Судья Ионова О.Н. Дело № 33-471/27
Докладчик Скипальская Л.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Скипальской Л.И.
судей Володиной Г.Ф.
Середа Л.И.
при секретаре Хальмеевой И.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 29 марта 2012 г. в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Рябининой Н.А. на решение Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 31 января 2012 г.
Заслушав доклад судьи Скипальской Л.И., судебная коллегия
установила:
Беляйкин П.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия о включении периода военной службы в специальный стаж и признании права на досрочную пенсию по старости. В обоснование иска указал, что 1 ноября 2011 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Решением Пенсионного фонда от 10 ноября 2011 г. в досрочном назначении трудовой пенсии ему отказано из-за отсутствия требуемого стажа работы. Требуется 25 лет, имеется 23 года 2 месяца 18 дней. В специальный стаж не зачислен период прохождения им военной службы с 18 октября 1983 г. по 16 декабря 1985 г. (2 года 1 месяц 28 дней). Считал отказ Пенсионного фонда неправомерным.
Просил суд признать решение № 40 от 10 ноября 2011 г. ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия в части не включения периода службы в армии незаконным и отменить; зачесть период с 18 октября 1983 г. по 16 декабря 1985 г. в специальный стаж, назначить досрочную трудовую пенсию с 31 октября 2011 г.; взыскать с ответчика государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей (л.д. 1-2, 106-109).
Решением Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 31 января 2012 г. исковые требования Беляйкина П.И. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Рябинина Н.А. считает решение суда необоснованным, просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также отсутствие законных оснований для включения оспариваемого периода в стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью.
В возражении на апелляционную жалобу Беляйкин П.И. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание истец и представитель ответчика не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, представили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что 31 октября 2011 г. истец Беляйкин П.И. обратился с заявлением к ответчику о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Решением начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия № 40 от 10 ноября 2011 г. Беляйкину П.И. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из-за отсутствия требуемого стажа. Требуется 25 лет, имеется 23 года 2 месяца 18 дней.
Не засчитан в специальный стаж период прохождения Беляйкиным П.И. военной службы с 18 октября 1983 г. по 16 декабря 1985 г. (2 года 1 месяц 28 дней), так как Правительством Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с которыми в стаж работы засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (абзац 1 пункт 4). Таким образом, Правилами строго определен круг периодов, включаемых в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наряду с работой, обусловленной выполнением трудовых обязанностей по характеру и условиям труда, соответствующим занимаемой должности, на которую принят работник. Включение периода прохождения военной службы в стаж работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию, указанными Правилами не предусмотрено.
Суд первой инстанции обоснованно признал данный отказ Пенсионного фонда в обжалуемой части незаконным.
Согласно справке ВрИО начальника отдела Военного комиссариата Республики Мордовия по Торбеевскому и Атюрьевскому районам от 11 октября 2011 г. №2156, Беляйкин Петр Иванович <дата> г. рождения, проходил военную службу по призыву с 18 октября 1983 г. по 16 декабря 1985 г.
Из трудовой книжки Беляйкина П.И. следует, что приказом № 44 от 1 сентября 1983 г. он зачислен в число учащихся 2-го курса дневного отделения Второго Горьковского индустриально-педагогического техникума. На основании приказа № 61 от 11 ноября 1983 г. с 18 октября 1983 г. временно отчислен в связи с призывом в Советскую Армию. В соответствии с приказом № 03 от 24 января 1986 г. зачислен в число учащихся 2-го курса дневного отделения в связи с окончанием службы в Советской Армии. Приказом № 18 от 24 июня 1988 г. в связи с окончанием срока обучения и успешной сдачей Государственных экзаменов отчислен из числа учащихся и направлен на работу в распоряжение Мордовского республиканского управления ПТО. На основании приказа № 29 по Атюрьевскому РОНО от 15 августа 1988 г. принят на работу преподавателем по труду Атюрьевской средней школы № 2 с 15 августа 1988 г. В соответствии с приказом № 6 от 1 июля 2002 г. по Атюрьевской средней школе № 2 принят учителем труда с 1 ноября 1999 г. Приказом № 158 от 30 августа 2008 г. по МОУ «Атюрьевская средняя школа № 2» переведен воспитателем, обслуживающим автобус для перевозки детей, с 1 сентября 2008 г. На основании приказа № 159 от 30 августа 2008 г. по МОУ «Атюрьевская средняя общеобразовательная школа № 2» переведен воспитателем с 1 сентября 2008 г.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В соответствии с подпунктом 19 пункта первого статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
При этом суд обоснованно принял во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. № 2-П, согласно которой в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
В спорный период времени прохождения Беляйкиным П.И. службы в составе Вооруженных Сил СССР с 18 октября 1983 г. по 16 декабря 1985 г. действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Согласно пункту 4 Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Указанное Постановление утратило силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953.
Период службы Беляйкина П.И. в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 г., то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы Беляйкина П.И. в Советской Армии подлежал включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Данная правовая позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2008 г. № 2-В08-7.
При таких обстоятельствах, так как на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии 31 октября 2011 г., Беляйкин П.И. с учетом включенного судом оспариваемого периода работы и зачтенных периодов пенсионным органом, имел специальный стаж более 25 лет, то суд обоснованно обязал пенсионный орган назначить ему пенсию с 31 октября 2011 г.
Необоснованной является ссылка апелляционной жалобы пенсионного органа на разъяснение Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003 г. № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» о том, что при включении истцу в специальный стаж периода нахождения на службе в составе Вооруженных Сил СССР, суд не учел того обстоятельства, что при включении указанного периода по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), применялись правила подсчета соответствующего стажа, предусмотренные указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), то есть истец должен был выработать не менее 2/3 специального стажа на момент отмены постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, а именно на 1 октября 1993 г.
Так, как следует из Постановления от 29 января 2004 г. № 2-П, правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации не содержит указаний на то, что при исчислении стажа на соответствующих видах работ по нормам ранее действовавших нормативных правовых актов необходимо, чтобы работниками был выработан общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично.
Кроме того, письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 июня 2004 г. № МЗ-637 «О порядке применения положений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П» разъяснено, что Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 29 января 2004 г. № 2-П установил, что нормы Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично)».
С учетом изложенного, при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 г. правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату).
Довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемый период не может быть засчитан в специальный стаж и по тому основанию, что указанному периоду должна непосредственно предшествовать и за ним следовать педагогическая деятельность, отклоняется. При этом ссылка пенсионного органа на пункт 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, несостоятельна. Согласно данному Положению, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. Требование о том, чтобы службе в составе Вооруженных Сил СССР непосредственно предшествовала и непосредственно за ней следовала педагогическая деятельность, указанная правовая норма не содержит.
При таких обстоятельствах являются необоснованными доводы апелляционной жалобы о неправомерном включении оспариваемого периода в льготной стаж работы истца для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью и то, что истец не приобрел права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Атюрьевского районного суда Республики Мордовия от 31 января 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Атюрьевском муниципальном районе Республики Мордовия Рябининой Н.А. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.И. Скипальская
Судьи Г.Ф. Володина
Л.И. Середа