Решение суда, которым удовлетворен иск о призаннии права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, оставлено без изменения.



Судья Павлунин Ф.С.                         Дело № 33-228/27

Докладчик Козина Е.Г.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи - председательствующего            Екония Г.К.

судей                                Козиной Е.Г.

                                    Межевовой Н.И.

при секретаре                        Панковой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании 07 февраля 2012 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» Рыбаковой В.В. на решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 22 декабря 2011 года.

Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Середина Л.А. обратилась в суд с иском к ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» <№> от <дата> ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, имеется – 14 лет 7 месяцев 21 день.

В специальный стаж кроме прочих не включены периоды её работы: с 02 апреля 1990 года по 31 марта 1991 года в должности медицинской медсестры; с 01 апреля 1991 года по 15 июля 1993 года, с 16 июля 1993 года по 14 сентября 1993 года, с 15 сентября 1993 года по 30 сентября 1993 года в должности старшей медицинской сестры детского комбината <данные изъяты>; с 17 декабря 1993 года по 15 июля 1994 года, с 16 июля 1994 года по 14 сентября 1994 года; с 15 сентября 1994 года по 15 августа 1995 года, с 30 июля 1997 года по 28 февраля 2006 года в должности медсестры здравпункта <данные изъяты>.

Просила суд признать незаконным и отменить решение пенсионного органа <№> от <дата>; обязать ответчика включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы: с 02 апреля 1990 года по 31 марта 1991 года в должности медицинской медсестры, с 01 апреля 1991 года по 30 сентября 1993 года в должности старшей медицинской сестры детского комбината <данные изъяты> в календарном исчислении; периоды работы: с 17 декабря 1993 года по 15 августа 1995 года, с 30 июля 1997 года по 15 февраля 2000 года в должности медицинской сестры здравпункта <данные изъяты>, с 16 февраля 2000 года по 28 февраля 2006 года в должности медицинской сестры здравпункта <данные изъяты> в льготном исчислении один год работы за один год и 3 месяца и назначить досрочную трудовую пенсию с 08 ноября 2011 года.

Решением Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 22 декабря 2011 года исковые требования Серединой Л.А. удовлетворены.

Признано незаконным и отменено решение ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» <№> от <дата> об отказе в назначении Серединой Л.А. пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения.

На ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» возложена обязанность включить Серединой Л.А. в специальный трудовой стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы: в должности медсестры здравпункта <данные изъяты> со 02 апреля 1990 года по 31 марта 1991 года, в должности старшей медсестры здравпункта детского сада <данные изъяты> с 01 апреля 1991 года по 15 июля 1993 года, с 16 июля 1993 года по 14 сентября 1993 года, с 15 сентября 1993 года по 30 сентября 1993 года в календарном исчислении; в должности медсестры здравпункта <данные изъяты> с 17 декабря 1993 года по 15 июля 1994 года, с 16 июля 1994 года по 14 сентября 1994 года, с 15 сентября 1994 года по 15 августа 1995 года, с 30 июля 1997 года по 28 февраля 2006 года в льготном исчислении один год и 3 месяца за один год работы и обязать ответчика назначить Серединой Л.А. досрочную трудовую пенсию с 08 ноября 2011 года.

В кассационной жалобе начальник ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» Рыбакова В.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, считает, что у суда отсутствовали правовые основания для включения оспариваемых периодов в специальный стаж истицы и назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку наименования структурных подразделений «детский комбинат», «здравпункт» не предусмотрены Списками № 463 от 06 сентября 1991 года, № 781 от 29 октября 2002 года.

В возражениях на кассационную жалобу истица просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу начальника пенсионного органа – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель ответчика ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» Джалимова Т.А., действующая на основании доверенности от 10 января 2012 г., доводы кассационной жалобы поддержал.

В судебном заседании истица Середина Л.А. и её представитель Шукшина И.А., действующая на основании устного заявления относительно кассационной жалобы возразили.

Заслушав объяснения истицы Серединой Л.А., её представителя Шукшиной И.А., представителя ответчика ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия», проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.

Из материалов дела усматривается, что решением ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» <№> от <дата> истице Серединой Л.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа.

По решению пенсионного органа специальный стаж истицы на дату обращения составил 14 лет 7 месяцев 21 день.

При этом в специальный стаж истице не включены следующие периоды работы: с 02 апреля 1990 года по 31 марта 1991 года в должности медицинской медсестры; с 01 апреля 1991 года по 15 июля 1993 года, с 16 июля 1993 года по 14 сентября 1993 года, с 15 сентября 1993 года по 30 сентября 1993 года в должности старшей медицинской сестры детского комбината <данные изъяты>; с 17 декабря 1993 года по 15 июля 1994 года, с 16 июля 1994 года по 14 сентября 1994 года; с 15 сентября 1994 года по 15 августа 1995 года, с 30 июля 1997 года по 28 февраля 2006 года в должности медсестры здравпункта <данные изъяты>.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа в части исключения из трудового стажа истицы спорных периодов работы.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, так как он соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.

Из трудовой книжки истицы, которая в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника следует, что Середина Л.А. 02 апреля 1990 года переведена в ясли-сад <данные изъяты> на должность медсестры, 01 апреля 1991 года - переведена старшей медсестрой Ромодановского комбината хлебопродуктов, 17 декабря 1993 года - переведена на должность медсестры <данные изъяты>, 28 февраля 2006 года - уволена с работы по собственному желанию.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Однако, ни действующим в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, ни действовавшими ранее Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» и Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 06 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами либо старшими медицинскими сестрами в детских яслях, детских садах и детских комбинатах.

Медицинские сестры, старшие медицинские сестры таких учреждений как детские ясли, детские сады, детские комбинаты в Списках, утвержденных указанными нормативными правовыми актами, не предусмотрены.

В Номенклатуру учреждений здравоохранения детские ясли, детские сады и детские комбинаты не включены.

В спорный период работы истицы в должности медицинской сестры и старшей медицинской сестры детского комбината действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое было признано недействующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 годя № 953 только с 01 октября 1993 года.>>

Перечень учреждений, организаций и должностей, работы в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, предусматривал должность медицинской сестры детских яслей, детских садов независимо от их ведомственной принадлежности.

При изложенных обстоятельствах периоды работы истицы в должностях медицинской сестры и старшей медицинской сестры в детском комбинате правомерно включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку имели место до 01 октября 1993 года. С 01 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Принимая решение в части зачета в специальный стаж спорных периодов в должности медсестры здравпункта <данные изъяты> суд первой инстанции исходил из следующего.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрена должность медсестры и учреждение фельдшерский здравпункт, медицинский пункт.

В силу пункта 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно подпункту «а» пункта 5 Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и три месяца.

В соответствии со статьями 12-14 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» медицинские учреждения по своим организационно - правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действия законодательства Российской Федерации в области здравоохранения распространяется на все медицинские учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовой формы.

Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции обоснованно указал, что в спорный период в должности медсестры здравпункта <данные изъяты> по своим функциональным обязанностям истица занималась лечебной деятельностью и деятельностью по охране здоровья населения.

Судебная коллегия соглашается с указным выводом, основанным на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными письменными доказательствами.

Вместе с тем, судом в специальный стаж истицы засчитаны оспариваемые периоды работы с 16 июля 1993 года по 14 сентября 1993 года в календарном исчислении в должности старшей медицинской сестры детского комбината <данные изъяты> и с 16 июля 1994 года по 14 сентября 1994 года в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца в должности медсестры здравпункта <данные изъяты>.

Оспаривая решение в этой части, пенсионный фонд ссылался на отсутствие начислений заработной платы за указанные периоды.

Судебная коллегия признает данную ссылку несостоятельной.

Из материалов дела следует, что на основании приказов по <данные изъяты> от 14 июля 1993 года № 316-к и от 18 июля 1994 года № 265-к Серединой Л.А. были предоставлены очередные отпуска (л.д.20), в Лицевой карточкой формы Т-2 в разделе IV «Отпуска» также указаны очередные отпуска с 02 августа по 03 сентября 1993 года и 27 июля по 28 августа 1994 года (л.д.16).

Из Архивной справки от 30 марта 2010 года следует, что за июль 1993 года заработная плата составила 60235-00, за август - начисления отсутствуют, за сентябрь – 11429-00; за июль 1994 год заработная плата составила 359768, за август - начисления отсутствуют, за сентябрь – 132250 (л.д.14).

При указанных обстоятельствах судебная коллегия признает правильный вывод суда о том, что истица приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.

Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.

Таким образом, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ромодановского районного суда Республики Мордовия от 22 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия» Рыбаковой В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий                    Г.К. Екония

Судьи                                Е.Г. Козина

Н.И. Межевова