Судья Надёжина С.Ю. Дело № 33-494/27
Докладчик Козина Е.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи – председательствующего Межевовой Н.И.
судей Елиной Т.А.
Козиной Е.Г.
при секретаре Панковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 апреля 2012 года в г. Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе истицы Поповой Т.Е. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 января 2012 года.
Заслушав доклад судьи Козиной Е.Г., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Попова Т.Е. обратилась в суд с иском к ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» о перерасчете пенсии, указав, что в ноябре 2011 года она обнаружила факт не включения в её трудовой стаж для расчета трудовой пенсии периода работы с января 1973 года по август 1981 год. В 51 год ей была назначена пенсия по льготе, как родившей и воспитавшей пятерых детей. В момент назначения пенсии она продолжала работать учителем, но служащие Пенсионного фонда не потребовали документы, подтверждающие стаж работы с января 1973 года по 1977 год с целью назначения пенсии по старости.
Обнаружив свою ошибку, Пенсионный фонд сделал запись в представлении о назначении ей пенсии об увольнении ее с работы, хотя она продолжала работать.
В ноябре 2011 года Пенсионный фонд обнаружил еще ошибку в начислении ей пенсии по заниженному коэффициенту, в связи с чем, ей была произведена доплата пенсии с 1 декабря 2011 года.
На ее устные заявления о перерасчете пенсии с января 1973 года по настоящее время ответчик отказал.
29 ноября 2011 года она подала заявление о перерасчете пенсии, так как была предоставлена архивная справка, подтверждающая ее трудовой стаж и суммы заработной платы за период с января 1973 год по август 1981 год.
30 ноября 2011 года она подала ответчику заявление о перерасчете пенсии с января 1973 год по настоящее время в связи с ошибкой работников Пенсионного фонда по заниженному коэффициенту начисления с 1,154 на коэффициент 1,25. В отказе от 14 декабря 2011 года ответчиком указано, что перерасчет пенсии невозможен.
Просила суд удовлетворить исковые требования по перерасчету ее трудовой пенсии с января 1973 год по настоящее время.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 января 2012 года в удовлетворении исковых требований Поповой Т.Е. отказано.
В апелляционной жалобе Попова Т.Е. просит об отмене решения суда и удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что судом не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для перерасчета пенсии, указывает, что работники Пенсионного фонда незаконно занизили ее стаж работы.
В судебное заседание истица Попова Т.Е., ее представитель Попова М.А., не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д.255,256), о причинах неявки в суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» Родькина И.А., действующая на основании доверенности № 1253 от 2 ноября 2011 г. относительно доводов апелляционной жалобы истицы Поповой Т.Е. возразила.
Заслушав объяснения представителя ответчика ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия», проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что 15 августа 1941 года Попова Т.Е. была назначена учителем 1-4 классов Агринской школы с. Атюрьево, где проработала до 1972 года. Приказом <№> от 29 января 1973 года истица была уволена в связи с уходом на пенсию. Общий трудовой стаж истицы составил 30 лет 5 месяцев 9 дней.
23 января 1972 года Попова Т.Е. обратилась в комиссию по назначению пенсий при исполкоме Атюрьевского районного Совета народных депутатов трудящихся с заявлением о назначении пенсии по старости, данная пенсия была ей назначена.
Материалами пенсионного дела Поповой Т.Е. подтверждается, что она воспитала пятерых детей и является вдовой умершего в 1991 года участника Великой Отечественной войны П.А.Н.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» государственные пенсии, исчисленные по нормам Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в связи с ростом заработной платы в стране подлежат исчислению и увеличению путем применения индивидуального коэффициента пенсионера.
Индивидуальный коэффициент пенсионера определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.
Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период.
При определении индивидуального коэффициента пенсионера отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране учитывается в размере не свыше 1,2 независимо от основания назначения пенсии.
Размер пенсии в рублях устанавливается исходя из среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал по индивидуальному коэффициенту пенсионера.
Пенсионеру, выполняющему оплачиваемую работу, исчисление и увеличение пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом производится с 1 числа месяца, следующего за тем, в котором пенсионер прекратил выполнение указанной работы.
Отношение заработной платы истицы к заработной плате по стране за период с 1 января 1971 года по 31 декабря 1971 года составило 1,154.
Согласно статьи 30.1 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 231-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Включение соответствующих периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности в общий трудовой стаж производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии. При этом продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.
Материалами дела подтверждается, что за трудовой стаж до 2002 года истица получила 10 % прибавку к пенсионному капиталу.
На 1 января 1991 года ее стаж составлял 31 год 5 месяцев 15 дней, в связи с чем за годы трудового стажа до 1991 года начислен 31 %, а всего коэффициент валоризации обоснованно составил 41 %, а сумма валоризации составила 1525 руб. 07 коп., то есть на 1 декабря 2010 года повышенный размер пенсии истицы составил <данные изъяты>.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2010 года № 167 «Об утверждении коэффициента дополнительного увеличения с 1 апреля 2010 года размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца» утверждён коэффициент дополнительного увеличения с 1 апреля 2010 года размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,063.
Страховая часть трудовой пенсии Поповой Т.Е. в размере 5597, 94 руб. была обоснованно проиндексирована на 6,3 %, размер пенсии составил <данные изъяты>.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2011 года № 21 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 февраля 2011 года размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца» утверждён коэффициент индексации с 1 февраля 2011 года размера страховой части трудовой пенсии по старости и размеров трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в размере 1,088.
В связи с чем страховая часть трудовой пенсии Поповой Т.Е. в размере 6090 руб. 56 коп. была обоснованно проиндексирована на 8,8 %, размер пенсии составил <данные изъяты>.
Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством размер пенсии истицы неоднократно был увеличен, вывод суда первой инстанции об отсутствии ошибок при перерасчете пенсии Поповой Т.Е. является обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» заявление пенсионера, на основании которого производится перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов. На основании абзаца 2 пункта 1 указанной статьи перерасчет производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.
Материалами пенсионного дела подтверждается, что пенсия Поповой Т.Е. была назначена с 4 февраля 1972 года, страховой стаж составил 30 лет 5 месяцев 9 дней.
29 ноября 2011 года Попова Т.Е. обратилась к начальнику ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» с заявлением о перерасчете и доплате пенсии по старости за период с января 1973 год по 29 ноября 2011 года.
К заявлению приложила архивную справку Атюрьевского межведомственного архива <№> от <дата> подтверждающую ее трудовой стаж с января 1973 год по июль 1981 год.
30 ноября2011 года Попова Т.Е. обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии с января 1973 года по 30 ноября 2011 года на том основании, что по вине работников Пенсионного фонда Атюрьевского района и Темниковского района ей производилась выплата пенсии в пониженном размере, исходя из коэффициента 1,154, а следовало по коэффициенту 1,25.
Письмом от 14 декабря 2011 года ГУ – «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия» в перерасчете пенсии Поповой Т.Е. за период с января 1973 год по дату подачи заявления было отказано и указано, что уточнение расчетного пенсионного капитала с учетом дополнительных документов, влияющих на оценку пенсионных прав и влекущих за собой пересмотр размера пенсии, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера об уточнении расчётного пенсионного капитала со всеми необходимыми документами. Согласно заявлению Поповой Т.Е. ей с 01 декабря 2011 год произведен перерасчет, согласно которому общий трудовой стаж составил 40 лет 1 день и размер пенсии составил <данные изъяты>. Но поскольку перерасчет размера установленной пенсии производится по заявлению пенсионера со сроков, предусмотренных действующим пенсионным законодательством, то произвести ей перерасчет размера трудовой пенсии с января 1973 года по 30 ноября 2011 года по ее заявлению от 29 ноября 2011 года не представляется возможным.
Разрешая данный спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что перерасчет трудовой пенсии истицы был обоснованно произведен ответчиком в заявительном порядке, после получения заявления Поповой Т.Е. и за период, последующий подаче заявления.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом, так как суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что приказа об увольнении за <№> от 29 января 1973 года не существовало, поскольку являются голословными и опровергаются материалами пенсионного дела, подтверждающий стаж работы Поповой Т.Е. (л.д.23).
Судом первой инстанции исследовался вопрос о том, почему в материалах пенсионного дела с 1 апреля 1994 года стаж истицы указан 35 лет 2 месяца 10 дней. В решении обоснованно указано, что поскольку работа истицы в период с 15 августа 1941 года по май 1945 года приходилась на время Великой Отечественной войны, то данный период работы засчитывался в стаж работы истицы для назначения пенсии в двойном размере на основании Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», закон утратил силу с 1 января 2002 года, с этого момента пенсия Поповой Т.Е. стала рассчитываться с учетом представленных документов с исчислением стажа в календарном порядке.
При оценке доводов апелляционной жалобы истицы, судебная коллегия учитывает, что материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты. Всем представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В целом доводы жалобы истицы сводятся к несогласию с решением суда, что не является основанием для его отмены.
Таким образом, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы истицы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь частью первой статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 26 января 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поповой Т.Е. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.И.Межевова
Судьи Т.А.Елина
Е.Г. Козина