Судья Камакин В.Л. Дело № 33-460/27
Докладчик Межевова Н.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Козиной Е.Г.
Межевовой Н.И.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 13 марта 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по апелляционной жалобе начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия Антроповой М.В. на решение Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 23 января 2012 г.
Заслушав доклад судьи Межевовой Н.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Лямзин С.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, указывая, что решением начальника № 134390/70 от 30 ноября 2011 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. В специальный стаж не включен период службы по призыву в рядах Советской Армии, период работы в должности заведующего организационным отделом <данные изъяты>.
Считал отказ во включении указанных периодов в специальный трудовой стаж неправомерным, просил признать незаконным и отменить решение начальника № 134390/70 от 30 ноября 2011 г., обязать пенсионный орган включить периоды службы по призыву в рядах Советской Армии с 10 мая 1979 г. по 04 мая 1981 г., работы в должности заведующего организационным отделом <данные изъяты> с 04 августа 1986 г. по 29 сентября 1989 г. в специальный стаж, назначить ему досрочную трудовую пенсию с 21 ноября 2011 г., взыскать возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 23 января 2012 г. исковые требования Лямзина С.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики
Мордовия Антропова М.В. считает решение суда неправильным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, ссылаясь на отсутствие
правовых оснований для включения оспариваемых периодов работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Лямзин С.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, поскольку жалоба подана по надуманным основаниям. В ходе судебного рассмотрения его искового заявления судом были тщательно исследованы и рассмотрены все доводы представителя ответчика, которые не нашли своего подтверждения при рассмотрении, так как были опровергнуты представленными им доказательствами.
В судебное заседание представитель ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен заблаговременно и надлежаще под роспись ( 111), в ходатайстве от 11.03.2012 г. начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия Антропова М.В. просила дело рассмотреть без участия представителя Управления, жалобу поддерживает.
При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Управления извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель истец Лямзин С.А. и его представитель Кувшинов В.В. возразили против доводов жалобы.
Заслушав объяснения истца и его представителя, просивших решение оставить в силе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 21 ноября 2011 года Лямзин С.А. обратился с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 30 ноября 2011 года за № 134390/70 истцу Лямзину С.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа. Требуется 25 лет, имеется 22 года 01 месяц 21 день.
Не включены в специальный стаж периоды работы в должности заведующего организационным отделом <данные изъяты> с 04 августа 1986 г. по 29 сентября 1989 г., прохождения военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 10 мая 1979 г. по 04 мая 1981 г., поскольку занимаемая должность и наименование учреждения не соответствуют Списку от 29 октября 2002 г. № 781. Также
не имеется оснований и по Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, так как периоды работы, перечисленные в п. 1, 2, 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 подлежат зачёту в льготный стаж при соблюдении п. 4 Положения, то есть при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с постановлением № 1397, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, поименованных в Перечне. При этом 2/3 стажа исчисляется по состоянию на 30 сентября 1993 г., то есть на период действия данного постановления.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом суд обоснованно исходил из того, что при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ за период до 01 января 2002 г. в соответствии с положениями Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 25 от 20.12.2005 г. по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
В спорный период времени прохождения Лямзиным С.А. службы в составе Вооруженных Сил СССР с 10 мая 1979 г. по 04 мая 1981 г., действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы Лямзина С.А. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы Лямзина С.А. подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может
быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 2-В08-7.
Из трудовой книжки на имя Лямзина С.А. следует, что 28 марта 1983 г. он принят в колхоз <данные изъяты>, 02 августа 1986 г. освобождён от занимаемой должности в связи с переводом на комсомольскую работу (приказ № 7 от 31 июля 1986 г.); 04 августа 1986 г. избран заведующим организационным отделом РК ВЛКСМ (решение VII Пленума от 07 августа 1986 г.); 29 сентября 1989 г. освобожден от занимаемой должности в связи с переводом на педагогическую работу (решение Бюро № 35 от 11 октября 1989 г.);
В силу пункта 1вышеприведенного Положения от 17 декабря 1959 г. № 1397, учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывались также выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах.
На основании Постановления Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 на территории Российской Федерации с 1 ноября 1993 г. не применяется.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования истца о зачете в льготный стаж периода работы в должности заведующего организационным отделом Большеберезниковского РК ВЛКСМ с 04 августа 1986 г. по 29 сентября 1989 г., поскольку в спорный период работы истца действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397.
Установив, что с учетом включенных судом оспариваемых периодов работы истца и зачтенных периодов пенсионным органом на 21 ноября 2011 года у Лямзина С.А. имелся специальный стаж более 25 лет, то есть у него возникло право на назначение досрочной трудовой пенсии по нормам подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2002 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить ему пенсию с момента обращения, то есть с 21 ноября 2011 г.
Довод кассационной жалобы о том, что истец должен был выработать не менее 2/3 специального стажа на момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, то есть на 1 октября 1993 г., является необоснованным, поскольку законодатель не связывает два этих события.
Так, из Постановления от 29.01.2004 г. № 2-П следует, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации не содержит указаний на то, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ по нормам ранее действовавших нормативных правовых актов необходимо, чтобы работниками был выработан общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Кроме того, письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «о порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П разъяснено, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. N 2-П установил, что нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" "по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)".
С учетом изложенного при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы кассационной жалобы о неправомерном включении оспариваемых периодов в льготной стаж работы истца для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, и что истец не приобрел права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и по доводам кассационной жалобы отменено быть не может.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Большеберезниковского районного суда Республики Мордовия от 23 января 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия Антроповой М.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Г.К. Екония
Судьи Е.Г. Козина
Н.И. Межевова