Судья Пахомов А.В. Дело № 33-139/27
Докладчик Ремнёва И.П.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Литюшкина В.И.
судей Ремнёвой И.П.
Ганченковой В.А.
при секретаре Хальмеевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 января 2012 года в городе Саранске Республики Мордовия гражданское дело по кассационной жалобе ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 01 ноября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Мордовия Ремнёвой И.П., объяснения истицы Ситкиной Л.В. и ее представителя Шукшиной И.А., возразивших относительно кассационной жалобы ответчика, просивших оставить решение суда без изменения, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Ситкина Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав на то, что она более 30 лет осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и имеет право на назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
16 апреля 2010 года она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Однако решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от <дата> <№> в назначении пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ей незаконно отказано. При этом пенсионный орган не засчитал в специальный стаж, необходимый для назначения истице досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период её работы с 19 июля 1986 года по 24 марта 1989 года в должности заведующей Н/В <данные изъяты> центральной районной больницы.
Просила суд признать незаконным в части такое решение пенсионного органа, обязав пенсионный орган зачесть спорный период её работы в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости, и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения со дня её обращения в пенсионный орган 16 апреля 2011 года (л.д.2-4).
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 01 ноября 2011 года исковые требования Ситкиной Л.В. удовлетворены.
В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. просил решение суда отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения оспариваемого периода работы в специальный стаж истицы для досрочного назначения трудовой пенсии (л.д. 108-109).
В возражениях на кассационную жалобу истица Ситкина Л.В. просила решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения (л.д. 114-116).
В судебное заседание представитель ответчика ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен заблаговременно и надлежаще под роспись (л.д. 119), о причинах неявки своего представителя суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Судом первой инстанции установлено, что Ситкина Л.В. 16 апреля 2010 года обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городскому округе Саранск Республики Мордовия от <дата> <№> в назначении пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ей незаконно отказано. При этом пенсионный орган не засчитал в специальный стаж, необходимый для назначения истице досрочной пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период её работы с 19 июля 1986 года по 24 марта 1989 года в должности заведующей Н/В <данные изъяты> центральной районной больницы.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом первой инстанции установлено, что на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии Ситкина Л.В. за исключением периода работы с 19 июля 1986 года по 24 марта 1989 года в должности заведующей Н/В <данные изъяты> центральной районной больницы, который не был засчитан пенсионным органом, имела специальный стаж 27 лет 9 месяцев.
С 19 июля 1986 года по 24 марта 1989 года истица осуществляла лечебную деятельность в сельской местности в должности заведующей Н/В <данные изъяты> центральной районной больницы. При этом, занимая должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, Ситкина Л.В. выполняла обязанности акушерки.
По состоянию на 16 апреля 2011 года – день обращения Ситкиной Л.В. с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости ее специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, с учётом оспариваемого периода, подлежащего зачёту в льготном исчислении: год работы за 1 год и 3 месяца, составил более 30 лет.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пенсионным органом не опровергнуты и сомнений в их достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истица имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в сельской местности, обоснованно возложив на пенсионный орган обязанность назначения такой пенсии со дня подачи истицей заявления о назначении пенсии. При этом суд правильно истолковал и применил нормы пенсионного права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения исчерпывающие обоснования своих выводов, вытекающие из установленных фактов.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа о том, что истица не имела необходимого специального стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, поскольку время ее работы с 19 июля 1986 года по 24 марта 1989 года в должности заведующей Н/В <данные изъяты> центральной районной больницы не подлежит зачету в специальный стаж, отклоняются.
Как установлено судом, занимая должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, Ситкина Л.В. выполняла обязанности акушерки.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно положениям Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан" и Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" (пункт 11) по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Время работы истицы с 19 июля 1986 года по 24 марта 1989 года в должности заведующей Н/В <данные изъяты> центральной районной больницы, осуществляемой до 1 ноября 1999 года также подлежала зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, предусматривавшим, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусматривавших, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
С принятием Списка должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, указанное постановление Правительства Российской Федерации 22 сентября 1999 года N 1066 утратило силу, однако работа в должности заведующей медицинским пунктом – медицинской сестры (фельдшера), как и работа в должности заведующей фельдшерско-акушерского пункта – акушерки (фельдшера, медицинской сестры) предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781.
Следовательно, занимая должность заведующей фельдшерско-акушерским пунктом, и выполняя при этом обязанности акушерки, истица фактически осуществляла такую лечебную деятельность, с осуществлением которой связано досрочное назначение трудовой пенсии по старости, чему судом первой инстанции дана надлежащая оценка.
При этом, принимая во внимание положения подпункта «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемый период работы подлежит зачету в специальный стаж истицы в льготном исчислении: как один год работы за один год и три месяца, поскольку работа осуществлялась в сельской местности.
Доводы кассационной жалобы пенсионного органа повторяют фактические основания его возражений, которые были предметом разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к иной оценке собранных по делу доказательств и не могут служить поводом к отмене правильного по существу решения суда, поскольку суд дал правильную оценку доказательствам.
Исходя из изложенного, и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 01 ноября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия – без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.И. Литюшкин
Судьи И.П. Ремнёва
В.А. Ганченкова