Судья Матяев Д.Н. Дело № 33-329/64
Докладчик Межевова Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Екония Г.К. судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Панковой М.А.
с участием помощника прокурора Каштановой Е.В.
Республики Мордовия
рассмотрела в открытом судебном заседании 01 марта 2012 г. в г. Саранске дело по апелляционной жалобе Марьина С.Т. на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2011 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия
установила:
Марьин С.Т. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий участковой избирательной комиссии избирательного участка № 750, нарушившей его избирательные права, признании недействительными выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, проходивших 04 декабря 2011 г. на избирательном участке № 750.
В обоснование заявления указал, что 04 декабря проходили выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в которых он участвовал в качестве наблюдателя от партии «Яблоко». В ходе голосования и подсчета бюллетеней были нарушены его права, как избирателя, так и наблюдателя, поскольку в помещении участковой избирательной комиссии № 750 отсутствовали металлический сейф для хранения бюллетеней, информационный стенд, на котором размещается информация обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, увеличенная форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, предназначенная для занесения в неё данных об итогах голосования по мере их установления. Также подсчёт голосов избирателей проводился без оглашения и соответствующего внесения в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования всех результатов осуществляемых действий по подсчёту избирательных бюллетеней и голосов избирателей; список избирателей не убирался в сейф или иное специально приспособленное для хранения документов место.
Кроме того, им было заявлено, что в одном из переносных ящиков число обнаруженных для голосования избирательных бюллетеней установленной формы превышает число заявлений избирателей, содержащих отметку о получении избирательного бюллетеня, однако комиссия не рассмотрела его заявление и не проверила повторно количество бюллетеней. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не оглашали содержащиеся в избирательном бюллетене отметки избирателя, и не представляли бюллетени для визуального контроля лицам, присутствующим при подсчёте голосов избирателей; подсчёт рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы по голосам избирателей, поданным за каждый зарегистрированный список кандидатов либо против всех федеральных списков кандидатов не производился; ему не была предоставлена возможность ознакомиться с рассортированными избирательными бюллетенями; его жалобы не были приняты избирательной комиссией; копия протокола была ему выдана с нарушением; количество бюллетеней, подсчитанных комиссией, отличается от внесенного в протокол.
Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2011 г. заявление Марьина С.Т. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Марьин С.Т. считает решение суда незаконным, просит его отменить, указывает, что суд необоснованно не принял в качестве доказательства по делу аудиозапись, в которой председатель комиссии № 750 отказался принять у него заявление о нарушении избирательного законодательства. Просил назначить по делу лингвистическую экспертизу для расшифровки аудиозаписи на принадлежность звучащих на ней голосов.
Кроме того, хранение бюллетеней вне помещения избирательного участка нарушило прозрачность избирательного процесса, он был лишён возможности наблюдать за процессом изъятия бюллетеней.
Считает необоснованным вывод суда о том, что отсутствие увеличенной формы протокола не может служить основанием для признания недействительными выборов, поскольку отсутствие данной формы протокола является существенным нарушением процедуры подсчёта бюллетеней.
Не согласен с выводом суда о том, что все документы комиссии соответствуют закону, поскольку подписи членов комиссии на разных документах отличаются.Указывает, что в переносном ящике для голосования было больше бюллетеней, чем подано заявлений для голосования, однако комиссия отказалась пересчитать их, что повлияло на правильность подсчёта и является основанием для признания недействительными результатов выборов по участку № 750.
В возражениях на апелляционную жалобу председатель участковой избирательной комиссии № 750 Игнатьева Г.Н. просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании заявитель Марьин С.Т. доводы апелляционной жалобы поддержал, председатель участковой избирательной комиссии № 750 Игнатьева Г.Н. возразила относительно доводов жалобы.
Заслушав объяснения заявителя Марьина С.Т., председателя участковой избирательной комиссии № 750, заключение помощника прокурора Республики Мордовия Каштановой Е.В., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как установлено из материалов дела, Указом Президента Российской Федерации от 29 августа 2011 года № 1124 в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва на 4 декабря 2011 года.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 6 июля 2011 года № 19/201-6 утверждены формы избирательного бюллетеня и требования к изготовлению избирательных бюллетеней для голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
Постановлением Администрации г.о.Саранск от 13 октября 2011 № 2735 «Об образовании избирательных участков по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, Государственного Собрания Республики Мордовия пятого созыва, Совета депутатов городского округа Саранск пятого созыва», был образован избирательный участок № 750 (место нахождения участковой избирательной комиссии - <адрес>).
Из копии решения № 7 от 07 ноября 2011 г. следует, что Октябрьская территориальная избирательная комиссия, рассмотрев предложения по кандидатурам для назначения в состав участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса и в соответствии со статьями 22, 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», статьей 21 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», руководствуясь Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий Российской Федерации от 17 февраля 2010 года № 192/1337-5, решила сформировать участковые избирательные комиссии, в том числе и участковую избирательную, комиссию избирательного участка № 750 в количестве 15 человек.
Решением Октябрьской территориальной избирательной комиссии от 07 ноября 2011 г. № 8 председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 750 назначена Игнатьева Г.Н., работающая учителем МОУ <данные изъяты>.
Из копии протокола № 2 заседания счетной комиссии по выборам заместителя председателя и секретаря участковой избирательной комиссии избирательного участка № 750 и копий решений № 1 и № 2 от 08 ноября 2011 г. следует, что
заместителем председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 750 была избрана С.И.А., а секретарем - Я.Н.Г.
Наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 750 от политической партии «Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» в соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», был направлен Мордовским региональным отделением политической партии Марьин С.Т., что подтверждается копией направления от 01 декабря 2011 г.
Согласно справки участковой избирательной комиссии № 750 Марьин С.Т. является избирателем по данному избирательному участку.
Указанные обстоятельства установлены судом первой инстанции, подтверждаются материалами дела, сторонами по делу не опровергнуты, а, поэтому сомнений в их достоверности не вызывают.
В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Аналогичные основания для отмены судом решений избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов предусмотрены статьей 92 Федерального закона ( ред.от 25.07.2011 г., с изм. от 20.10.2011 г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Таким образом, законодатель предусмотрел, что основанием для отмены решения об итогах голосования, результатах выборов могут быть не любые нарушения избирательного законодательства, а только те из них, которые не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.
Разрешая заявленные требования Марьина С.Т., суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу о том, что данные его требования являются необоснованными, а поэтому не подлежат удовлетворению.
Данный вывод суда основан на следующих обстоятельствах.
Так, судом установлено, что каких-либо нарушений избирательного права при проведении 04.12.2011 выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (отсутствие информационного стенда) в
отношении Марьина С.Т., как избирателя, участковой избирательной комиссией допущено не было.
При этом суд обоснованно исходил из того, что информационный стенд находился непосредственно перед помещением для голосования участковой избирательной комиссии №750, перед лестничным маршем, ведущим в помещение для голосования. На данном стенде присутствовала информация, предусмотренная, статьей 72 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Указанное обстоятельство подтверждается справкой участковой избирательной комиссии №750, пояснениями: председателя участковой избирательной комиссии №750 Игнатьевой Г.Н., заместителя председателя комиссии С.И.А. и секретаря комиссии Я.Н.Г., а также Ч.Т.Т., являвшейся наблюдателем от Политической партии «Либерально-демократическая партия России» и Ч.О.А., наблюдателя от Политической партии «Справедливая Россия».
Судом проверялся и не нашел своего подтверждения довод заявителя о том, что на избирательном участке участковой избирательной комиссии №750 отсутствовал сейф для хранения бюллетеней, в связи с чем он просит признать выборы на данном избирательном участке недействительными.
Судом установлено и подтверждается пояснениями председателя участковой избирательной комиссии №750 Игнатьевой Г.Н., заместителя председателя комиссии С.И.А. и секретаря комиссии Я.Н.Г. о том, что металлический сейф, в котором хранились избирательные бюллетени, находился в месте нахождения участковой избирательной комиссии, а не в помещении для голосования.
Данный факт подтверждается и проведенной 16.11.2011 прокуратурой Октябрьского района г.Саранска проверкой, из которой следует, что сохранность избирательных бюллетеней председателем участковой избирательной комиссии Игнатьевой Г.Н. обеспечивалась, ключ от помещения, где находился сейф был лишь у председателя избирательной комиссии, к сейфу за бюллетенями она подходила в присутствие сотрудника полиции.
Кроме того, положения части 14 статьи 73 Федерального закона от 18 мая 2005 года №51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (редакции от 25.07.2011, с изменениями от 20.10.2011) не содержат указаний на необходимость наличия сейфа в помещении где проходит голосование.
Часть 11 статьи 72 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает, что в помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления.
Судом установлено, что действительно в помещении для голосования участковой избирательной комиссии №750 увеличенная форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования отсутствовала.
Однако, как правильно посчитал суд, отсутствие вывешенной в помещении для голосования увеличенной формы протокола ни коим образом не повлияло ни на права избирателей, ни на реализацию их избирательного права, ни на возможность представителей политических партий наблюдать за ходом голосования и подсчетом голосов, поскольку данные, подлежащие занесению в увеличенную форму протокола членами избирательной комиссии №750, оглашались, вносились в протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Кроме того, увеличенная форма протокола не заменяет собой протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а данные, занесенные в нее, не имеют юридического значения (часть 11 статьи 72 приведенного Федерального закона).
Указанный факт подтверждается и пояснениями председателя участковой избирательной комиссии №750 Игнатьевой Г.Н., заместителя председателя комиссии С.И.А. и секретаря комиссии Я.Н.Г., а также пояснениями Ч.Т.Т., наблюдателя от Политической партии «Либерально-демократическая партия России» и Ч.О.А.- наблюдателя от Политической партии «Справедливая Россия», и не оспаривался Марьиным С.Т.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что отсутствие вывешенной в помещении для голосования участковой избирательной комиссии №750 увеличенной формы протокола не может служить основанием для признания недействительными выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на избирательном участке №750.
Обоснованно судом отклонены как несостоятельные доводы Марьина С.Т. о том, что ему, как наблюдателю не была предоставлена возможность наблюдать за подсчетом голосов, так как наблюдателей попросили отойти на расстояние двух метров от ближайшего члена избирательной комиссии, поскольку, как правильно посчитал суд, с указанного заявителем расстояния он мог наблюдать за подсчетом голосов избирателей, видеть действия членов избирательной комиссии и слышать оглашаемые членами избирательной комиссии данные как об отметках, содержащихся в избирательных бюллетенях, так и о результатах голосования, подлежащие занесению в протокол.
При этом пунктом 6 части 6 статьи указанного 30 Федерального закона не предусмотрено, что наблюдатель должен находиться в непосредственной близости к столу, где происходит сортировка бюллетеней и подсчет голосов членами избирательной комиссии.
Правомерно судом отклонен довод Марьина СТ. о том, что список избирателей не убирался в сейф, а находился на стуле, доступный посторонним лицам, которые присутствовали во время подсчета бюллетеней, так как судом установлено, что требования части 8 статьи 79 названного Федерального закона участковой избирательной комиссией были соблюдены, что подтверждается пояснениями председателя участковой избирательной комиссии №750 Игнатьевой Г.Н., секретаря комиссии Я.Н.Г. и Ч.О.А., являвшейся наблюдателем от Политической партии «Справедливая Россия».
Также не нашли своего подтверждения и доводы Марьина СТ. о том, что в одном из переносных ящиках для голосования находилось бюллетеней больше, чем было выдано избирателям для голосования вне помещения для голосования.
Так, согласно копий ведомостей передачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии избирательного участка №750 для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования, члены участковой избирательной комиссии в составе шестерых человек и одного наблюдателя выезжали по адресам избирателей и организовывали голосование вне помещения для голосования, при этом для помещения в не голосования было выдано на переносной ящик №1 - 70 бюллетеней, №3 - 59 бюллетеней, №4 - 54 бюллетеня, а всего 183 бюллетеня.
Из копий актов о проведении голосования вне помещения для голосования также следует, что количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям, с использованием переносных ящиков для голосования составило - 183.
Согласно копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации избирательного участка №750 от 04.12.2011 следует, что участковая избирательная комиссия установила: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования – 183.
Указанный протокол об итогах голосования подписан председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка №750 Игнатьевой Г.Н., заместителем председателя комиссии С.И.А., секретарем комиссии Я.Н.Г., а также членами комиссии А.Н.А., В.И.Н., Видмановой. В.В., К.Н.Н., Н.Е.С., П.Л.П., П.Н.В., С.Н.А., С.Т.Н., Ф.И.Н., Ф.А.Л., Ф.И.П.
В судебном заседании председатель участковой избирательной комиссии №750 Игнатьева Т.Н., заместитель председателя комиссии С.И.А. и секретарь комиссии Я.Н.Г., а также Ч.Т.Т., наблюдатель от Политической партии «Либерально-демократическая партия России» и Ч.О.А., наблюдатель от Политической партии «Справедливая Россия» пояснили, что перед вскрытием каждого переносного ящика для голосования оглашалось число избирателей, проголосовавших с использованием данного переносного ящика для голосования. Число извлеченных бюллетеней установленной формы также оглашалось и соответствовало числу бюллетеней, выданных избирателям для голосования вне помещения для голосования.
Акт о признании недействительными бюллетеней, находившихся в переносных ящиках в соответствии с частью 13 статьи 79 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» Решением участковой избирательной комиссии №750 не составлялся
Таким образом, судом установлено, что количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям для голосования вне помещения для голосования (183) соответствовало количеству избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования.
Правомерно судом признан необоснованным и довод Марьина С.Т. о том, что им подавалась жалоба в письменном виде о нарушениях при подсчете бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, это происходило 04.12.2011 в 22 часа 58 минут, он подавал и иные заявления на действия избирательной комиссии, но они не принимались, поскольку ни кто из лиц, опрошенных в судебном заседании, в том числе и наблюдатели от других политических партий не могли подтвердить тот факт, что Марьиным СТ. подавались в участковую избирательную комиссию жалобы в письменном либо в устном виде.
Из копии реестра учета поступивших в участковую избирательную комиссию жалоб (заявлений) на нарушения Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, следует, что по участковой избирательной комиссии избирательного участка №750 жалоб со стороны избирателей, наблюдателей и других не поступало.
Правильно суд отклонил также доводы Марьина С.Т. о том, что копия протокола ему была выдана с нарушением, в частности в ней не имелось подписей всех членов участковой избирательной комиссии, так как доказательств, свидетельствующих об этом он суду не представил. Согласно копии реестра регистрации выдачи заверенных копий протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, наблюдателю Марьину С.Т. 05.12.2011 председателем избирательной комиссии избирательного участка №750 Игнатьевой Т.Н. выдана копия протокола об итогах голосования.
Судом также установлено и подтверждается показаниями приведенных выше допрошенных по делу свидетелей, что действия участковой избирательной комиссии в части подсчета избирательных бюллетеней, сортировки избирательных бюллетеней, подсчета голосов соответствовали требованиям статьи 79 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».
Оценив приведенные по делу доказательства, суд пришел к правильному выводу о том, что нарушений статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ходе порядка подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией №750, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка голосования и подсчета голосов, определения результатов выборов, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, которые в силу пунктов 1.1, 1.2, 2, 3 статьи 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» могут являться основаниями для отмены решения участковых избирательных комиссий, при проведении выборов, проходивших 04 декабря 2011 г. на избирательном участке № 750, не установлено.
При таких обстоятельствах суд, установив, что нарушений избирательного законодательства, которые могли повлиять на результаты волеизъявления избира
телей не имеется, обоснованно отказал Марьину С.Т. в удовлетворении заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы Марьина С.Т. о том, что суд необоснованно не принял в качестве доказательства по делу аудиозапись, из в которой следует, что председатель комиссии № 750 отказался принять у него заявление о нарушении избирательного законодательства является несостоятельным, поскольку судом первой инстанции данная аудиозапись была прослушана в судебном заседании, принята в качестве доказательства и ей дана надлежащая оценка.
Также является несостоятельным довод жалобы о том, что хранение бюллетеней вне помещения избирательного участка нарушило прозрачность избирательного процесса, он был лишён возможности наблюдать процесс изъятия бюллетеней, так как хранение избирательных бюллетеней в месте нахождения участковой избирательной комиссии, а не в помещении для голосования, не могло повлиять на возможность заявителя наблюдать за процессом изъятия бюллетеней.
Другие доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, сводятся к изложению правовой позиции заявителя, выраженной им в заявлении и в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 декабря 2011 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу Марьина С.Т. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.К.Екония
Судьи Е.Г.Козина
Н.И.Межевова