решение о частичном удовлетворении иска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, включении периодов работы в стаж оставлено без изменения



Судья Татаркина Г.Г.                         Дело № 33-226/27

Докладчик Межевова Н.И.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего                      Екония Г.К.        судей                                    Козиной Е.Г.

                                        Межевовой Н.И.

при секретаре                            Панковой М.А.                

рассмотрела в открытом судебном заседании от 07 февраля 2012 года в г. Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкиной В.К. на решение Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2011 г.

Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Назайкин А.В. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указывая, что решением начальника <№> от <дата> ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. В специальный стаж не включены периоды службы по призыву в рядах Советской Армии, работы в должности заведующего фильмотекой <данные изъяты> Республики Мордовия, работы преподавателем в <данные изъяты> Республики Мордовия.

Считал отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж неправомерным, просил признать незаконным и отменить решение начальника <№> от <дата> в части, обязать пенсионный орган включить оспариваемые периоды в специальный стаж, назначить ему досрочную трудовую пенсию с 21 февраля 2011 г., взыскать возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Решением Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2011 г. исковые требования Назайкина А.В. удовлетворены частично.

Судом постановлено: «Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия <№> от <дата> об отказе Назайкину А.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» признать незаконным.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия зачесть Назайкину А.В. в специальный стаж работы, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды: с 27 октября 1983 г. по 05 октября 1985 г. - службы по призыву в рядах Советской Армии, с 01 сентября 1986 г. по 31 августа 1989 г. - работы по совместительству в должности преподавателя <данные изъяты>, с 16 апреля 2008 г. по 16 апреля 2008 г. - нахождения в служебной командировке; назначить Назайкину А.В. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 21 февраля 2011 года; взыскать в пользу Назайкина А.В. в возмещение расходов на оплату государственной пошлины <данные изъяты> рублей.

В части заявленных исковых требований о включении в специальный стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периодов работы: с 12 декабря 1985 г. по 06 марта 1986 г. и с 18 сентября 1986 г. по 18 октября 1988 г. в должности заведующего фильмотекой <данные изъяты>, отказать».

В кассационной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкина В.К. считает решение суда неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для включения оспариваемых периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В возражениях на кассационную жалобу истец Назайкин А.В. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

В судебное заседание истец Назайкин А.В., не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще под роспись (л.д. 126), о причинах неявки в суд не известил, доказательств, в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, отложить разбирательство дела суд не просил.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 ГПК Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании представитель ответчика доводы кассационной жалобы поддержал.

Заслушав объяснения представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, 21 февраля 2011 года Назайкин А.В. обратился с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия от <дата> за <№> истцу Назайкину А.В. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа. Требуется 25 лет, имеется 22 года 10 месяцев 19 дней.

Не засчитаны в специальный стаж: служба в рядах Советской Армии с 27 октября 1983 г. по 10 мая 1985 г., работа в должности заведующего фильмотекой <данные изъяты> с 12 декабря 1985 г. по 06 марта 1986 г. и с 18 сентября 1986 г. по 18 октября 1988 г., 16 апреля 2008 г., так как служба по призыву в рядах Советской Армии, командировка и работа в данной должности и в учреждении не даёт права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку они не поименованы Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781, Правилами исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.03.1991 №463, Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067.

Период работы Назайкина А.В. в должности преподавателя в <данные изъяты> с 01 сентября 1986 г. по 31 августа 1989 г. ответчиком в принятом в отношении истца решении не отражён.

Согласно подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

При этом суд обоснованно исходил из того, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 г. по волеизъявлению и в интере

сах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В спорный период времени прохождения Назайкиным А.В. службы в составе Вооруженных Сил СССР с 27 октября 1983 г. по 10 мая 1985 г., действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период службы Назайкина А.В. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.Таким образом, вышеназванный период службы Назайкина А.В. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 2-В08-7.

Согласно записей в трудовой книжке на имя Назайкина А.В. установлено, что он с 12 декабря 1985 г. по 19 октября 1988 г. работал в должности заведующего фильмотекой <данные изъяты>.

В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" спи

ска, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.

Занимаемая истцом должность «заведующий фильмотекой» не предусмотрена пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка, поэтому суд первой инстанции обоснованно отказал во включении оспариваемых периодов работы с 12 декабря 1985 г. по 06 марта 1986 г. и с 18 сентября 1986 г. по 18 октября 1988 г. в должности заведующего фильмотекой <данные изъяты>.

Однако, судом установлено и подтверждается справкой, выданной директором <данные изъяты>, актом проверки факта льготной работы от 21 марта 2011 г., что Назайкин А.В. с 1 сентября 1986 г. по 31 августа 1989 г. работал по совместительству в среднем профессионально-техническом училище <№> преподавателем химии, биологии и физкультуры, в данный период он был протарифицирован как преподаватель, ему начислялась заработная плата за указанный период, с которой работодателем производились отчисления в Пенсионный фонд.

Таким образом, в оспариваемый период истец Назайкин А.В. работал преподавателем в Государственном учреждении начального профессионального образования <данные изъяты>», занимаемая истцом должность «преподаватель» предусмотрена разделом «Наименование должностей», а наименование учреждение «образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения): техникум, училище» предусмотрено разделом "Наименование должностей" Списка.

Поскольку работники учреждений для детей имеют право на получение пенсии за выслугу лет в связи с характером выполняемой ими работы (педагогической деятельности), поэтому суд первой инстанции правомерно включил работу в должности преподавателя <данные изъяты> с 01 сентября 1986 г. по 31 августа 1989 г. в специальный стаж работы истца.

При таких обстоятельствах, так как на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии 21 февраля 2011 года, Назайкин А.В., с учетом включенных судом оспариваемых периодов работы и зачтенных периодов пенсионным органом, имел специальный стаж более 25 лет, то суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить ему пенсию с 21 февраля 2011 года.

Довод кассационной жалобы о том, что в период работы с 01 сентября 1986 г. по 31 августа 1989 г. в должности преподавателя <данные изъяты> педагогическая нагрузка у истца составляла 0,5 ставки, отклоняется, поскольку согласно пункта 4 названных Правил периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки),

установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Необоснованной является и ссылка кассационной жалобы пенсионного органа на разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27,28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» о том, что при включении истцу в специальный стаж периода нахождения на службе в составе Вооруженных Сил СССР, суд не учел того обстоятельства, что при включения указанного периода по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), применялись правила подсчета соответствующего стажа, предусмотренные указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), то есть истец должен был выработать не менее 2/3 специального стажа на момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, а именно на 1 октября 1993 г.

Так, как следует из Постановления от 29.01.2004 г. № 2-П, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации не содержит указаний на то, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ по нормам ранее действовавших нормативных правовых актов необходимо, чтобы работниками был выработан общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.

Кроме того, письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «о порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П разъяснено, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)".

С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).

При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы кассационной жалобы о неправомерном включении оспариваемого периода в льготной стаж работы истца для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью и то, что истец не приобрел права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Доводы кассационной жалобы не могут повлечь отмены правильного по существу решения, поскольку были уже предметом рассмотрения суда первой ин

станции, получили надлежащую оценку и по сути повторяют основания отказа истцу в назначении пенсии.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь абзацем вторым статьи 361 ГПК Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), судебная коллегия

определила:

решение Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Дубёнском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкиной В.К. – без удовлетворения.

Председательствующий                     Г.К.Екония                        

Судьи                         Е.Г.Козина                                

                         Н.И.Межевова