Судья Селезнева О.В. Дело № 33-698/27
Докладчик Адушкина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Скипальской Л.И.
судей Адушкиной И.В.
Середы Л.И.
при секретаре Козеевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 24 апреля 2012 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе представителя ответчика – начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 февраля 2012 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
у с т а н о в и л а:
Асанова А.Д. обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по старости, о включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии (л.д.2).
В обоснование требований истица указала, что 11 октября 2011 г. она обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением начальника Управления Исаева В.С. от 14 ноября 2011 г. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа. Требуется 30 лет, имеется 21 год 10 месяцев 19 дней. Ответчиком не засчитаны в специальный стаж периоды ее работы с 14 ноября 1994 г. по 12 июня 1996 г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики «Медицинского подотдела МВД Республики Мордовия», с 13 июня 1996 г. по 31 октября 1999 г. и с 14 ноября 2002 г. по 21 августа 2003 г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики «Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия», с 22 августа 2003 г. по 31 января 2006 г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия». С решением ответчика она не согласна, считает, что оно принято необоснованно, тем самым нарушено ее право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Она работала и по настоящее время работает медицинской сестрой в лечебном учреждении, оказывает медицинскую помощь обратившимся туда больным, ее трудовые и функциональные обязанности не изменялись. Наименование лечебного учреждения - «Медицинский подотдел МВД Республики Мордовия» было изменено на «Больница с поликлиникой при МВД Республики Мордовия, затем на ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия» и потом на ФГУЗ «Медико-санитарная часть МВД Республики Мордовия». То обстоятельство, что медицинское учреждение меняло свое наименование, не должно влиять на ее право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Просила признать незаконным и отменить решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 14 ноября 2011 г., обязать ответчика зачесть в её специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, указанные выше периоды, и обязать ответчика назначить ей с 11 октября 2011 г. досрочную трудовую пенсию
В заявлении от 01 февраля 2012 г. Асанова А.Д. исковые требования уточнила, просила признать незаконным решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия от 14 ноября 2011 г. № 113398/315-1844 об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения периоды работы с 14 ноября 1994 г. по 28 декабря 1995 г., с 30 декабря 1995 г. по 5 марта 1996 г., с 7 марта 1996 г. по 28 мая 1996 г. с 30 мая 1996 г. по 12 июня 1996 г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики «Медицинского подотдела МВД Республики Мордовия», с 13 июня 1996 г. по 26 декабря 1996 г., с 28 декабря 1996 г. по 28 мая 1998 г., с 30 мая 1998 г. по 14 января 1999 г., с 16 января 1999 г. по 17 января 1999 г., с 19 января 1999 г. по 27 июля 1999 г., с 31 июля 1999 г. по 31 октября 1999 г. и с 14 ноября 2002 г. по 21 августа 2003 г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики «Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия», с 22 августа 2003 г. по 24 мая 2005 г., с 26 мая 2005 г. по 31 января 2006 г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия» и назначить досрочную трудовую пенсию с 12 октября 2011 г.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 февраля 2012 г. исковые требования Асановой А.Д. удовлетворены (л.д.196-201).
В апелляционной жалобе представитель ответчика – начальник Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаев В.С. считал решение суда незаконным и необоснованным, просил его отменить (л.д.206-208).
В жалобе указал, что в специальный стаж истицы не могут быть засчитаны периоды её работы в должности медсестры кабинета функциональной диагностики медицинского подотдела МВД Республики Мордовия, в должности медсестры кабинета функциональной диагностики Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия, в должности медсестры кабинета функциональной диагностики ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия», так как наименования учреждений не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781.
Считает, что в оспариваемые периоды, до 01 ноября 1999 г. при исчислении специального стажа медицинским работникам должен применяться Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 464. После указанной даты, Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1066, либо за все периоды Список и Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, а так же Правила от 11 июля 2002 г. №516.
В возражениях на апелляционную жалобу истица Асанова А.Д. просит оставить её без удовлетворения, а решение суда без изменения (л.д.212-213).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Шерстобитовой Ж.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истицы Асановой А.Д., просившей об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
Из материалов дела следует, что решением начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. № 113398/315-1844 от 14 ноября 2011 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Асановой А.Д. было отказано из-за отсутствия требуемого специального стажа работы. Требуется 30 лет, имеется 21 год 10 месяцев 19 дней (л.д.3-5).
Указанным решением не засчитаны в специальный стаж периоды работы истицы: с 14 ноября 1994 г. по 12 июня 1996 г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики «Медицинского подотдела МВД Республики Мордовия», с 13 июня 1996 г. по 31 октября 1999 г. и с 14 ноября 2002 г. по 21 августа 2003 г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики «Больницы с поликлиникой при МВД Республики Мордовия», с 22 августа 2003 г. по 31 января 2006 г. в должности медсестры кабинета функциональной диагностики ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия».
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункта 2 статьи 27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 г., Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Постановлением Правительства РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утвержден «Список должностей и учреждений, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. №1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающей право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» право на льготное исчисление специального стажа (1 год работы как 1 год 6 месяцев) имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Конституционный суд Российской Федерации своим Постановлением № 2-П от 29 января 2004 г. установил, что нормы закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» по своему конституционно-правовому смыслу не могут служить основанием для ухудшения условий для реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования. Из Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 03 июня 2004 г. следует «... при обращении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях, не являющихся государственными (муниципальными), должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности, определенный в подпунктах 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Из трудовой книжки Асановой А.Д. серии <№> (л.д.8), справки №1 от 17 января 2012 г. ФКУ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Республике Мордовия» (л.д.9), следует, что в заявленный спорный период истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в должности медицинской сестры кабинета функциональной диагностики медицинского подотдела МВД Республики Мордовия, в должности медицинской сестры кабинета функциональной диагностики больницы с поликлиникой при МВД по Республике Мордовия, в должности медсестры кабинета функциональной диагностики ФГУЗ «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия».
Судом первой инстанции установлено, что учреждение, в котором работала истица в период с 13 июня 1996 года по 22 августа 2003 года - Больница с поликлиникой при МВД Республики Мордовия, является подразделением медицинского отдела МВД Республики Мордовия и его деятельность направлена на осуществление комплекса мер по медицинскому обеспечению сотрудников и работников органов внутренних дел, пенсионеров МВД, членов их семей и т.д.
С 1979 года данное учреждение имело название «Медицинский отдел МВД Республики Мордовия», с 1995 года - ГУЗ «Больница с поликлиникой медотдела МВД Республики Мордовия», затем «Госпиталь с поликлиникой при МВД Республики Мордовия» и «Медико - санитарная часть МВД Республики Мордовия», что подтверждается имеющимися в материалах дела документальными доказательствами
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно посчитал неправомерным отказ ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в назначении пенсии истице, и обоснованно полагал необходимым обязать ответчика включить указанные периоды работы Асановой А.Д. в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что оснований полагать, что перечень приведенных в Списке наименований учреждений является закрытым, поскольку при ином толковании данного нормативного акта, которого придерживается ответчик, нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации, иными правовыми актами, равное право граждан на получение пенсии, а именно лица, работавшие вне вошедших в Список, но непосредственно связанных с деятельностью по охране здоровья государственных и муниципальных учреждениях, оказываются в худшем по сравнению с другими гражданами положении, что противоречит основам пенсионного законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что работа в указанных выше должностях связана с лечебной деятельностью, предусматривает как непосредственное оказание медицинской помощи, так и лечения, суд обоснованно отклонил довод ответчика об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с тем, что учреждения, в которых работала истица в оспариваемый период времени, не включены в утвержденный Постановлением Правительства Список, поскольку вид деятельности, учитываемый при назначении льготной пенсии, не зависит от организационно-правовой формы учреждения.
Таким образом, оценив в совокупности все собранные по делу доказательства, проанализировав законодательные и нормативно-правовые акты, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что характер работы истицы в спорные периоды, в которых осуществляется медицинская деятельность, дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с учетом включенных судом периодов работы.
Выводы суда первой инстанции полностью основываются на фактических обстоятельствах дела и требованиях действующего гражданского законодательства.
Доводы апелляционной жалобы, не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, аналогичны возражениям ответчика по заявленным требованиям, и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда по одним только формальным соображениям на основании пункта 6 статьи 330 ГПК Российской Федерации.
Исходя из изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 22 февраля 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – начальника Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия Исаева В.С. – без удовлетворения.
Председательствующий Л.И.Скипальская
Судьи И.В.Адушкина
Л.И.Середа