Судья Селькина Р.С. Дело № 33-252/27
Докладчик Козина Е.Г.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего Екония Г.К.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07 февраля 2012 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия» Зозиной Л.М. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 09 декабря 2011 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Шиланова В.Н. обратилась в суд с иском к ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия» о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указав, что решением ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия» <№> от <дата> ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии из-за отсутствия необходимой продолжительности требуемого специального стажа, имеется – 23 года 10 месяцев 11 дней.
В специальный стаж не включен период ее работы с 03 июля 1987 года по 22 июля 1988 года в должности медицинской сестры профилактория колхоза «<данные изъяты>» Ромодановского района Республики Мордовия.
Кроме того, оспаривает, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03 февраля 2000 года по 02 марта 2000 года, с 20 октября 2004 года по 17 ноября 2004 года, с 01 октября 2009 года по 29 октября 2009 года включены в специальный стаж в календарном исчислении, а не в льготном порядке как один год работы за один год 3 месяца работы.
Просила суд признать незаконным решение пенсионного органа в части не включения спорных периодов, обязать ответчика включить в специальный стаж работы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения период работы с 03 июля 1987 года по 22 июля 1988 года в должности медицинской сестры в профилактории колхоза «<данные изъяты>»; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 03 февраля 2000 года по 02 марта 2000 года, с 20 октября 2004 года по 17 ноября 2004 года, с 01 октября 2009 года по 29 октября 2009 года в льготном порядке как один год работы за один год 3 месяца работы и назначить досрочную трудовую пенсию с 13 апреля 2011 года; взыскать с ответчика в ее пользу судебные расходы.
Определением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 09 декабря 2011 года принят отказ Шилановой В.Н. от исковых требований в части зачета в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 03 февраля 2000 года по 02 марта 2000 года, с 20 октября 2004 года по 17 ноября 2004 года, с 01 октября 2009 года по 29 октября 2009 года в льготном исчислении, производство по делу в этой части прекращено.
Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 09 декабря 2011 года исковые требования Шилановой В.Н. удовлетворены частично.
Признано незаконным решение ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия» <№> от <дата> в части исключения из специального стажа работы Шилановой В.Н. дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода работы в должности медицинской сестры профилактория «<данные изъяты>» Ромодановского района Республики Мордовия с 03 августа 1987 года по 22 июля 1988 года.
На ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия» возложена обязанность включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периода работы в должности медицинской сестры профилактория «<данные изъяты>» Ромодановского района Республики Мордовия с 03 августа 1987 года по 22 июля 1988 года в льготном исчислении; обязать ответчика назначить Шилановой В.Н. досрочную трудовую пенсию с 13 апреля 2011 года; взыскать с ответчика в пользу Шилановой В.Н. возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> и судебные расходы в сумме <данные изъяты>.
В остальной части иска отказано.>
В кассационной жалобе начальник ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия» Зозина Л.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм материального права, считает, что у суда отсутствовали правовые основания для включения оспариваемого периода в специальный стаж истицы и назначении досрочной трудовой пенсии.
В судебное заседание истица Шиланова В.Н., представитель ответчика ГУ – «Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия» не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще под роспись (л.д.136, 137), о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда правильным.
Из материалов дела усматривается, что решением ГУ - «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия» <№> от <дата> истице Шилановой В.Н. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по нормам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого специального стажа.
По решению пенсионного органа специальный стаж истицы на дату обращения составил 23 года 10 месяцев 11 дней.
В специальный стаж истицы не включен период её работы с 02 июля 1987 года по 22 июля 1988 года в должности медицинской сестры профилактория колхоза «<данные изъяты>» Ромодановского района Республики Мордовия.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности указанного решения пенсионного органа в части исключения из специального стажа истицы спорного периода работы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, так как он соответствует материалам дела и нормам действующего законодательства.
Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеуказанного закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Указанным Постановлением не предусмотрено право на установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медицинскими сестрами профилакторий колхозов, но предусмотрена должность «медицинская сестра».
Положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П и пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20 декабря 2005 года предусмотрено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В спорный период работы истицы в должности медицинской сестры профилактория действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое было признано недействующим Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 годя № 953 только с 01 октября 1993 года.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работы в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 предусматривал должность медицинской сестры независимо от наименования должности в больничных учреждениях всех типов и наименований.
В Списки работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, и в Перечень учреждений здравоохранения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 г. профилактории включены не были.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, предусматривало, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в порядке, предусмотренном Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, в соответствии с которым в специальный стаж подлежала включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При изложенных обстоятельствах периоды работы истицы в должностях медицинской сестры в профилактории правомерно включены в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку имели место до 01 октября 1993 года.
Ссылаясь в жалобе на то, что спорный период не подлежит зачету в специальный стаж истицы, ответчик указывает, что судом ошибочно указано о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности в должности медицинской сестры профилактория работе в качестве медсестры в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП).
Судебная коллегия признает данную ссылку несостоятельной.
Как следует из Положения о медицинском профилактории, утвержденного приказом Министерства здравоохранения СССР от 01 июня 1984 года № 621, действовавшем в период работы истицы в должности медсестры в профилактории, медицинский профилакторий организовывался в составе центральных районных больниц; с заключением договора правлением колхоза с центральными районными больницами об открытии медицинского профилактория; учреждения здравоохранения, в составе которых организовывались медицинские профилактории, назначали на должность медицинской сестры лиц, имеющих соответствующее медицинское образование и прошедших специальную подготовку по физиотерапии.
В пункте 10 указанного Положения, предусмотрены обязанности медицинской сестры профилактория, которые тождественны обязанностям медицинской сестры фельдшерского пункта.
Медицинская сестра медицинского профилактория с соответствующим законодательством о медицинских работниках имеет право на прохождение аттестации, повышение квалификации и усовершенствование.
Цели, предмет деятельности, функции медицинского профилактория соответствуют целям, предмету деятельности, функциям учреждения здравоохранения, а именно: выполнение медико-профилактической, лечебно-диагностической помощи населению, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции обоснованно указал, что функции, условия и характер работы в должности медицинской сестры в профилактории тождественны с функциональными обязанностями медсестры в фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП), которые согласно номенклатуре учреждений здравоохранения отнесены к лечебно-профилактическим учреждениям и включены во все Списки.
Судебная коллегия соглашается с указным выводом, основанным на установленных обстоятельствах, подтвержденных письменными доказательствами
При указанных обстоятельствах судебная коллегия признает правильный вывод суда о том, что истица приобрела право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.
Судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношением, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Таким образом, предусмотренных статьей 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 09 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атяшевском муниципальном районе Республики Мордовия» Зозиной Л.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.К. Екония
Судьи Е.Г. Козина
Н.И. Межевова