Суд первой инстанции правомерно включил в специальный трудовой стаж спорный период работы истца в должности тренера, поскольку <данные изъяты> детско-юношеская спортивная школа является учреждением дополнительного образования для детей, где осуществляли физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу с детьми тренеры и тренеры-преподаватели.
При этом суд обоснованно исходил из того, что Савкин Г.К. в указанный период осуществлял педагогическую деятельность в детско-юношеской спортивной школе, выполнял установленную норму рабочего времени, а его должностные обязанности соответствовали обязанностям по должности тренера-преподавателя.
Данный вывод суда подтверждается контрольными карточками за 1986 г., 1987 г., из которых следует, что Савкин Г.К. работал тренером ДЮСШ и получал заработную плату по основному месту работы в размере полного оклада; типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей и другими письменными доказательствами.
Таким образом, поскольку на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии 14 сентября 2011 года, Савкин Г.К. с учетом включенных судом оспариваемых периодов работы и зачтенных периодов пенсионным органом имел специальный стаж более 25 лет, поэтому суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить ему пенсию с 14 сентября 2011 года.
Доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены правильного по существу решения, так как были уже предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили надлежащую оценку и по сути повторяют основания отказа истцу в назначении пенсии.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК Российской Федерации ( в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции) судебная коллегия
определила:
решение Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 12 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Рябининой Н.А. – без удовлетворения.
Председательствующий Г.К.Екония
Судьи Е.Г.Козина
Н.И.Межевова