о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения



Судья Леушкин О.В.                         Дело № 33-89/27

Докладчик Володина Г.Ф.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                 Александрова С.В.

судей                                 Володиной Г.Ф.

                                     Скипальской Л.И.

при секретаре                         Козеевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 24 января 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия Алешевой Л.К. на решение Кочкуровского районного суда Республики Мордовия от 22 ноября 2011 г.

Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., исследовав материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Антошкина Т.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, указав, что решением пенсионного органа № 30 от 17 августа 2011 г. ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа 25 лет.

Считает указанное решение ответчика незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, ссылаясь на то, что периоды её работы: с 01 июня 1994 г. по 28 сентября 1999 г., с 26 ноября 1999 г. по 19 сентября 2000 г., с 26 ноября 1999 г. по 19 сентября 2000 г. - в должности заведующей Подлесно-Тавлинского медпунктом; с 20 сентября 2000 г. по 31 декабря 2000 г. - в должности заведующей Подлесно-Тавлинского фельдшерско-акушерского пункта - фельдшера, подлежат включению в специальный стаж, поскольку в указанные периоды работы она осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР за № 464 от 06 сентября 1991 г., работа в должности заведующей - медицинская сестра (фельдшер) Подлесно-Тавлинского медпункта с 01 июня 1994 г. по 01 ноября 1999 г. подлежит включению в стаж работы в льготном исчислении - один год работы за один год и 3 месяца, поскольку работу она осуществляла в сельской местности.

В период с 29 сентября 1999 г. по 25 ноября 1999 г. по направлению работодателя она находилась на курсах повышения квалификации, за ней сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата, работодателем производились пенсионные отчисления, а связи с чем, время нахождения на курсах повышения квалификации, также подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Просила признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия за № 30 от 17 августа 2011 г. об отказе ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить ей в специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды: с 01 июня 1994 г. по 28 сентября 1999 г. в льготном исчислении - один год работы за один год и 3 месяца; с 26 ноября 1999 г. по 19 сентября 2000 г. в календарном исчислении - в должности заведующая - медицинская сестра (фельдшер) Подлесно-Тавлинского медпункта; с 20 сентября 2000 г. по 31 декабря 2000 г. - в должности заведующей Подлесно-Тавлинским фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера; период нахождения на курсах повышения квалификации с 29 сентября 1999 г. по 01 ноября 1999 г. в льготном исчислении - один год работы за один год и 3 месяца, с 01 ноября 1999 г. по 25 ноября 1999 г. в календарном исчислении; обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости, с учетом включения спорных периодов в специальный стаж, со дня обращения за назначением пенсии, то есть с 09 августа 2011 г.

17 ноября 2011 г. истица Антошкина Т.В. обратилась в суд заявлением об увеличении исковых требований. Просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия № 30 от 17 августа 2011г.; обязать ответчика отпуск по беременности и родам с 10 мая 1991 г. по 21 июля 1991 г., отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора и до трех лет с 22 июля 1991 г. по 30 сентября 1992 г., период работы с 01 июня 1994 г. по 28 сентября 1999 г. в должности заведующего Подлесно-Тавлинским медпунктом, курсы повышения квалификации с 01 октября 1990 г. по 11 декабря 1990 г., с 29 сентября 1999 г. по 31 октября 1999 г. включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в льготном исчислении - один год работы за один год и 3 месяца; обязать ответчика периоды работы с 26 ноября 1999 г. по 19 сентября 2000 г. в должности заведующего Подлесно-Тавлинским медпунктом, с 20 сентября 2000 г. по 31 декабря 2000 г. в должности заведующего Подлесно-Тавлинским фельдшерско-акушерским пунктом, курсы повышения квалификации с 01 ноября 1999 г. по 25 ноября 1999 г. включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в календарном исчислении; обязать ответчика назначить ей пенсию с 09 августа 2011 г.

Решением Кочкуровского районного суда Республики Мордовия от 22 ноября 2011 г. исковые требования Антошкиной Т.В. удовлетворены.

Признано незаконным и отменено решение ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия № 30 от 17 августа 2011 г.

На ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия возложена обязанность засчитать Антошкиной Т.В. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды: отпуск по беременности и родам с 10 мая 1991 г. по 21 июля 1991 г.; отпуск по уходу за ребенком в возрасте до полутора и до трех лет с 22 июля 1991 г. по 30 сентября 1992 г.; период работы с 01 июня 1994 г. по 28 сентября 1999 г. в должности заведующего Подлесно-Тавлинским медпунктом; курсы повышения квалификации с 01 октября 1990 г. по 11 декабря 1990 г., с 29 сентября 1999 г. по 31 октября 1999 г. в льготном исчислении - один год работы за год и 3 месяца; периоды работы: с 26 ноября 1999 г. по 19 сентября 2000 г. в должности заведующего Подлесно-Тавлинским медпунктом; с 20 сентября 2000 г. по 31 декабря 2000 г. в должности заведующего Подлесно-Тавлинским фельдшерско-акушерским пунктом; курсы повышения квалификации с 01 ноября 1999 г. по 25 ноября 1999 г. - в календарном исчислении, и назначить Антошкиной Т.В. трудовую пенсию с 09 августа 2011 г.

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия Алешева Л.К. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, считает, что у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия Афонькина – Печалина И.А. доводы кассационной жалобы поддержала.

В судебном заседании истица Антошкина Т.В., ее представитель Шукшина И.А. относительно кассационной жалобы возразили.

Заслушав объяснения представителя ответчика ГУ – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия Афонькиной – Печалиной И.А., истицы Антошкиной Т.В., ее представителя Шукшиной И.А., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела усматривается, что решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия № 30 от 17 августа 2011 г. Антошкиной Т.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального трудового стажа - 25 лет.

По решению пенсионного органа специальный стаж истицы на дату обращения составил 16 лет 8 месяцев 4 дня.

В специальный стаж истицы ответчиком включены календарно, без льготного исчисления период: нахождения на курсах повышения квалификации с 01 октября 1990 г. по 11 декабря 1990 г.; период нахождения в декретном отпуске (до и послеродовом) с 10 мая 1990 г. по 21 июля 1991 г.; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора и до трех лет с 22 июля 1991 г. по 30 сентября 1992 г.

В специальный стаж не включены: периоды работы с 01 июня 1994 г. по 28 сентября 1999 г., с 26 ноября 1999 г. по 19 сентября 2000 г. в должности заведующей Подлесно-Тавлинским медпунктом; период работы с 20 сентября 2000 г. по 31 декабря 1999 г. в должности заведующей Подлесно-Тавлинским фельдшерско-акушерским пунктом; период нахождения на курсах повышения квалификации с 29 сентября 1999 г. по 25 ноября 1999 г.

Разрешая данный спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из незаконности решения пенсионного органа в оспариваемой части.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, так как он соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрены должности: «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра); заведующий медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер)».

Из трудовой книжки истицы, которая в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника, следует, что Антошкина Т.В. 21 марта 1989 года принята на должность акушерки Подлесно-Тавлинского медпункта Кочкуровского района; с 07 мая 1994 г. - переведена на должность фельдшера Подлесно - Тавлинского медпункта и назначена заведующей ФАП. В соответствии с приказом № 197-6 от 20 сентября 2000 г. Подлесно-Тавлинский медицинский пункт переименован в Муниципальное учреждение здравоохранения « Подлесно-Тавлинский фельдшерско-акушерский пункт». В соответствии с приказом № 175 от 30 декабря 2005 г. Муниципальное учреждение здравоохранения «Подлесно-Тавлинский фельдшерско-акушерский пункт» реорганизован путем присоединения к Муниципальному учреждению здравоохранения « Кочкуровская центральная больница».

Иных записей о перемещении истицы по должности, её увольнении не имеется.

Признавая право истицы на включение в специальный трудовой стаж периодов ее работы с 01 июня 1994 г. по 28 сентября 1999 г., с 26 ноября 1999 г. по 19 сентября 2000 г. - в должности заведующей Подлесно-Тавлинским медпунктом, а также периода работы с 20 сентября 2000 г. по 31 декабря 2000 г. - в должности заведующей Подлесно-Тавлинским фельдшерско-акушерским пунктом, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истица в данные периоды трудовой деятельности, наряду с выполнением должностных обязанностей заведующей Подлесно-Тавлинским фельдшерско-акушерским пунктом и Подлесно-Тавлинским медицинским пунктом, также выполняла должностные обязанности фельдшера, т.е. осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, что соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Выводы суда о доказанности выполнения истицей трудовых обязанностей непосредственно в качестве фельдшера подтверждается исследованными судом материалами дела, показаниями свидетелей, которым суд в решении дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Так, льготный характер работы истицы в вышеуказанные периоды подтверждается записями в трудовой книжке, справками № 534, 535, 536, 537, выданными 06 октября 2011 г. администрацией Подлесно-Тавлинского сельского поселения Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия, из которых следует, что Антошкина Т.В. в период с 1997 г. по 2000 г. занимала должность фельдшера с исполнением обязанности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом.

Факт выполнения истицей лечебной деятельности подтверждается также показаниями свидетелей Т., Ю., пояснивших о том, что Антошкина Т.В., работая в должности заведующей Подлесно-Тавлинским медпунктом и заведующей Подлесно-Тавлинским фельдшерско-акушерским пунктом, выполняла работу как по организации работы учреждения здравоохранения, а также оказывала доврачебную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях, выполняла врачебные назначения, проводила профилактические прививки взрослому населению.

В оспариваемые истицей периоды работы с 01 июня 1994 г. по 28 сентября 1999 г. в должности заведующей Подлесно-Тавлинским медпунктом действовал Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения давала право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464. Согласно данному Списку, правом на пенсию за выслугу лет пользуются «врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно- профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности».

Пунктом 2 названного Постановления было предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца.

При таких обстоятельствах, указанные периоды работы истицы до 1 ноября 1999 года судом правильно включены в специальный стаж работы для назначения досрочной трудовой пенсии в льготном исчислении как один год работы за один год и 3 месяца, а последующие периоды работы истицы с 26 ноября 1999 г. по 19 сентября 2000 г. в должности заведующей Подлесно-Тавлинским медпунктом, с 20 сентября 2000 г. по 31 декабря 2000 г. в должности заведующей Подлесно-Тавлинским фельдшерско-акушерским пунктом в календарном исчислении в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Принимая решение в части зачета в специальный стаж периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 01 октября 1990 г. по 11 декабря 1990 г., периода нахождения в декретном отпуске с 10 мая 1991 г. по 21 июля 1991 г., период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до полутора и до трех лет с 22 июля 1991 г. по 30 сентября 1992 г., судом обоснованно указано, что поскольку периоды прохождения курсов повышения квалификации и отпусков по уходу за ребенком истице предоставлялись в период работы в сельской местности в должности акушерки Подлесно-Тавлинского медпункта Кочкуровского района, поэтому данные периоды должны быть включены также как и период работы - в льготном исчислении - один года работы за один год и 3 месяца.

Период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 01 ноября 1999 г. по 25 ноября 1999 г. обоснованно засчитаны в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в календарном исчислении, как период трудовой медицинской деятельности в сельской местности после 01 ноября 1999 г.

Поскольку на момент обращения истицы в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, с учетом зачтенных ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия периодов работы, а также признанных судом подлежащими зачету оспариваемых периодов, Антошкина Т.В. имела требуемый специальный стаж, поэтому право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» у истицы возникло с 09 августа 2011 г.

Таким образом, суд, исследовав материалы дела, правильно применив нормы права, правомерно удовлетворил иск.

Доводы кассационной жалобы об отсутствии доказательств выполнения истицей в оспариваемые периоды должностных обязанностей фельдшера, противоречат материалам дела и не могут явиться поводом к отмене законного и обоснованного решения суда.

Выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Кочкуровского районного суда Республики Мордовия от 22 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кочкуровском муниципальном районе Республики Мордовия Алешевой Л.К. - без удовлетворения.

Председательствующий                     Александрова С.В.

Судьи                                 Володина Г.Ф.

Скипальская Л.И.