решение суда об удовлетворении иска о признании незаконным протокола заседания Жилищно-бытовой комиссии в части исключения из списка очередников на улучшение жилищных условий, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий оставить без изменения



Судья Бикмаева Е.А.                           Дело № 33-100/22

Докладчик Литюшкин В.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего:                  Литюшкина В.И.,

судей:                 Адушкиной И.В.     и Бажанова А.О.        

при секретаре:                          Хальмеевой И.Р.        

рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 января 2012 г. в г. Саранске гражданское дело по кассационной жалобе начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия Порошина С.В. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 14 октября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Литюшкина В.И., объяснения представителя ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия Лексашовой Е.В. и представителя УФСИН России по Республике Мордовия Аверкиной И.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Шлыкова Л.И. обратилась в суд с иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия о признании незаконным протокола заседания Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 7 апреля 2010 г. № 4 в части исключения ее из списка очередников на улучшение жилищных условий, восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий по ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия.

В обоснование требований указано, что с апреля 1993 года по июль 2005 года работала и проходила службу в Учреждении ЖХ-385/2 (впоследствии переименовано в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия). С 7 февраля 1997 г. состояла на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Письмом от 12 апреля 2010 г. ей сообщено, что решением Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия (протокол заседания от 8 апреля 2010 г. № 2) 8 апреля 2010 г. она снята с учета на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ и пункта «г» статьи 20 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые в соответствии с действующим законодательством имеют право на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья, утвержденных постановлением Правительства Республики Мордовия от 25 августа 2005 г. № 335.

Согласно пункту 12 протокола Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по республике Мордовия от 7 апреля 2010 г. она исключена по тем основаниям, что с момента постановки на учет не предоставлялись документы, подтверждающие обоснованность постановки в очередь. Однако действующим законодательством не предусмотрено такое основание для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В настоящее время она проживает с сыном Ш.С.В. <данные изъяты> года рождения в жилом помещении по <адрес> площадью 37,5 кв.м. Действующим законодательством предусмотрено, что семья, состоящая из двух человек, имеет право на жилую площадь 42 кв.м., поэтому она на законных основаниях состояла в очереди на улучшение жилищных условий.

Просила суд признать протокол заседания Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 7 апреля 2010 г. № 4 в части исключения ее из списка очередников на улучшение жилищных условий, незаконным, восстановить ее в списке очередников на улучшение жилищных условий в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия с момента постановки на учет - с 7 февраля 1997 г., с семьей из двух человек, включая сына Ш.С.В.

Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 14 октября 2011 г. иск Шлыковой Л.И. удовлетворен.

Протокол заседания Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 7 апреля 2010 г. № 4 в части исключения Шлыковой Л.И. из списка очередников, нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий, признан незаконным.

Шлыкова Л.И. восстановлена в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий по ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия с 7 февраля 1997 г.

В кассационной жалобе начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия Порошин С.В. считает решение незаконным, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применены нормы материального права. Истица поставлена на учет в качестве нуждающейся в получении жилья и улучшении жилищных условий, поскольку жила в непригодном для постоянного проживания жилом помещении, однако в материалах учетного дела отсутствуют документы, подтверждающие непригодность данного жилого помещения для проживания.

В судебное заседание Шлыкова Л.И. и ее представитель Бабина Г.С. не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще (л.д. 100), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, проверив законность и обоснованность решения суда, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

Согласно пунктам 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В силу статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшей на момент постановки истицы на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий) нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане:

1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно;

4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 7 Постановления Совмина Мордовской АССР и Президиума облсовпрофа от 03 декабря 1984 г. № 518 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Мордовской АССР» нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям.

Из материалов дела следует, что Шлыкова Л.И. с 1 апреля 1989 г. по 10 июля 2005 г. проходила службу в Учреждении ЖХ-385/2 (в дальнейшем переименовано в ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, в настоящее время - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республики Мордовия), является пенсионером по выслуге лет (л.д. 37-39).

Шлыковой Л.И. на праве общей долевой собственности с сыном Ш.С.В. с 11 сентября 2007 г. принадлежит <данные изъяты> квартира общей площадью 37,5 кв.м. по <адрес> (л.д. 9-10).

Судом установлено, что на основании личного заявления Шлыкова Л.И. с 7 февраля 1997 г. поставлена на учет нуждающихся в получении и улучшении жилищных условий в Учреждении ЖХ-385/2 (ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия), поскольку проживает вместе с сыном в квартире по адресу: <адрес>, не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям, что подтверждается материалами учетного дела.

В список очередников на получение жилья и улучшение жилищных условий ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия по состоянию на 15 апреля 2009 г. Шлыкова Л.И. включена под номером <№> с составом семьи два человека (л.д. 42-46).

Согласно протоколу заседания жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 7 апреля 2010 г. Шлыкова Л.И. исключена из списка очередников, поскольку с момента постановки на учет не представлялись документы, подтверждающие обоснованность нахождения в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий.

Из акта проверки жилищных условий комиссией Администрации <данные изъяты> Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 6 октября 2011 г. следует, что занимаемая Шлыковой Л.И. отдельная квартира расположена в каменном доме, 1962 года постройки, сырая, оборудована печным отоплением, ванна отсутствует. По результатам проверки принято решение о нуждаемости в улучшении жилищных условий (л.д. 36).

Из данных в ходе судебного разбирательства дела пояснений истицы и ее представителя Бабиной Г.С. следует, что при постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья и улучшении жилищных условий члены жилищно-бытовой комиссии знали, что она проживает в квартире, лишенной коммунальных удобств, и от нее не требовали документов о признании жилья не пригодным для проживания.

Учитывая, что согласно требованиям пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, для снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях необходимо установить факт представления документов, послуживших основанием принятия на учет, не соответствующих действительности, либо неправомерности действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет, тогда как в данном случае выявление таких фактов не имело места, суд обоснованно удовлетворил исковые требования Шлыковой Л.И.

В обжалуемом истицей протоколе Жилищно-бытовой комиссии ФБУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 7 апреля 2010 г. нет ссылки на наличие в предоставленных ею документах сведений, не соответствующих действительности, послуживших основанием для принятия на учет, а также на наличия неправомерных действий должностных лиц органа, осуществившего принятие заявителя на учет.

Кроме того, формулировка снятия истицы с учета в качестве нуждающихся в улучшение жилищных условий – не представление документов, подтверждающих обоснованность нахождения в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий, не является предусмотренным законом основанием для снятия с данного учета.

Обстоятельство, на которое ссылается ответчик, что истица не представляла требуемые документы обоснованности нахождения в очереди на улучшение жилищных условий, не имеет юридического значения для разрешения данного дела, поскольку ответчиком, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено доказательств направления истице запросов о предоставлении каких-либо документов.

Довод в кассационной жалобе о том, что занимаемое Шлыковой Л.И. жилое помещение не признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, не может повлечь отмену правильного по существу решения суда.

В силу пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Как установлено судом в занимаемой истицей квартире отсутствует ванна и центральное отопление, притом, что жилое помещение расположено в населенном пункте с наличием централизованных инженерных сетей.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных Шлыковой Л.И. требований.

Другие доводы кассационной жалобы повторяют фактические и правовые основания возражений стороны ответчика, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в решении суда. К тому же доводы кассационной жалобы сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд принял решение по всем заявленным истцом требованиям, в решении суда изложены все имеющие значение для дела обстоятельства, приведены доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах.

Нарушений, неправильного применения норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, не усматривается.

Руководствуясь абзацем 2 статьи 361 Гражданского процессуального кодекса РФ (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 14 октября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия Порошина С.В. – без удовлетворения.

Председательствующий В.И. Литюшкин

Судьи         И.В. Адушкина

А.О. Бажанов