Судья Татаркина Г.Г. Дело N 33-225/27
Докладчик Ганченкова В.А.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Ганченковой В.А., Бажанова А.О.
при секретаре Козеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 7 февраля 2012 года в г. Саранске дело по кассационной жалобе начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкиной В.К. на решение Дубенского районного суда Республики Мордовия от 7 декабря 2011года
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., объяснения представителя ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия Наумкина А.Н., поддержавшего доводы жалобы, истца Бояркина В.П., возражавшего относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установил:
Бояркин В.П. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование требований истец указал, что 19 августа 2011 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по выслуге лет. Однако решением пенсионного органа № 34 от 28 августа 2011 года в назначении пенсии ему было отказано из-за отсутствия специального стажа работы 25 лет, имеется 15 лет 5 месяцев 9 дней. При этом ответчиком в специальный стаж не были включены периоды работы с 2 июля 1987 года по 26 ноября 1994 года в должности председателя исполкома Ломатского сельского Совета и с 27 ноября 1994 года по 27 января 1997 года в должности главы местного самоуправления Ломатского сельского Совета со ссылкой на то, что данные должности не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работы в которых засчитываются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённого постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002года.
Истец считал отказ ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности незаконным, поскольку в спорные периоды действовало пенсионное законодательство, предусматривающее включение в специальный стаж периодов работы выборной и другой ответственной работы в партийных и комсомольских органах.
Просил решение пенсионного органа № 34 от 28 августа 2011 года признать незаконным и отменить, обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, периоды его работы с 2 июля 1987 года по 26 ноября 1994 года в должности председателя исполкома Ломатского сельского Совета и с 27 ноября 1994 года по 27 января 1997 года в должности главы местного самоуправления Ломатского сельского Совета и назначить ему данную пенсию с 19 августа 2011 года, а также взыскать с ответчика в его пользу государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решением Дубенского районного суда Республики Мордовия от 7 декабря 2011 года исковые требования Бояркина В.П. удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкина В.К. считала решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просила его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм пенсионного законодательства.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела усматривается, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Дубенком муниципальном районе Республики Мордовия № 34 от 28 августа 2011 года в назначении пенсии ему было отказано из-за отсутствия специального стажа работы 25 лет, имеется 15 лет 5 месяцев 9 дней. При этом ответчиком в специальный стаж не были включены периоды работы с 2 июля 1987 года по 26 ноября 1994 года в должности председателя исполкома Ломатского сельского Совета и с 27 ноября 1994 года по 27 января 1997 года со ссылкой на то, что данные должности не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работы, в которых, засчитываются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённого постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002года (л.д. 8-9).
Суд первой инстанции правомерно не согласился с отказом ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия в назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости.
Согласно трудовой книжке на имя истца 15 августа 1986 г. он был принят учителем русского языка и литературы в Ломатскую среднюю школу (запись №1); 2 июля 1987 - уволен с работы в связи с избранием его на должность председателя Ломатского сельского Совета (запись №2); 2 июля 1987 года он был избран председателем исполкома Ломатского сельского Совета (запись №3); 27 ноября 1994 года избран главой местного самоуправления Ломатского сельского Совета (запись №4); 30 января 1997 года освобождён от должности главы самоуправления Ломатского сельского Совета в связи с переводом на работу в Ломатскую среднюю школу (запись №5); 28 января 1997 года назначен директором Ломатской средней школы с 28 января 1997 года в порядке перевода (запись №6).
Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из требований действовавшего в спорные периоды работы истца Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, согласно подпункту «б» пункта 1 которого в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась, в том числе, работа в выборных должностях в советских учреждениях и других общественных организациях, поскольку спорными периодами работы истца являются периоды до 1 января 2001 года, ограничений для включения в специальный стаж которых указанным Положением не предусмотрено.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, истец до избрания на должность председателя исполкома Ломатского сельского Совета народных депутатов и главы местного самоуправления Ломатского сельского Совета, работал учителем Ломатской средней школы, а после освобождения с выборных должностей работал и работает в настоящее время директором этой же школы, то есть осуществлял педагогическую деятельность.
В соответствии со статьей 32 Закона СССР «О статусе народных депутатов в СССР» от 20 сентября 1972 года (в редакции от 19 апреля 1979 года) время работы депутата на выборной должности в органе Совета засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой депутат работал до избрания на выборную должность в органе Совета.
Аналогичное положение содержится и в статье 36 Закона СССР «О статусе народного депутата СССР» от 31 мая 1990 года, согласно которой срок полномочий народного депутата СССР засчитывается в общий и непрерывный стаж работы, службы, стаж работы по прежней специальности.
Таким образом, работа Бояркина В.П. на выборных должностях с 2 июля 1987 года по 26 ноября 1994 года в должности председателя исполкома Ломатского сельского Совета и с 27 ноября 1994 года по 27 января 1997 года в должности главы местного самоуправления Ломатского сельского Совета подлежала включению в педагогический стаж истца по нормам действовавшего в то время пенсионного законодательства.
Данный вывод суда подтверждается Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, согласно которому за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Таким образом, при оценке пенсионных прав истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежало применению законодательство, действующее на момент выполнения истцом оспариваемых периодов работы.
Указанные периоды относятся к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции при разрешении спора верно определены юридически значимые обстоятельства дела в пределах заявленных истцом требований и оснований иска, правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, анализ представленных суду доказательств, их оценка подробно изложены в обжалуемом решении суда.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы, которые были предметом исследования в суде первой инстанции и им была дана в силу статьи 67 ГПК РФ надлежащая юридическая оценка, отменено быть не может.
Исходя из изложенного, и руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Дубенского районного суда Республики Мордовия от 7 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия Батяйкиной В.К. – без удовлетворения.
Судья -председательствующий И.В. Адушкина
Судьи В.А. Ганченкова
А.О. Бажанов