Судья Левкин В.Ю. Дело № 33-530/27
Докладчик Адушкина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Бажанова А.О.
Ганченковой В.А.
при секретаре Козеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 марта 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе представителя ответчика – начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ковылкинском муниципальном районе РМ Кругляковой Г.А. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 24 января 2012 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
у с т а н о в и л а:
Мамонкин А.И. обратился с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости, о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии.
В обоснование требований истец указал, что решением №499 от 5 декабря 2011 г. ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 г.
В специальный стаж не засчитаны периоды работы: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - учебные отпуска; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - курсы повышения квалификации; <дата>, <дата> - прочие отвлечения от основной работы; с <дата> по <дата> - период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР; с <дата> по <дата> - в должности учителя географии МБОУ «<данные изъяты>».
Просил признать незаконным и отменить решение №499 от 05 декабря 2011 года ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ковылкинском муниципальном районе РМ в части отказа о включении периодов работы, обязать ответчика включить в специальный стаж периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - учебные отпуска; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - курсы повышения квалификации; <дата>, <дата> - командировки; с <дата> по <дата> - период прохождения службы в ВС РФ и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 28 ноября 2011 г., взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 200 руб.
В ходе судебного разбирательства истец Мамонкин А.И. исковые требования уточнил: отказался от включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии следующих периодов: <дата>, <дата> - командировки; с <дата> по <дата> - 3 дня, с <дата> по <дата> - 1 день, с <дата> по <дата> -1день – курсы повышения квалификации. Также отказался от требований в части взыскания с ответчика судебных расходов в размере 200 рублей. В остальной части исковые требования поддержал полностью.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 24 января 2012 г. исковые требования Мамонкина А.И. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика – начальник Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ковылкинском муниципальном районе РМ Круглякова Г.А. с решением суда первой инстанции не согласна, просила его отменить, поскольку оно противоречит нормам действующего пенсионного законодательства.
В жалобе указала, что в специальный стаж истца не может быть засчитан период прохождения службы по призыву в Вооруженных Силах СССР, так как служба в рядах Советской Армии не предусмотрена Списком и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 и Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516. В оспариваемый период времени прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет Работникам просвещения и здравоохранения утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 (данное положение утратило силу с 01 октября 1993 года).
Кроме того, учитывая, что Мамонкин А.И. до призыва на военную службу не работал по педагогической специальности и после увольнения в запас приступил к работе по полученной до призыва специальности позже 3 месячного срока, период его службы в армии не может быть включён в стаж работы по педагогической специальности,
Также в апелляционной жалобе представитель ответчика указала, что включение в специальный стаж периодов учебных отпусков и иных отвлечений от основной работы Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусмотрено.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Мамонкин А.И. просит оставить её без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика – Скопцовой С.Н., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истца Мамонкина А.И., его представителя – Кувшинова В.В., допущенного по заявлению истца в соответствии частью 6 статьи 53 ГПК РФ, просивших об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия №499 от 05 декабря 2011 года Мамонкину А.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью по подпункту 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-Ф3 от 17 декабря 2001 г. из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Требуется 25 лет, имеется 21 год 7 месяцев 19 дней (л.д.8-10).
Указанным решением не засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью периоды: с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - учебные отпуска; с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата> - курсы повышения квалификации; <дата>, <дата> - прочие отвлечения от основной работы; с <дата> по <дата> - период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР ; с <дата> по <дата> - в должности учителя географии МБОУ «<данные изъяты>».
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено, что Мамонкин А.И. в период с <дата> по <дата> служил в армии. С <дата> он принят на работу в качестве учителя географии МБОУ «<данные изъяты>».
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период, когда истец служил в армии с <дата> по <дата>, действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, правомерно исходил из того, что на момент осуществления Мамонкиным А.И. службы в Советской Армии действовавшее в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что на время прохождения истцом военной службы по призыву действовал Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12 октября 1967 г. N 1950-VII, частью 2 статьи 78 которого было предусмотрено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности, время их действительной военной службы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если они не позднее 3-месячного срока после увольнения в запас приступят к работе по полученной до призыва специальности несостоятельна, поскольку не учтено, что нормативными правовыми актами, напрямую регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, действовавшими на время прохождения Мамонкиным А.И. службы в Советской Армии, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР от 26 января 1983г.) и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Согласно пункту 1 названного Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, учителям и другим работникам просвещения служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывалась в стаж работы по специальности.
В силу пункта 4 Положения, в частности, служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Мамонкина А.И. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в котором дает право на эту пенсию, период службы в армии подлежал включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В целях соблюдения принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, спорный период надлежит засчитать в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
С учетом этого, поскольку в указанный период за истцом сохранялась средняя заработная плата, с которой работодатель производил отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, суд обоснованно обязал Пенсионный орган включить Мамонкину А.И. в льготный стаж период нахождения его на курсах повышения квалификации. Включение судом данных периодов соответствует практике Верховного Суда РФ (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г., утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14.06.2006 г.)
Из материалов дела следует, что истец находился в учебных отпусках с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
В соответствии с пунктом 2 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, пунктом 3 приложения № 6 Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94, был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Судом установлено, что непосредственно до, и после нахождения в дополнительных учебных отпусках, Мамонкин А.И. осуществлял педагогическую деятельность в общеобразовательном учреждении - в МБОУ «<данные изъяты>», что подтверждается трудовой книжкой и другими, обозренными в судебном заседании, документами.
Поскольку Мамонкин А.И., осуществляя педагогическую деятельность в учреждении, которое является образовательным для детей, находился в учебных отпусках в период действия указанных норм права -, с учетом положений ст.ст. 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч.1), 18, 19 и 55 (ч.1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные периоды нахождения истца в учебных отпусках подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Решение суда соответствует обстоятельствам дела и отвечает требованиям закона.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств, поэтому не могут повлечь отмену решения суда, поскольку суд дал им надлежащую оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
о п р е д е л и л а:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 24 января 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика – начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. – без удовлетворения.
Председательствующий И.В.Адушкина
Судьи А.О.Бажанов
В.А.Ганченкова