решение по иску о предоставлении в долевую собственность за плату земельного участка оставлено без изменения



Судья Полубоярова Л.А. Дело № 33-260/24

Докладчик Середа Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

председательствующего С.В.Александрова

судей Г.Ф.Володиной

Л.И.Середы

при секретаре И.Р.Хальмеевой

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 февраля 2012 года в г.Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия Ерохина И.С. на решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 декабря 2011 года.

Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Боженко С. В., Лопатин А. С. обратились в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее по тексту ТУ Росимущества в Республике Мордовия) о предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка.

В обоснование требований указали, что являются собственниками части здания главного корпуса, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, а именно Боженко СВ. принадлежит <данные изъяты> кв. м общей площади, Лопатину А.С. - <данные изъяты> кв. м. Данное здание расположено на земельном участке, который находится в Федеральной собственности и используется ими (истцами) на правах аренды.

17 октября 2011 года они обратились в ТУ Росимущества в Республике Мордовия с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату для размещения производственного здания. Письмом №<данные изъяты> от 25 ноября 2011г. им отказано в удовлетворении заявления по тем основаниям, что в настоящий момент у управления отсутствуют полномочия на принятие решения о передаче испрашиваемого участка в собственность, либо отказе в его отчуждении до получения соответствующего поручения от Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Истцы просили суд обязать ТУ Росимущества в Республике Мордовия в семидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение о предоставлении им в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в следующих долях: <данные изъяты> - Боженко СВ., <данные изъяты> - Лопатину А.С., и направить им проект договора купли-продажи указанного земельного участка.

Впоследствии представитель истцов Олторжевский Я.В. уточнил исковые требования, просил обязать ТУ Росимущества в Республике Мордовия предоставить истцам указанный земельный участок в соответствующих долях за плату.

Решением Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 декабря 2011 года исковые требования Боженко С.В. и Лопатина А.С. к ТУ Росимущества в Республике Мордовия о предоставлении в общую долевую собственность за плату земельного участка удовлетворены.

На ТУ Росимущества в Республике Мордовия возложена обязанность предоставить в общую долевую собственность земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Боженко С.В. - <данные изъяты> доли и Лопатину А.С. - <данные изъяты> доли.

С ТУ Росимущества в Республике Мордовия взыскан возврат госпошлины в пользу Боженко С.В. - в размере <данные изъяты> рублей, в пользу Лопатина А.С. - в размере <данные изъяты> рублей.

В апелляционной жалобе руководитель ТУ Росимущества в Республике Мордовия Ерохин И.С. считает решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на то, что при рассмотрении дела судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно, ТУ Росимущества в Республике Мордовия в части принятия решения о приватизации земельных участков обладает специальной правоспособностью, то есть вправе осуществлять эти функции тогда, когда в отношении конкретного земельного участка имеется поручение Федерального агентства по управлению государственным имуществом. Поручения на продажу спорного земельного участка Агентство ТУ Росимущества в Республике Мордовия не давало.

В судебном заседании представитель истцов Олторжевский Я.В. считает решение суда законным.

Истцы Боженко СВ., Лопатин А.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.

Руководитель ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия Ерохин И.С. представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя управления.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу руководителя ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия Ерохина И.С. – без удовлетворения.

Как установлено в судебном заседании, истцам принадлежит на праве собственности объект недвижимого имущества – нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>: Боженко С.В. - часть здания главного корпуса общей площадью <данные изъяты> кв. м, Лопатину А.С. - часть здания общей площадью <данные изъяты> кв.м (свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от <данные изъяты> и <адрес> от <данные изъяты>. - л.д.6,7).

Земельный участок, на котором расположено данное здание главного корпуса, находится в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права <данные изъяты> - л.д.20).

Спорный земельный участок находится во владении и пользовании Боженко С.В. на основании договора аренды земельного участка со сроком действия договора до <дата> (л.д.13-19, 26).

17 октября 2011 года Боженко СВ. и Лопатин А.С. обратились в ТУ Росимущества в Республике Мордовия с заявлением о предоставлении им указанного земельного участка в общую долевую собственность за плату.

25 ноября 2011года письмом за №<данные изъяты> истцам отказано в предоставлении за плату земельного участка в общую долевую собственность по тем основаниям, что у ТУ Росимущества в Республике Мордовия, осуществляющего продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, отсутствует соответствующее поручение Росимущества о принятии решения о предоставлении в собственность Боженко СВ. и Лопатину А.С. земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (л.д.27).

Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно пришел к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности предоставить в общую долевую собственность истцов спорный земельный участок.

Условия и порядок приобретения гражданами и юридическими лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания, строения, сооружения, установлены статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых расположены принадлежащие им на праве собственности здания строения сооружения.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (пункт 5); в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6).

Статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом государственной власти является Росимущество.

Согласно Положению о Росимуществе указанный исполнительный орган государственной власти осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункт 4); заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество (пункт 5.6); осуществляет полномочия собственника при продаже и приватизации находящихся в федеральной собственности земельных участков (пункты 5.36, 5.39).

С учетом положений Постановления Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 суд обоснованно признал, что управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия является уполномоченным органом по рассмотрению заявления истцов по существу и принятию решения о предоставлении спорного земельного участка в их собственность.

При этом суд правомерно отклонил доводы управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, поскольку внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации сроков и прав истцов на приватизацию земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий Боженко СВ. и Лопатину А.С. на праве собственности.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции законно и обоснованно и по доводам апелляционной жалобы отменено быть не может.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом первым статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Пролетарского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 29 декабря 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия Ерохина И.С. – без удовлетворения.

Председательствующий С.В.Александров

Судьи Г.Ф.Володина

Л.И.Середа