Судья Горячева О.С. Дело № 33-381/57 Докладчик Елина Т.А. КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе: судьи - председательствующего Г.К. Екония судей Т.А. Елиной Ю.П.Тамарова при секретаре М.А. Панковой рассмотрела в открытом судебном заседании 28 февраля 2012 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе представителя УФСИН России по Республики Мордовия Аверкиной И.В. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 декабря 2011 года. Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия установила: Склюева Т.М. обратилась в суд с иском к УФСИН России по Республике Мордовия о признании недействительным пункт 1.2 решения жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия об отказе включения её в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Республике Мордовия и возложении обязанности включения её в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Республике Мордовия. В обоснование иска указывает, что она, являясь кандидатом на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в июне 2011 года обратилась в УФСИН России по Республике Мордовия о принятии документов для рассмотрения и признания ее участником указанной подпрограммы. Данный вопрос 23 июня 2011 года рассматривался жилищной комиссией УФСИН России по Республике Мордовия, где ей было отказано во включении в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Республике Мордовия в составе семьи из четырех человек, по тем основаниям, что её зятю К.Ф.П. выделено служебное жилое помещение, следовательно, ее дочь К.Д.Н.. и внучка К.Н.Ф. не нуждаются в улучшении жилищных условий. Считает данный отказ незаконным и необоснованным. Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 декабря 2011 года исковые требования Склюевой Т.М. удовлетворены. Признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Мордовия об отказе включения её в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Республике Мордовия № 9 от 23 июня 2011 года в части отказа Склюевой Т.М. во включении в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Республике Мордовия. На жилищную комиссию и рабочую группу УФСИН России по Республике Мордовия возложена обязанность включить Склюеву Т.М. в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Республике Мордовия с составом семьи из четырех человек, она - Склюева Т.М., сын Склюев Н.Н. <дата> года рождения, дочь К. (Склюева) Д.Н. <дата> года рождения, внучка К.Н.Ф.. <дата> года рождения. В кассационной жалобе представитель УФСИН России по Республики Мордовия Аверкина И.В. просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, по существу ссылаясь на то, что судом неправильно применены нормы материального права и определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Ссылается на то, что истица в исковом заявлении просила признать незаконным пункт 1.2. протокола жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия, однако суд в своем решении признал незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Мордовия. Указывает, что в УФСИН России по Республике Мордовия нет ни жилищно-бытовой комиссии, ни рабочей группы, как о том указано в решении суда, кроме того недействительность указанного пункта судом не рассматривалась. Вместе с тем указывает, что УФСИН России по Республике Мордовия не осуществляло действий по признанию истицы участником подпрограммы и не отказывало ей в этом. Действия по признанию участником подпрограммы осуществляются жилищным органом, где истица состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, т.е. ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия. УФСИН России по Республике Мордовия (территориальный орган уголовно-исполнительной системы) осуществляет только действия по включению или не включению в сводный список. Считает, что суд необоснованно принял в качестве допустимого и достоверного доказательства представленную истицей справку о составе семьи, где указаны в качестве её семьи дочь К. (Склюева) Д.Н. и внучка К.Н.Ф. В возражениях на кассационную жалобу Склюева Т.М. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу представителя ответчика – без удовлетворения. В судебном заседании истица Склюева Т.М. относительно кассационной жалобы возразила. В судебном заседании представитель УФСИН России по Республики Мордовия Аверкина И.В. доводы кассационной жалобы поддержала. Заслушав объяснения представителя УФСИН России по Республики Мордовия Аверкиной И.В., истицы Склюевой Т.М., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению. Судом первой инстанции установлено, что Склюева Т.М. служит в ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия в должности <данные изъяты>, имеет предельный возраст пребывания на службе и стаж службы 11 лет.В очереди на улучшение жилищных условий Склюева Т.М. состоит с 19 ноября 1998 года с составом семьи 4 человека. Согласно договору социального найма жилого помещения <№> от <дата>, заключенного с Администрацией Явасского городского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия следует, что Склюевой Т.М. передано во владение и пользование жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, жилой площадью 27,2 кв.м. на состав семьи, включая её, сына Склюева Н.Н., дочь К.Д.Н. и внучку К.Н.Ф. (л.д. 29). Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 20 октября 2010 года вступившим в законную силу внучка К.Н.Ф. была признана членом семьи Склюевой Т.М. Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия за <№> от <дата>; <№> от <дата>; <№> от <дата>; <№> от <дата>; <№> от <дата> следует, что за Склюевой Т.М., К. (Склюевой) Д.Н., Склюевым Н.Н. и К.Н.Ф. зарегистрированной недвижимости не имеется. Из справки выданной ФКУ (ФБУ) ИК 19 УФСИН России по РМ видно, что Склюева Т.М. субсидий на строительство или приобретение жилья за счет средств Федерального бюджета не получала. 25 января 2011 года Склюева Т.М. обратилась ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением о включении её в состав граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год. Согласно решению жилищно-бытовой комиссии ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия от 01 июня 2010 года Склюева Т.М. была поставлена в очередь на получение жилищного сертификата. Однако решением жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 23 июня 2011 года истице было отказано во включении её в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год в составе семьи из четырех человек, включая её, сына Склюева Н.Н., дочь К. (Склюеву) Н.Ф. и внучку К.Н.Ф. Из вышеуказанного решения не усматривается, по каким конкретно основаниям получен отказ. В выписке из протокола жилищной комиссии № 9 от 23 июня 2011 года УФСИН России по Республике Мордовия указано, что отказ во включение в сводный список связан с тем, что дочь К.Д.Н. и внучка К.Н.Ф. имеют жилое помещение для проживания, так как муж дочери - К.Ф.П. получил служебное жилое помещение. Считая данный отказ незаконным и необоснованным, истица обратилась в суд за защитой нарушенного права. Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что решение жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия об отказе включения Склюевой Т.М. в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Республике Мордовия № 9 от 23 июня 2011 года незаконно. Данный вывод суда судебная коллегия признает правильным, основанным на представленных доказательствах и соответствующим требованиям закона. Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 01 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. Граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение им жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Подпункт 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 основанием для отказа в признании гражданина участником подпрограммы является: а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 Правил; б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, представленных за счет средств федерального бюджета. Данный перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит. В решении жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия ни одно из вышеназванных оснований не указано. В силу статьи 93 и части 4 статьи 94 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. Как следует из договора найма служебного жилого помещения <№> от <дата> К.Ф.П. – зятю истицы было предоставлено служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания, на период прохождения службы (л.д. 145-149). Поскольку служебные жилые помещения являются временными жилыми помещениями, поэтому снятие с учета лиц нуждающихся в жилом помещении постоянного пользования (например, предоставляемого по договору социального найма), в связи с предоставлением служебного жилого помещения, является неправомерным. Жилищно-бытовая комиссия ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия 31 мая 2011 года приняла решение о признании Склюевой Т.М. участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» и включении ее в список участников с составом семьи 4 человека включая её, сына Склюева Н.Н., дочь К. (Склюеву) Д.Н. и внучку К.Н.Ф., о чем свидетельствует выписка из протокола жилищно-бытовой комиссии № 7 от 31 мая 2011 года (л.д. 110). Различная оценка одних и тех же доказательств судом первой инстанции и ответчиком, не является правовым основанием для отказа в удовлетворении требований истицы и удовлетворения доводов, указанных в кассационной жалобе. Вместе с тем решение суда первой инстанции подлежит изменению, так как суд признал незаконным решение жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Республике Мордовия об отказе включения Склюевой Т.М. в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год и обязал жилищную комиссию и рабочую группу УФСИН России по Республике Мордовия включить Склюеву Т.М. в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Республике Мордовия с составом семьи из четырех человек, она - Склюева Т.М., сын Склюев Н.Н. <дата> года рождения, дочь К. (Склюева) Д.Н. <дата> года рождения, внучка К.Н.Ф. <дата> года рождения. В соответствии с приказом УФСИН России по Республике Мордовия от 25 декабря 2009 года № 1004 в УФСИН России по Республике Мордовия создана жилищная комиссия. Поэтому суд первой инстанции при удовлетворении исковых требований должен был признать незаконным действия жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия и обязать данную комиссию включить Склюеву Т.М. в сводный список граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Республике Мордовия с составом семьи из четырех человек, включая Склюеву Т.М., сына Склюева Н.Н., дочь К. (Склюеву) Д.Н., внучку К.Н.Ф. На основании изложенного, руководствуясь абзацем четвертым статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия определила: решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 ноября 2011 года изменить. Признать решение жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 23 июня 2011 года об отказе включения Склюевой Тамары Михайловны в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год незаконным. Обязать жилищную комиссию Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия включить Склюеву Тамару Михайловну в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» на 2012 год по УФСИН России по Республике Мордовия с составом семьи из четырех человек, включая Склюеву Т.М., сына Склюева Н.Н., дочь Коченову (Склюеву) Д.Н., внучку К.Н.Ф. Председательствующий Г.К. Екония Судьи Т.А. Елина Ю.П. Тамаров