По заявлению Бузакова В.Р. об оспаривании действий Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, выразившихся в отказе восстановить ранее выданное удостоверение `Ветеран боевых действий`.



Судья Козлов А.М.                         Дело №33-214/63

Докладчик Тамаров Ю.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего                         Н.И. Межевовой

судей                                     Е.Г. Козиной

Ю.П. Тамарова

при секретаре судебного заседания М.А. Панковой

рассмотрела в открытом судебном заседании от 16 февраля 2012 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе заявителя Бузакова В.Р. на решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2011 года.

Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия

установила:

Бузаков В.Р. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства внутренних дел по Республике Мордовия (МВД по Республике Мордовия), выразившихся в отказе восстановить удостоверение «Ветеран боевых действий», и о возложении обязанности восстановить ранее выданное удостоверение «Ветеран боевых действий».

В обоснование заявления Бузаков В.Р. указал на то, что в период с 21 января по 21 февраля 1995 года он находился в служебной командировке на территории Северной Осетии и принимал участие в боевых действиях.

21 сентября 2004 года ему было выдано удостоверение «Ветеран боевых действий». Однако позднее указанное удостоверение было признано недействительным, о чём ему стало известно со слов работников МВД по Республике Мордовия.

В сентябре 2011 года он обратился в МВД по Республике Мордовия с заявлением о восстановлении действия указанного удостоверения, в удовлетворении которого 30 сентября 2011 года ему было отказано, со ссылкой на то, что сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия – Алания и Республики Ингушетия, к ветеранам боевых действий не относятся, в связи с чем правовых оснований для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий не имеется.

Полагает, что указанные действия МВД по Республике Мордовия нарушают его право на получение удостоверения ветерана боевых действий с предоставлением установленных законодательством прав и льгот.

В связи с этим просил суд признать незаконными действия МВД по Республике Мордовия, выразившиеся в отказе восстановить выданное 21 сентября 2004 года удостоверение «Ветеран боевых действий», возложить на МВД по Республике Мордовия обязанность восстановить действие указанного удостоверения (л.д.25-26).

Решением Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2011 года в удовлетворении заявления отказано (л.д.77-82).

В апелляционной жалобе заявитель Бузаков В.Р. просил решение суда отменить, ссылаясь на то, что: удостоверение «Ветеран боевых действий» уже было ему выдано 21 сентября 2004 года, при этом изменений законодательства относительно оснований выдачи удостоверения с указанной даты не происходило; территория Северной Осетии является непосредственно прилегающей к территории Чеченской Республики; в суде первой инстанции не представлено доказательств, свидетельствующих о законности действий МВД по Республике Мордовия, напротив, факт его участия в боевых действиях подтверждается справкой заместителя руководителя Оперативно-следственной группы МВД России (л.д.88-89).

В судебное заседание заявитель Бузаков В.Р., представитель заинтересованного лица МВД по Республике Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путём заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении (л.д.94-95), о причинах неявки указанные лица суд не известили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела, Бузаков В.Р. согласно приказам министра МВД Мордовской АССР №1 от 5 января 1995 года (л.д.54-57) и №16 от 17 января 1995 года (л.д.58-59) и справке заместителя руководителя Оперативно-следственной группы МВД России (л.д.44) находился в служебной командировке в составе Оперативно-следственной группы МВД России в зоне действия чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия и Ингушской Республики и выполнял обязанности по обеспечению режима чрезвычайного положения, охране общественного порядка, пресечению правонарушений и раскрытию преступлений, защите конституционных прав граждан в период с 21 января 1995 года по 21 февраля 1995 года.

Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 1995 года награждён медалью «За отличие в охране общественного порядка» (л.д.29).

21 сентября 2004 года Бузакову В.Р. выдано удостоверение «Ветеран боевых действий» (л.д.31, 45-46).

4 марта 2005 года комиссия МВД по Республике Мордовия по оформлению и выдаче удостоверения ветерана боевых действий признала указанное удостоверение недействительным (л.д.50-51).

10 июня 2011 года Бузаков В.Р. обратился в МВД по Республике Мордовия с заявлением о выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» (л.д.65). Решением комиссии МВД по Республике Мордовия по оформлению и выдаче удостоверения ветерана боевых действий от 30 июня 2011 года в выдаче указанного удостоверения ему было отказано ввиду того, что сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи в условиях чрезвычайного положения на территории Республики Северная Осетия – Алания и Республики Ингушетия, к ветеранам боевых действий не относятся (л.д.62).

22 сентября 2011 года Бузаков В.Р. обратился в МВД по Республике Мордовия с заявлением о восстановлении действия удостоверения «Ветеран боевых действий», выданного ему 21 сентября 2004 года (л.д.66).

Согласно ответу начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Мордовия от 30 сентября 2011 года Бузакову В.Р. повторно отказано в выдаче удостоверения «Ветеран боевых действий» (л.д.63).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, заявителем не оспариваются и сомнения в достоверности не вызывают.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что правовых оснований для восстановления ранее выданного Бузакову В.Р. удостоверения «Ветеран боевых действий» не имеется.

Данный вывод суда основан на правильном применении закона и соответствует обстоятельствам дела.

В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному Федеральному закону.

В данном перечне значится: выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.

На основании статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года № 4328-I «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» Правительство Российской Федерации определяет порядок установления факта выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 №280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» установлено, что местности (в том числе за пределами Российской Федерации) относятся к зонам вооруженного конфликта решениями Правительства Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной пограничной службы - Главного командования Пограничных войск Российской Федерации, других министерств и ведомств, в которых законом предусмотрена военная служба.

Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2001 года №896 «О зонах вооружённых конфликтов» отнесены: выполнение задач военнослужащими и сотрудниками органов внутренних дел на территориях Республики Северная Осетия - Алания и Республики Ингушетия в октябре-ноябре 1992 г. к выполнению задач при вооруженных конфликтах; выполнение задач военнослужащими, а также лицами рядового и начальствующего состава, курсантами и слушателями учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации на всей территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года отнесено к выполнению задач в зоне вооружённого конфликта.

Решений Правительства Российской Федерации об отнесении отдельных местностей, прилегающих к территории Чеченской Республики, к зонам вооружённого конфликта принято не было.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что факт нахождения Бузакова В.Р. на территории Северной Осетии, не отнесённой в установленном законом порядке к зоне вооружённого конфликта, в период с 21 января 1995 года по 21 февраля 1995 года не может являться основанием для выдачи или восстановления действия удостоверения «Ветеран боевых действий».

Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что удостоверение «Ветеран боевых действий» уже было ему выдано 21 сентября 2004 года, при этом изменений законодательства относительно оснований выдачи удостоверения с указанной даты не происходило, отклоняется.

Удостоверение «Ветеран боевых действий», выданное на имя Бузакова В.Р. 21 сентября 2009 года, признано недействительным комиссией МВД по Республике Мордовия по оформлению и выдаче удостоверения ветерана боевых действий (заседание комиссии от 4 марта 2005 года). Указанное решение комиссии не оспаривалось и незаконным не признавалось.

Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что территория Северной Осетии является непосредственно прилегающей к территории Чеченской Республики, отклоняется, так как территория Северной Осетии в период с декабря 1994 года по декабрь 1996 года не отнесена в установленном законом порядке к зоне вооружённого конфликта.

Довод апелляционной жалобы заявителя о том, что в суде первой инстанции не представлено доказательств, свидетельствующих о законности действий МВД по Республике Мордовия, напротив, факт его участия в боевых действиях подтверждается справкой заместителя руководителя Оперативно-следственной группы МВД России, отклоняется.

В соответствии с положениями пункта 3 приказа МВД Российской Федерации от 7 мая 2004 №282 «О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России» к подтверждающим документам для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года относятся, - выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесённых к зоне вооружённого конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года №280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.

Предоставленная заявителем справка заместителя руководителя Оперативно-следственной группы МВД России к вышеуказанным подтверждающим документам не относится.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы заявителя не могут повлечь отмену по существу правильного решения суда. К тому же доводы жалобы заявителя сводятся к иной оценке доказательств и не могут послужить поводом к отмене решения суда, поскольку суд первой инстанции дал правильную оценку доказательствам.

Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Рузаевского районного суда Республики Мордовия от 23 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу заявителя Бузакова В.Р.– без удовлетворения.

Судья-председательствующий                         Н.И. Межевова

Судьи                                         Е.Г. Козина

                                             Ю.П. Тамаров