Судья Ремнёва И.П. Дело № 33-74/27
Докладчик Межевова Н.И.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Екония Г.К. судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 17 января 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 ноября 2011 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Васянина Н.С. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением от <дата> <№>46 в назначении пенсии ей было отказано из-за отсутствия специального стажа. В специальный стаж были включены в календарном исчислении периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора, периоды нахождения на курсах повышения квалификации.
Считала отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж в льготном исчислении неправомерным, просила признать незаконным решение начальника от <дата> <№>, обязать пенсионный орган включить данные периоды в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, назначить ей досрочную трудовую пенсию с 01 августа 2011 г.
В заявлении от 02 ноября 2011 г. Васянина Н.С. просила признать незаконным и отменить решение начальника от <дата> <№>, обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с 20
ноября 1987 г. по 21 февраля 1988 г.; в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 22 февраля 1988 г. по 30 июня 1989 г.; нахождения на курсах повышения квалификации с 18 сентября 1995 г. по 13 октября 1995 г., назначить ей досрочную трудовую пенсию с 01 августа 2011 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 ноября 2011 г. исковые требования Васяниной Н.С. удовлетворены.
В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на то, что отсутствуют правовые основания для включения в специальный стаж спорных периодов в льготном исчислении.
В судебное заседание истица Васянина Н.С., ее представитель Шукшина И.А., представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены заблаговременно и надлежаще под роспись и путем направления почтового извещения с обратным уведомлением о вручении (л.д. 89-91), о причинах неявки в суд не известили, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 ГПК Российской Федерации ( в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела установлено, что Васянина Н.С. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 22 марта 2011 года.
Решением <№> от <дата> ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Васяниной Н.С. отказано в досрочном назначении пенсии из-за отсутствия специального стажа, необходимого для назначения пенсии, дающего право на досрочную пенсию по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Ф3 № 173 от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Требуется специального стажа 30 лет, имеется 28 лет 9 месяцев 19 дней.
В специальный стаж истицы в календарном исчислении зачтены периоды: нахождения на больничном листе по беременности и родам с 20 ноября 1987 г. по 21 февраля 1988 г., как период получения пособия по временной нетрудоспособности, так как в данный период сохраняются трудовые отношения, но работа в отделении хирургического профиля не осуществлялась; нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 22 февраля 1988 г. по 30 июня 1989 г., так как в этот период сохраняются трудовые отношения, но работа в отделении хирургического профиля не осуществлялась; нахождения на курсах повыше
ния квалификации с 18 сентября 1995 г. по 13 октября 1995 г. на основании частного определения Верховного Суда Республики Мордовия от 27 ноября 2007 г. по делу по иску Тримаскиной А.Н. о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения и обоснованно признал решение пенсионного органа незаконным.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 г. предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Действовавшее до 1 ноября 1999 г. пенсионное законодательство предусматривало иной подход льготного исчисления специального стажа. При определении права на пенсию за выслугу лет медицинским работникам до указанной даты порядок подсчета специального стажа производился по правилам, установленным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», которым предусматривалось, что для льготного исчислении стажа один год работы как один год и шесть месяцев необходим, в частности факт работы в должностях среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и шесть месяцев, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, отоларингологическое отделение отнесено к отделениям хирургического профиля.
С учетом этого, поскольку истица с 1 августа 1987 г. по 31 октября 1998 г. работала палатной медсестрой отоларингологического отделения в Детской республиканской клинической больнице № 1 г. Саранска, то суд правильно посчитал, что
указанный период подлежит зачету в специальный стаж Васяниной Н.С. в льготном исчислении один год работы как один год и шесть месяцев, что пенсионным органом не оспаривалось, за исключением спорных периодов.
Согласно статье 167 КЗоТ РСФСР (в редакции от 9 декабря 1971 г.) отпуск по уходу за ребенком без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
При этом законодательно не закреплено ограничение на включение отпуска по уходу за ребенком в специальный стаж для назначения пенсии на льготных условиях, если он предоставлен до вступления в силу названного закона от 25 сентября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
В связи с этим, поскольку отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 22 февраля 1988 г. по 30 июня 1989 г. приходятся на время работы истицы Васяниной Н.С. палатной медсестрой отоларингологического отделения больницы и были предоставлены истице до внесения соответствующих изменений в закон, то суд правильно посчитал, что они подлежат включению в специальный стаж истице в полном объеме в соответствии с законом, действовавшим на момент предоставления такого отпуска, то есть в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев.
В силу п.5 Правил от 11.07.2002 г. № 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
С учетом этого суд обоснованно зачел в льготном исчислении и периоды нахождения истицы в дородовых и после родовых отпусках с 20 ноября 1987 г. по 21 февраля 1988 г.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с п.4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчислением страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Для отдельных категорий работников, в том числе для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Следовательно, периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения также в льготном исчислении.
В связи с этим суд первой инстанции обоснованно включил истице в специальный стаж период нахождения ее на курсах повышения квалификации с 18 сентября 1995 г. по 13 октября 1995 г. также в льготном исчислении один год как один год и шесть месяцев.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
При таких обстоятельствах, установив, что в период со дня обращения за назначением пенсии истица продолжала работать в должности и учреждении, дающих право на досрочное назначение пенсии, то суд правомерно обязал пенсионный орган назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не с момента обращения за пенсией 22 марта 2011 г., а с 01 августа 2011 г., то есть со дня возникновения права на указанную пенсию, когда ее требуемый специальный стаж истицы составил 30 лет 1 день.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в кассационной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с
требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ( в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 02 ноября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. – без удовлетворения.
Председательствующий Г.К.Екония
Судьи Е.Г.Козина
Н.И.Межевова