Решение суда, которым частично удовлетворен иск о признании незаконным отказа в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, отменено.



Судья Надёжина С.Ю. Дело №33-410/54

Докладчик Елина Т.А.

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи – председательствующего Г.К. Екония

судей Т.А. Елиной

Ю.П. Тамарова

при секретаре М.А. Панковой

рассмотрела в открытом судебном заседании 06 марта 2012 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по кассационной жалобе начальника Юридического управления Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 01 ноября 2011 года.

Заслушав доклад судьи Елиной Т.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Зубанкова Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным отказа в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, понуждении предоставить безвозмездную субсидию, указав, что она имеет стаж муниципальной службы 11 лет 3 месяца, уволена с муниципальной службы <дата> в связи с сокращением штатной численности Администрации городского округа Саранск.

На момент включения в списки очередности на улучшение жилищных условий и на момент предъявления иска ее семья состоит из трех человек: она, её дочь З.Я.В. и сын П.А.А. Все они проживают в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, в которой также проживают её родители С.А.И. и С.В.М.

28 октября 2008 года Совет депутатов городского округа Саранск принял решение № 184 «Об утверждении Положения о предоставлении субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья».

30 марта 2009 года она обратилась в Администрацию городского округа Саранск с заявлением о выделении безвозмездной субсидии на приобретение жилья, как муниципальному служащему, имеющему стаж муниципальной службы 11 лет 3 месяца.

Письмом начальника Жилищного управления Администрации городского округа Саранск от 03 июня 2010 года № 637-ЖУ ей было отказано в предоставлении безвозмездной субсидии, в связи с тем, что в вышеуказанное Положение внесены изменения, и она не имеет права на предоставление безвозмездной субсидии.

Считает отказ незаконным, ссылаясь на пункт 23 данного Положения в редакции, действовавшей до его изменения, которым предусмотрено, что муниципальным служащим может быть отказано в предоставлении субсидии в случае: выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий; неправомерных действий муниципальных служащих при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий; умышленного ухудшения жилищных условий; увольнения с муниципальной службы, за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию.

Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 530 «О внесении изменений в Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184» в абзаце пункта 23 Положения слова «за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию», были исключены.

Однако её заявление о предоставлении субсидии было подано 30 марта 2009 года в связи, с чем принятое решение от 28 апреля 2010 года не подлежит применению к правоотношениям, возникшим до введения его в действие.

Таким образом, при рассмотрении её заявления о предоставлении безвозмездной субсидии как муниципальной служащей, должны были быть применены нормы вышеуказанного Положения, имеющие законную силу по состоянию на 30 марта 2009 года, то есть на момент подачи указанного заявления.

Более того, пунктом 21 Положения предусмотрено, что заявления и документы, указанные в пункте 20 настоящего Положения, а также материалы проверки жилищных условий муниципальных служащих рассматриваются Жилищным управлением Администрации городского округа Саранск в течение месяца.

В нарушение вышеуказанного Положения, вопрос о предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилья находился на рассмотрении в Администрации городского округа Саранск более года и рассмотрен после внесения соответствующих изменений в Положение, что повлекло за собой отказ в удовлетворении ее заявления.

Таким образом, она, являясь муниципальной служащей, имея необходимый стаж, будучи уволенной в связи с сокращением численности работников и признанная в установленном порядке, нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

Просила суд признать незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от 03 июня 2010 года № 637-ЖУ в предоставлении безвозмездной субсидии и обязать Администрацию городского округа Саранск в установленном законом порядке предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья в размере <данные изъяты>. Взыскать с Администрации городского округа Саранск расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 01 ноября 2011 года исковое заявление Зубанковой Н.А. удовлетворено частично.

Признан незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от 03 июня 2010 года № 637-ЖУ в предоставлении Зубанковой Н.А. безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

На Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность, в установленном законом порядке предоставить Зубанковой Н.А. безвозмездную субсидию на приобретение жилья в размере <данные изъяты>.

С Администрации городского округа Саранск в пользу Зубанковой Н.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>.

В остальной части исковых требований отказано.

В кассационной жалобе начальник Юридического управления Администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом не исследовался вопрос о дате постановки Зубанковой Н.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не был выяснен порядковый номер истицы в списке муниципальных служащих, изъявивших желание получить субсидию, достаточно ли денежных средств, выделенных на финансирование данной программы.

Считает, что судом неправильно применено Положение о предоставлении субсидии муниципальным служащим городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья, утвержденного решением Совета Депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184 с изменениями, внесенными решением Совета Депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года № 530.

Кроме того, указывает, что Зубанковой Н.А. пропущен установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок для обжалования решения органа местного самоуправления.

В возражениях на кассационную жалобу Зубанкова Н.А. просит решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу начальника Юридического управления Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск Станскова Е.В. действующая по доверенности № 128-д от 07 деабря 2011 года, доводы кассационной жалобы поддержала.

В судебном заседании истица Зубанкова Н.А., относительно доводов кассационной жалобы возразила.

В судебное заседание представитель истицы - Попкова Н.Н., не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д.112), о причинах неявки суд не известила, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представила, отложить разбирательство дела не просила.

При таких обстоятельствах и на основании части второй статьи 354 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя истицы.

Заслушав объяснения представителя Администрации городского округа Саранск, истицы Зубанковой Н.А., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Судом первой инстанции установлено, что Зубанкова Н.А. в период с <дата> по <дата> находилась на муниципальной службе. Уволена в связи с сокращением штатной численности Администрации городского округа Саранск, по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, стаж муниципальной службы составляет 11 лет 3 месяца.

30 марта 2009 года Зубанкова Н.А. обратилась к Главе Администрации городского округа Саранск с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья как муниципальному служащему Администрации городского округа Саранск.

03 апреля 2009 года сообщением начальника Жилищного управления Администрации городского округа Саранск С.О.В. за № 143-ЖУ истице было сообщено, что её просьба о предоставлении безвозмездной субсидии поставлена на контроль управления.

03 июня 2010 года письмом № 637-ЖУ начальника Жилищного управления Администрации городского округа Саранск С.О.В. истице сообщено, что в связи с внесенными изменениями от 28 апреля 2010 года № 530 в Положение о предоставлении безвозмездных субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184, она не имеет права на предоставление безвозмездной субсидии.

Признавая незаконным отказ Администрации городского округа Саранск от 03 июня 2010 года № 637-ЖУ в предоставлении безвозмездной субсидии, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с пунктом 1 Положения о предоставлении субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск на строительство или приобретение жилья, утвержденного Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184 муниципальные служащие, признанные в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, имеют право на получение безвозмездных субсидий на строительство или приобретение вновь построенного жилья на территории городского округа Саранск в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Мордовия, правовыми актами органов местного самоуправления. В случае отсутствия предложений на первичном рынке жилья, муниципальному служащему по решению Главы Администрации городского округа Саранск, может быть предоставлено право на приобретение жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям на вторичном рынке жилья.

Субсидии на строительство или приобретение жилья, предоставляются муниципальным служащим, имеющим стаж муниципальной службы не менее 10 лет, на основании заявлений и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации городского округа Саранск.

В качестве основания для отказа Зубанковой Н.А. в предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья Администрация городского округа Саранск указывает на то, что она не имеет права на её предоставление, в связи с внесенными изменениями от 28 апреля 2010 года № 530 в Положение, утвержденное Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 горда № 184.

Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что поскольку истица обратилась с заявлением в Администрацию городского округа Саранск о предоставлении безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья 30 марта 2009 года, то на тот момент законную силу имело Решение Совета депутатов городского округа Саранск от 28 октября 2008 года № 184, где было указано, что муниципальным служащим может быть отказано в предоставлении субсидии в случае увольнения с муниципальной службы, за исключением случаев ликвидации органа местного самоуправления, сокращения численности или штата, а также выхода на пенсию. Поэтому при рассмотрении заявления истицы о предоставлении безвозмездной субсидии как муниципальной служащей, должны были быть применены нормы вышеуказанного Положения, имеющие законную силу по состоянию на 30 марта 2009 года, то есть на момент подачи указанного заявления.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом кассационной жалобы о том, что Зубанковой Н.А. пропущен установленный статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации срок для обжалования решения органа местного самоуправления.

Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" судам следует иметь в виду, что правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ или подача искового заявления).

В данном случае имеется спор о праве, поэтому сроки исковой давности устанавливаются в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что ссылка ответчика в кассационной жалобы о пропуске Зубанковой Н.А. установленного срока для обжалования решения органа местного самоуправления является несостоятельной.

В связи, с чем, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что истица, имеющая необходимый стаж работы муниципальной службы, уволенная с муниципальной службы в связи сокращением численности работников и признанная в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, наравне с другими муниципальными служащими.

Однако в пункте 8 Положения «О предоставлении субсидий муниципальным служащим городского округа Саранск на строительство и приобретение жилья» установлено, что субсидия предоставляется только один раз, в той же хронологической последовательности, в какой муниципальные служащие были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из представленного списка муниципальных служащих, изъявивших желание получить социальную выплату согласно Положению о предоставлении субсидий муниципальным служащим на строительство или приобретение жилья в 2010-2011 годах Зубанкова Н.А. в данном списке числиться под номером 23.

Поэтому судебная коллегия, не может согласиться с выводами суда первой инстанции, о возложении обязанности на Администрацию городского округа Саранск предоставить Зубанковой Н.А. безвозмездную субсидию в размере <данные изъяты> в настоящее время. Поскольку, как видно из представленного списка, в нем состоят муниципальные служащие, которые раньше, чем истица встали на очередь в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и до настоящего времени не получили субсидию.

В суде кассационной инстанции представитель ответчика заявила о том, что в настоящее время истица в списке на получение субсидии на строительство или приобретение жилья не значиться.

Судебная коллегия не может согласиться с данными доводами, поскольку вышеуказанный список был предоставлен начальником Жилищного управления Администрации городского округа Саранск С.О.В. Письменных доказательств того, по каким основаниям истица, на момент рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, была исключена из данных списков, не представлено.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, в связи, с чем оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное и в зависимости от обстоятельств имеющих значение для дела принять соответствующее решение.

На основании изложенного и руководствуясь абзацем третьи статьи 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции закона, действовавшего на день подачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции), судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 01 ноября 2011 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий Г.К. Екония

Судьи Т.А. Елина

Ю.П. Тамаров