Судья Надёжина С.Ю. Дело №33-286/57
Докладчик Бажанов А.О.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи - председательствующего И.В. Адушкиной
судей В.А. Ганченковой А.О. Бажанова
при секретаре А.В. Козеевой
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2012 г. в городе Саранске дело по кассационной жалобе Тряпкина М.К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 декабря 2011 г.
Заслушав доклад судьи Бажанова А.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Тряпкин М.К. обратился с иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия о зачёте в выслугу лет для назначения пенсии периода работы, об исчислении пенсии из расчёта выслуги лет для назначения пенсии 27 лет 9 месяцев 24 дней и взыскании задолженности по пенсионным платежам.
В обоснование иска указал, что с 3 сентября 1984 г. по 3 апреля 1988 г. работал на должностях, замещаемых работниками пожарной охраны Министерства внутренних дел, а именно: в военизированной пожарной части технической службы <№> отдела пожарной охраны МВД Мордовской АССР. 4 апреля 1988 г. был назначен на должность заместителя начальника военизированной пожарной части технической службы <№> отдела пожарной охраны МВД Мордовской АССР. В настоящее время является пенсионером Министерства внутренних дел по Республике Мордовия. Ответчик отказал ему в зачёте в выслугу лет для назначения пенсии периода работы в пожарной охране МВД Мордовской АССР на должностях, замещаемых работниками пожарной охраны Министерства внутренних дел, в период с 3 сентября 1984 г. по 3 апреля 1988 г. Отказ мотивирован тем, что правила, изложенные в части 10 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", распространяются на лиц, являвшихся сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы на момент вступления указанного закона в силу, в то время как он с 4 февраля 1991 года назначен на должность начальника автохозяйства МВД Республики Мордовия. Данный отказ считает незаконным. Ссылался на абзац 3 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", предусматривающий, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы зачисленным на службу до 1 января 1991 г., засчитываются периоды их работы до зачисления на службу, учтенные в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет.
По указанным основаниям просил зачесть в выслугу лет для назначения пенсии по линии Министерства внутренних дел по Республике Мордовия период работы с 3 сентября 1984 г. по 3 апреля 1988 г. на должности механика и инженера военизированной пожарной части технической службы <№> отдела пожарной охраны МВД Мордовской АССР; обязать ответчика с 1 января 2012 г. исчислять пенсию из расчёта выслуги лет для назначения пенсии 27 лет 9 месяцев 24 дня; взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в его пользу задолженность по пенсионным платежам в сумме ...
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 декабря 2011 г. в иске Тряпкину М.К. полностью отказано.
В кассационной жалобе Тряпкин М.К. просит отменить решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 декабря 2011 г., вынести новое решение, удовлетворив его иск в полном объёме. Не соглашается с выводом суда об отсутствии оснований включения в выслугу лет для назначения пенсии периода работы на должностях, замещаемых работниками пожарной охраны Министерства внутренних дел, т.к. впоследствии был назначен на аттестованную должность именно в пожарную охрану МВД Мордовской АССР. Считает, что не может быть применен срок исковой давности, так как часть 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Оспаривает толкование части 10 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", данное судом первой инстанции с учётом содержания письма Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 1996 г. № 1\14842 «О порядке применения статей 7 и 8 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В судебное заседание истец Тряпкин М.К., представитель истца Буянов И.Н., представитель ответчика – Министерства внутренних дел по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия по гражданским делам, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов кассационной жалобы, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом 3 сентября 1984 г. Тряпкин М.К. был на основании приказа № 132 от 5 сентября 1984 г. принят на должность инженера военизированной пожарной части технической службы <№>, откуда был уволен 3 апреля 1988 г. на основании приказа № 49 от 8 апреля 1988 г. по собственному желанию.
Приказом № 23 л/с от 4 февраля 1991 г. Министра внутренних дел Мордовской АССР Тряпкин М.К. был назначен на должность начальника автохозяйства МВД, освобождён от должности заместителя начальника военизированной пожарной части технической службы <№> УПО МВД.
Приказом № 98 л/с от 1 апреля 1994 г. Министра внутренних дел Мордовской АССР Тряпкин М.К. был назначен помощником начальника по тыловому обеспечению отдела внутренних дел Ленинского района г. Саранска с должностным окладом ... руб., с присвоением специального звания «майор милиции» и освобождением его от должности начальника автохозяйства МВД.
Приказом от 28 апреля 1994 г. № 126 л/с Тряпкин М.К. по личной просьбе снова был назначен начальником автохозяйства МВД со специальным званием «майор внутренней службы», с должностным окладом ... руб., с освобождением его от должности помощника начальника по тыловому обеспечению отдела внутренних дел Ленинского района г. Саранска.
Приказом <дата> <№> Министра внутренних дел по Республике Мордовия полковник внутренней службы Тряпкин М.К., бывший начальник отдела материально-технического и хозяйственного обеспечения МВД, с <дата> был уволен по пункту <данные изъяты> на основании приказа МВД России <№> от <дата>, рапорта Тряпкина М.К. от <дата>, <данные изъяты> Выслуга лет по состоянию на <дата> составляет в календарном исчислении 24 года 2 месяца 2 дня, в льготном столько же.
Из копий заключений о стаже для выплаты процентной надбавки Тряпкину М.К. от 1989 года, от 1998 года, от 2000 года следует, что в стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет Тряпкину М.К. засчитаны периоды его службы с 29 апреля 1988 г. В заключении о стаже от 2 июня 2003 г. в стаж для выплаты процентной надбавки Тряпкину М.К. включен период работы в должности УГПС с 3 сентября 1984 г. по 29 апреля 1988 г.
9 ноября 2011 г. начальником Управления по работе с личным составом МВД по Республике Мордовия Тряпкину М.К. возвращён без исполнения его расчёт выслуги лет на перерасчёт пенсии. Указано, что часть 10 статьи 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ распространяется только на сотрудников Государственной противопожарной службы, состоящих на момент вступления в силу указанного закона в штатах ГПС МВД России. Тряпкин М.К. с 4 февраля 1991 г. был назначен на должность начальника Автохозяйства МВД, на 26 декабря 1994 г. сотрудником Государственной противопожарной службы не являлся.
21 октября 2011 г. Тряпкин М.К. обратился с заявлением к начальнику Управления по работе с личным составом МВД по Республике Мордовия, указав, что в период с 3 сентября 1984 г. по 3 апреля 1988 г. работал на должностях механика и инженера военизированной пожарной части технической службы <№> отдела пожарной охраны МВД Мордовской АССР. С 4 апреля 1988 г. назначен на аттестованную должность заместителя начальника в том же подразделении. Указанный период не был засчитан в выслугу лет для назначения ему пенсии. Просил сделать перерасчёт пенсии за указанный период или дать разъяснения по данному вопросу.
14 ноября 2011 г. МВД по Республике Мордовия Тряпкину М.К. было отказано в перерасчёте пенсии в связи с тем, что часть 10 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» распространяется только на сотрудников Государственной противопожарной службы, состоящих на момент вступления в силу указанного закона в штатах ГПС МВД России.
В соответствии со статьёй 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, засчитывается время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ в личный состав Государственной противопожарной службы включаются лица рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники), военнослужащие федеральной противопожарной службы и лица, не имеющие специальных или воинских званий (работники).
Частью 10 статьи 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ предусмотрено, что работникам Государственной противопожарной службы, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками и военнослужащими Государственной противопожарной службы, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Министерства внутренних дел Российской Федерации). Указанное правило распространяется на сотрудников и военнослужащих Государственной противопожарной службы, работавших на должностях, замещаемых работниками Государственной противопожарной службы (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), в том числе и до вступления в силу настоящего Федерального закона.
Суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что правило о включении в выслугу лет для назначения пенсии периода работы на должностях, замещаемых работниками пожарной охраны Министерства внутренних дел, распространяется только на лиц, которые на момент вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и в период его действия являлись сотрудниками или военнослужащими Государственной противопожарной службы.
Установив, что на момент вступления в силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Тряпкин М.К. не работал в Государственной противопожарной службе, суд первой инстанции законно и обоснованно оставил иск без удовлетворения.
Положение, предусмотренное абзацем 3 пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", о зачёте в выслугу лет для назначения пенсий лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы зачисленным на службу до 1 января 1991 г., периодов их работы до зачисления на службу, учтенных в соответствии с ранее действовавшим законодательством для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, не противоречит правильному толкованию, данному судом первой инстанции, правовой нормы, содержащейся в части 10 статьи 7 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.
Довод кассационной жалобы о том, что не истек срок для обращения в суд за судебной защитой (срок исковой давности), не может служить поводом для отмены решения. Суд первой инстанции не делал вывода о пропуске срока исковой давности и по данному основанию не отказывал в иске.
Довод кассационной жалобы о нарушении норм материального права и несоответствии выводов суда установленным по делу обстоятельствам, является несостоятельным по вышеизложенным основаниям.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, не установлено.
Не находя законных и обоснованных оснований для удовлетворения кассационной жалобы Тряпкина М.К., суд кассационной инстанции оставляет кассационную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции – без изменения.
Руководствуясь абзацем вторым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), судебная коллегия Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 7 декабря 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Тряпкина М.К. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи В.А. Ганченкова
А.О. Бажанов