Судья Солдатов М.О. Дело № 33-41/54
Докладчик Ремнёва И.П.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Ремнёвой И.П.
Ганченковой В.А.
при секретаре Хальмеевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 января 2012 года в городе Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия на решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Ремнёвой И.П., объяснения помощника прокурора Республики Мордовия Межевовой Ю.В., возразившей относительно доводов кассационной жалобы ответчика, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
прокурор Лямбирского района Республики Мордовия К.В.А., действующий в защиту интересов К.А.А., обратился в суд с исковым заявлением к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об обеспечении К.А.А. по месту ее жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее 33 кв.м., соответствующим установленным социальным нормам.
В обоснование требований указал, что К.А.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно постановлению главы Администрации Лямбирского муниципального района от <дата> <№> К.А.А. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку по сведениям регистрирующих органов зарегистрированной недвижимости она не имеет. В соответствии с дипломом о начальном профессиональном образовании от <дата> <№> К.А.А. в 2009 году окончила образовательное учреждение, после окончания обучения в указанном учреждении жильем обеспечена не была. Указывает, что в соответствии с действующим законодательством К.А.А. имеет право на внеочередное получение жилого помещения, поскольку относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 ноября 2011 года исковые требования прокурора Лямбирского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов К.А.А., удовлетворены. На администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия возложена обязанность обеспечить К.А.А. по месту ее жительства вне очереди жилым помещением общей площадью не менее 33 кв.м., соответствующим установленным социальным нормам.
В кассационной жалобе представитель администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Козырева Е.Е. просила суд отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 3 Положения о порядке расходования и учета финансовых средств на предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия на осуществление государственных полномочий по учету и обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 9 марта 2011 года №63, субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется местным бюджетам в пределах средств, предусмотренных на указанные цели в республиканском бюджете Республики Мордовия на соответствующий финансовый год. Лямбирскому муниципальному району Республики Мордовия из республиканского бюджета Республики Мордовия на эти цели выделено <данные изъяты> тыс. руб. на соответствующий финансовый год, которые на данный момент уже распределены. В связи с чем ответчиком заявлялось ходатайство о привлечении к участию в деле на его сторону в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Мордовия, которое необоснованно оставлено судом первой инстанции без удовлетворения, поскольку принятое по делу решение затрагивает интересы Министерства финансов Республики Мордовия как финансового органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего санкционирование платежей за счет средств из республиканского бюджета.
В судебное заседание прокурор Лямбирского района Республики Мордовия, истица К.А.А., представитель третьего лица Министерства образования Республики Мордовия, представитель ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены надлежаще путем заблаговременного направления адресатам судебных извещений с обратным уведомлением о вручении (л.д. 97-101), о причинах неявки в суд не известили, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 ГПК Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено судом первой инстанции, К.А.А. <дата> года рождения относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Родители истицы К.Л.В. и К.А.Н. умерли <дата>.
Постановлением главы администрации <данные изъяты> муниципального района Республики Мордовия от <дата> <№> попечителем истицы назначена Ч.Е.Н.
К.А.А. с <дата> зарегистрирована по месту жительства попечителя по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия от <дата> <№> К.А.А. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с составом семьи из двух человек (ее и ее дочери Р.О.А.) по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 51 ЖК Российской Федерации.
<дата> К.А.А. окончила Государственное учреждение начального профессионального образования <данные изъяты>», <дата> К.А.А. окончила Государственное учреждение начального профессионального образования <данные изъяты>
Закрепленного жилья истица в собственности, а также используемого на условиях социального найма, не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, ответчиком не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении иска прокурора, действующего в защиту интересов К.А.А.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии по социальной поддержке – законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Из статьи 3 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» следует, что дети-сироты, лица из числа детей-сирот обеспечиваются жилыми помещениями однократно вне очереди по договорам социального найма в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, лиц из числа детей-сирот осуществляется по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно статье 5 названного закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Законом составляет на одиноко проживающего человека 33 квадратных метра.
С учетом вышеизложенного, и, принимая во внимание, что К.А.А. относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей, окончила обучение в образовательном учреждении, в собственности жилья не имеет, до настоящего времени жильем не обеспечена, зарегистрирована в жилом помещении, которое ей не принадлежит на праве собственности, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования о внеочередном обеспечении её жильем, являются законными, а поэтому обоснованно удовлетворил иск прокурора Лямбирского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов К.А.А.
Доводы кассационной жалобы ответчика о том, что выделенных администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия из бюджета Республики Мордовия субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно для обеспечения жильем истицы, так как указанные денежные средства в размере <данные изъяты> тыс. рублей в настоящее время уже распределены, а также о том, что суд первой инстанции не привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика Министерство финансов Республики Мордовия, отклоняются.
В соответствии со статьями 6, 7 и 8 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» администрации муниципальных районов Республики Мордовия и городского округа Саранск (далее - органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями Республики Мордовия по обеспечению детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями на приобретение и строительство жилых помещений для последующего их предоставления по договорам социального найма в целях обеспечения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями и на предоставление жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, в том числе принятие решений о предоставлении жилых помещений и заключение договоров социального найма на неограниченный срок.
При этом органы государственной власти Республики Мордовия при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий.
Ответчик не представил суду первой инстанции доказательства, в подтверждение того, что выделенных администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия из республиканского бюджета Республики Мордовия субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется местным бюджетам в пределах средств, в размере <данные изъяты> тыс. руб. на соответствующий финансовый 2011 год недостаточно для обеспечения жилым помещением К.А.А.
Кроме этого обеспечение вне очереди жилым помещением имеющих на это право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и от наличия в достаточном размере финансовых средств, предусмотренных в муниципальном бюджете на эти цели.
Согласно статьям 10 и 14 Закона Республики Мордовия от 24 декабря 2010 г. № 104-3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления настоящим Законом, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Республики Мордовия.
Распределение субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований для осуществления государственных полномочий, осуществляется на основании методики согласно приложению к настоящему Закону.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Республики Мордовия.
Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, и их распределение устанавливаются законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год.
О невозможности исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий по независящим от них причинам органы местного самоуправления обязаны незамедлительно проинформировать Правительство Республики Мордовия.
По смыслу вышеприведенных норм, принятое решение не может повлиять на права и обязанности Министерства финансов Республики Мордовия по отношению к одной из сторон, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отклонил ходатайство ответчика о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
Других доводов к отмене решения суда в кассационной жалобе ответчика по существу не приведено.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.
Исходя из изложенного, и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 17 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия – без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи И.П.Ремнёва
В.А. Ганченкова